ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2025 г. по делу N 28/06/105-1574/2025
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ "А" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специализированного продукта для лечебного питания (Нутризон Эдванст Нутридринк или эквивалент) для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в городе Москве (УНЗ С250476) (И) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0873200009825000050) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно осуществившего возврат заявки Заявителя по причине отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов Заявителя, предусмотренных перечнем, установленным позицией 33 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.01.2025;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 821 299,48 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 03.02.2025;
5) согласно пункту 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Позицией 33 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что в случае проведения закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного позицией 33 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров;
3) справка об отсутствии у участника закупки, являющегося физическим лицом, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, судимости за преступления, предусмотренные статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) декларация участника закупки о непривлечении участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.5 - 6.7, 14.43, 14.44 - 14.46.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки, в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2024 N 1285 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в перечень документов, установленный позицией 33 приложения к Постановлению N 2571, а именно с 03.10.2024 участникам закупок необходимо дополнительно представить:
- справку об отсутствии у участника закупки, являющегося физическим лицом, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, судимости за преступления, предусмотренные статьей 236 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- декларацию участника закупки о непривлечении участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.5 - 6.7, 14.43, 14.44 - 14.46.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем 21.10.2024 внесены изменения в информацию и документы, подтверждающие соответствие Заявителя дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 33 приложения к Постановлению N 2571 в действующей редакции, а именно направлены Оператору электронной площадки справка об отсутствии судимости и декларация о непривлечении участника закупки к административной ответственности. При этом Оператором электронной площадки 24.10.2024 принято решение о размещении представленных информации и документов Заявителя в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно осуществившего возврат заявки Заявителя по причине отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов Заявителя, предусмотренных перечнем, установленным позицией 33 приложения к Постановлению N 2571.
Представитель Оператора электронной площадки представил сведения, согласно которым в связи с изменением перечня документов, установленного позицией 33 приложения к Постановлению N 2571, Оператором электронной площадки создан на сайте Оператора электронной площадки дополнительный раздел для направления участниками закупок заявок на размещение актуального перечня информации и документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению N 2571, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
При этом согласно письменным пояснениям Оператора электронной площадки, Заявителем направлены Оператору электронной площадки информация и документы посредством их прикрепления в раздел, предусмотренный для аккредитации по позиции 33 приложения к Постановлению N 2571 в редакции, действующей до 04.10.2024.
Также Комиссией установлено, что применительно к закупкам, размещенным на сайте Оператора электронной площадки после 04.10.2024, Оператором электронной площадки направляются заказчикам документы, подтверждающие соответствие участников закупок дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 33 приложения к Постановлению N 2571, размещенные через новый раздел с пометкой "распространяется на закупки, опубликованные с 04.10.2024".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что информация и документы Заявителя, размещенные Оператором электронной площадки в старом разделе позиции 33 приложения к Постановлению N 2571, полностью удовлетворяют требованиям Постановления N 2571, в том числе в части соответствия перечню документов, предусмотренных графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" позиции 33 приложения к Постановлению N 2571.
Кроме того, Комиссия отмечает, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предоставлены операторам электронных площадок правовые основания для принятия самостоятельного решения об аннулировании информации и документов участников закупок, аккредитованных на электронных площадках.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Аукционе, нарушают положения подпункта "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Т" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение подпункта "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 10.02.2025 по делу N 28/06/105-1574/2025 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.