Решение ФАС РФ от 03.02.2025 по делу N 28/06/105-1437/2025

"О признании жалобы обоснованной: действия комиссии по осуществлению закупок нарушают п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 03.02.2025 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2025 г. по делу N 28/06/105-1437/2025

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО УСК "С" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Министерства строительства Кузбасса (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством строительства Кузбасса (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Общеобразовательная школа в микрорайоне Дальнее Куйбышево г. Новокузнецк" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0139200003224000016) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, поскольку в качестве подтверждения наличия опыта по позиции 7 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) представлен контракт не в полном объеме.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 13.12.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 806 851 813,92 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 8970702101027177С414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.01.2025;

6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

7) дата подачи ценовых предложений - 20.01.2025;

8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 2 участниками Аукциона;

9) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в Извещении;

10) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки "118056585" с предложением о цене контракта в размере 4 734 749 036,71 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, поскольку в качестве подтверждения наличия опыта по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 представлен контракт не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии у участника закупки одного из следующих видов опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, опыт подтверждается следующими документами:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, при котором работы, являющиеся объектом закупки, не требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и при этом договор, предусмотренный абзацем вторым графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, предусматривает выполнение работ, не требующих в соответствии с указанным законодательством выдачи такого разрешения).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Общеобразовательная школа в микрорайоне Дальнее Куйбышево г. Новокузнецк", в связи с чем в Извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.01.2025 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в полном объеме документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, поскольку в качестве подтверждения наличия опыта по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 представлен контракт не в полном объеме.

Так, Комиссией по осуществлению закупок установлено, что стоимость представленного Заявителем контракта составляет 4 439 741 157,46 руб. Вместе с тем сумма представленных актов выполненных работ составляет 3 705 280 129,88 руб.

Таким образом, Комиссия по осуществлению закупок приняла решение о том, что Заявителем представлен контракт не в полном объеме, в связи с чем заявка Заявителя отклонена.

Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 размещены в том числе копии следующих документов:

- муниципальный контракт от 09.03.2022 N К0122, заключенный между МКУ "У", действующего от имени Муниципального образования города Лесосибирск и Заявителем на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства: жилой комплекс микрорайон "Юбилейный" (далее - Контракт) (реестровый номер контракта в ЕИС - 3245401064522000005);

- дополнительное соглашение к Контракту от 24.12.2024 N 20, согласно которому цена контракта составляет 4 439 741 157,46 руб.

- акт приемки объекта капитального строительства от 19.12.2024 б/н, унифицированной формы акта приемки законченного строительства объекта капитального строительства КС-11, согласно которому стоимость строительно-монтажных работ составляет 4 439 741 157,46 руб. (далее - Акт);

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.12.2024 N 24-52-682-2024, выданное "О";

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.09.2024 N 24-52-664-2024, выданное "О";

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.10.2024 N 24-52-668-2024, выданное "О";

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.12.2023 N 24-52-627-2023, выданное "О";

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.12.2023 N 24-52-626-2023, выданное "О";

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.11.2023 N 24-52-620-2023, выданное "О".

Так, согласно положениям позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, стоимость представленного опыта выполнения работ подтверждается актом приемки объекта капитального строительства.

В случае, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит стоимость выполненных работ, то такая стоимость подтверждается актами выполненных работ, которые содержат цену выполненных работ.

Комиссией установлено, что Заявителем в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленными позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 представлен Контракт, стоимость выполнения работ по которому составляет 4 439 741 157,46 руб., а также Акт, подтверждающий указанную стоимость выполненных работ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что представленный Заявителем Контракт соответствует дополнительным требованиям, в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571, установленным в Извещении.

Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, отклонившей заявку Заявителя ввиду представления не в полном объеме документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ в соответствии с дополнительными требованиями позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно подпункту "м" пункта 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включается, в том числе раздел 12 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства".

Извещением установлено, что объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Общеобразовательная школа в микрорайоне Дальнее Куйбышево г. Новокузнецк".

Комиссия изучив описание объекта закупки Извещения установила, что проектная документация на проведение работ по строительству объекта капитального строительства размещена не в полном объеме, поскольку в составе проектной документации отсутствует локальный сметный расчет, который является первоначальной формой при вычислении сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, и его отсутствие не позволяет исполнителю определить стоимость определенного вида работ в рамках исполнения контракта.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего в составе Извещения проектную документацию не в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО УСК "С" обоснованной.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы от 03.02.2024 по делу N 28/06/105-1437/2025 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.