Решение ФАС РФ от 20.01.2025 по делу N 28/06/105-727/2025

"О признании жалобы необоснованной: действия оператора электронной площадки не противоречат положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 20.01.2025 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2025 г. по делу N 28/06/105-727/2025

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МКОУ "В" (далее - Заказчик), МКУ "К" (далее - Уполномоченный орган), комиссией по осуществлению закупок Заказчика, Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации (ПСД) на капитальный ремонт по объекту МКОУ "В" расположенная по адресу: <...>, в том числе проектно-изыскательские работы, включая получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0865300002024000030) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки, АО "Б" (далее - Банк), в котором открыт специальный счет Заявителя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом жалобы Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 13.12.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 864 200 руб.;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.01.2025;

5) на участие в Конкурсе подано 13 заявок от участников закупки;

6) дата окончания рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 13.01.2025;

7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 13 заявок участников Конкурса соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "118019970" с предложением о цене контракта в размере 4 850 000 руб.

В силу подпункта "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.

Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.

На заседании Комиссии установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.01.2025 в 6:00 (МСК).

В соответствии с Извещением размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 128 642 руб.

Комиссией установлено, что для обеспечения заявки на участие в Конкурсе Заявителем открыт специальный счет N 40702810700000053690 в Банке (далее - Специальный счет).

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заявитель направил заявку на участие в Конкурсе 10.01.2025 в 4:16 (МСК). В свою очередь, Оператор электронной площадки направил запрос в Банк на блокирование денежных средств на Специальном счете 10.01.2025 в 4:17 (МСК). При этом от Банка не поступила информация о наличии на Специальном счете Заявителя денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Конкурсе, в связи с чем Оператором электронной площадки заявка Заявителя на участие в Конкурсе возвращена 10.01.2025 в 8:20 (МСК).

Также на заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, полученных из государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, в установленное подпунктом "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе время, в адрес Оператора электронной площадки от Банка не поступила информация о наличии на Специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Конкурсе, в связи с чем Оператором электронной площадки заявка Заявителя на участие в Конкурсе возвращена.

Таким образом, вышеуказанные действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем согласно письменным пояснениям Банка в период с 09.01.2025 по 10.01.2025 наблюдался технический сбой, выразившийся в частичной недоступности функционала использования специальных счетов участниками закупок для участия в конкурсных процедурах на электронных торговых площадках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Банка не направившего Оператору электронной площадки сведения о подтверждении блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе нарушают подпункт "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "А" необоснованной.

2. Признать в действиях Банка нарушение подпункта "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Банку, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.