ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. по делу N 25/44/99/П7
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок "У" и "К" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении "У" (далее - Заказчик), Комитетом по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, разработка рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ по строительству автомобильной дороги и выполнению сопутствующих работ по строительству сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, уличного освещения и благоустройству на территории городского округа Ступино Московской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148200005423000048) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В ФАС России поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Конкурса.
Согласно полученной информации Комиссией по осуществлению закупок неправомерно приняты документы ООО "АА" в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе по позиции 17 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) Извещение размещено в ЕИС - 20.02.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 381 049 105,74 руб.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.03.2023;
5) Конкурс признан несостоявшимся, так как на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
6) по результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ООО "АА" заключен контракт от 20.03.2023 N 32-А на сумму 381 049 105,74 руб.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 17 приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн руб., для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн руб.
Позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что при проведении конкурентных процедур на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги предъявляется требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 N ИЭОК1 заявка ООО "АА" по результатам рассмотрения представленных документов соответствует требованиям Извещения.
При этом Комиссией установлено, что ООО "АА" в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта, в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571, представлен договор подряда от 02.04.2021 N 02/04/2021 на работы по строительству внутриквартальных дорог для инфраструктуры коттеджного поселка по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, вблизи поселения Красноярское, заключенный с ООО "АБ" (ИНН <...>) на сумму 317 450 100,00 руб. (далее - Договор).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N 1576) при проведении внеплановых проверок должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок, письмом ФАС России от 03.02.2025 N ГР/8477-ПР/25 в адрес ФНС России направлен запрос информации о наличии договорных отношений между ООО "АА" и контрагентом по Договору.
Согласно письму от 04.02.2025 N 31-5-04/0011дсп ФНС России сообщила об отсутствии договорных взаимоотношений между ООО "АА" и ООО "АБ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Договор, представленный ООО "АА" в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе по позиции 17 приложения к Постановлению N 2571, является подложным, не подтверждает заявленный ООО "АА" опыт выполнения работ, связанного с предметом Конкурса и, следовательно, ООО "АА" представлены недостоверные сведения.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки ООО "АА" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия обращает внимание, что в целях недопущения предоставления ООО "АА" недостоверной информации о наличии необходимого опыта выполнения работ для обеспечения победы в закупках ФАС России передает материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о принятии мер реагирования в рамках компетенции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576, Комиссия
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 25.02.2025 по делу N 25/44/99/П7 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. Передать материалы от 25.02.2025 по делу N 25/44/99/П7 в правоохранительные органы.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.