ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2025 г. по делу N 28/06/105-2036/2025
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб N 2 Управления контроля размещения государственного заказа Копылова С.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Вышегурова И.Х.,
консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Овчарова А.С.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей КОГКУ "Д" Ч., Д., Ш., представители КОГКУ "Ц", АО "А", ООО "С" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия КОГКУ "Д" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, КОГКУ "Ц" (далее - Уполномоченный орган), комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа, АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) системы освещения автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с переходом лизингополучателю права собственности на предмет лизинга (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0340200003325000891) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) не установившего в Извещении запрет на допуск товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875);
2) ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 12.03.2025 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.03.2025.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 06.02.2025;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 154 000 000 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.03.2025;
5) дата подачи ценовых предложений - 12.03.2025;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) ценовые предложения подавали 2 участника Аукциона;
8) дата подведения итогов определения поставщика - 13.03.2025;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "2209312" с минимальным ценовым предложением в размере 2 035 530 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении не установлен запрет на допуск товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, в соответствии с положениями Постановления N 1875.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 2 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе с учетом положений части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принимать меры, устанавливающие запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 1 Постановления N 1875 устанавливается запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами (далее - иностранные лица), по перечню согласно приложению N 1 к Постановлению N 1875 (далее - Приложение N 1).
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) системы освещения автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с переходом лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что оборудование и материалы, указанные в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки), используются для создания системы освещения, которая является предметом лизинга и передается Заказчику целиком.
В соответствии с приложением N 2 Описания объекта закупки Заказчиком указан перечень товаров, используемых лизингополучателем при оказании услуги, в том числе "светильник светодиодный", в количестве 4 652 шт., с конкретными характеристиками. При этом участникам Аукциона при подаче заявок необходимо указывать соответствующую информацию по таким товарам.
Вместе с тем Комиссией установлено, что указанные Заказчиком в приложении N 2 Описания объекта закупки товары, в том числе "светильник светодиодный" с кодом по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки, за исключением медицинских изделий" включены в Приложение N 1 Постановления N 1875.
Комиссия отмечает, что при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании услуги, Заказчик в Извещении об осуществлении закупки по общему правилу указывает предусмотренную Законом о контрактной системе информацию как в отношении закупаемой услуги, так и товара.
Таким образом, если поставляемые товары, не входят в структурированное Извещение при этом поставка товаров (с указанием соответствующих характеристик) предусмотрена техническим заданием (описанием объекта закупки), то Заказчику необходимо устанавливать требования, предусмотренные статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком, не применены положения Постановления N 1875 в отношении поставляемого товара при оказание услуг финансовой аренды (лизинга) системы освещения автомобильных дорог, что нарушает пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 01.03.2025).
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из содержания довода жалобы следует, что предметом (объектом) лизинга по Аукциону является система освещения автомобильных дорог, которая на данный момент не создана и отсутствует на рынке, в связи с чем договор финансовой аренды (лизинга) не может считаться заключенным.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что отсутствие в момент заключения договора финансовой аренды (лизинга) системы освещения автомобильных дорог не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о финансовой аренде (лизинге) N 164) предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
Согласно части 2 статьи 15 Закона о финансовой аренде (лизинге) N 164 для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры. К обязательным договорам относится договор купли-продажи.
В силу пункта 2 статьи 455 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Таким образом, допускается заключение договора финансовой аренды (лизинга) в отношении будущей вещи, которой не существует у лизингодателя на момент заключения такого договора.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части пункта 1 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы от 14.03.2025 по делу N 28/06/105-2036/2025 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание Комиссии
С.В. КОПЫЛОВ
Члены Комиссии
И.Х. ВЫШЕГУРОВ
А.С. ОВЧАРОВ