ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2025 г. N 223ФЗ-52/25
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "А" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - <...>,
членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>,
АО "Е": <...> (доверенность от 01.01.2025 N 4/25),
ООО "А": <...> (доверенность от 15.10.2024 N 3),
представители ООО "4" (далее - Заказчик) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "А" б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку системных блоков (извещение N 32414363247), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба ООО "А" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку системных блоков (извещение N 32414363247) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.
Пунктом 6 раздела 2 закупочной документации Заказчика (далее - Документация) установлено, что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.roseltorg.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": https://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом процесса проведения процедур с использованием электронной площадки "Корпоративные закупки" АО "Е" (в редакции от 23.08.2024 N 7), утвержденным приказом заместителя генерального директора АО "Е" <...> (далее - Регламент).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), Документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.12.2024.
2. Начальная (максимальная) цена договора - 2 083 790,64 руб.
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.01.2025.
4. На участие в Аукционе поданы 3 заявки от участников закупки.
5. Дата рассмотрения первых частей заявок поданных на участие в Аукционе - 21.01.2025.
6. По результатам рассмотрения первых частей заявок соответствующей Документации признана 1 заявка от участника закупки.
7. Дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 23.01.2025.
8. Дата рассмотрения вторых частей заявок поданных на участие в Аукционе - 28.01.2025.
9. По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующей Документации признана 1 заявка от участника Аукциона.
10. Дата подведения итогов Аукциона - 28.01.2025.
11. По результатам подведения итогов Аукциона победителем признан участник с идентификационным номером "2218945156" с предложением о цене договора в размере 2 083 790,64 руб.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 31.01.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 04.02.2025.
Согласно доводу Жалобы Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Аукциона, ввиду чего у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в закупке.
Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации и Регламента.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупке в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований Оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией ФАС России установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.01.2025 в 10:00.
Из Жалобы следует, что у Заявителя ввиду наличия технической ошибки на сайте Оператора в период подачи заявок на участие в Аукционе отсутствовала возможность подачи заявок на участие в Аукциона.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора сообщил, что в период с 09.01.2025 на сайте Оператора проводятся внеплановые технические работы. При этом внеплановые технические работы окончены 17.01.2025 в 08:30 (МСК), что свидетельствует о возможности подачи заявки на участие в Аукциона в период с 17.01.2025 по 20.01.2025.
Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил сведения, согласно которым программно-технический комплекс Оператора работал в штатном режиме без технических сбоев в период с 17.01.2025 по 20.01.2025, что также подтверждается информацией, размещенной в государственной информационной системе "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС.
Изучив представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Комиссия ФАС России установила, что Оператором не обеспечена непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме при проведении Аукциона, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Аукционе в период с 09.01.2025 по 16.01.2025.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Вместе с тем предписание об устранении выявленного нарушения в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
1. Признать жалобу ООО "А" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку системных блоков (извещение N 32414363247) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "Е" нарушение части 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.