Письмо Госналогслужбы РФ от 26.09.94 N ВП-6-20/363

"Обзор принятых мер по организационному обеспечению выполнения положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках"
Редакция от 26.09.1994 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 сентября 1994 г. N ВП-6-20/363

ОБЗОР ПРИНЯТЫХ МЕР ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК ПО НАЛОГАМ И ДРУГИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ, УПЛАЧИВАЕМЫМ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НА ИХ ИМУЩЕСТВО В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ В БАНКАХ

Государственная налоговая служба Российской Федерации для сведения и использования в практической работе сообщает информацию о проделанной налоговыми органами работе в соответствии с указаниями Госналогслужбы России и ДНП России, изложенными в письме от 28 июня 1994 г. N N ВГ-4-14/77н и СА-964, по организационному обеспечению мероприятий по выполнению Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках.

Согласно представленной информации по состоянию на 15 августа т.г. указанное Положение доведено до низовых налоговых органов, обеспечено его изучение личным составом. Совместно с органами налоговой полиции на местах проводятся совещания в целях разработки конкретных мероприятий по наиболее эффективной реализации Положения, отработки вопросов взаимодействия. По предложению госналогинспекции по Кемеровской области аналогичный вопрос был рассмотрен на заседании администрации области, в результате чего было принято постановление, обязывающее глав администраций городов и районов оказывать организационное и материальное содействие в реализации Положения.

В республиках Карелия и Ингушской, Красноярском крае, Астраханской, Кемеровской, Кировской, Ленинградской, Новосибирской областях в составе налоговых инспекций в пределах штатной численности ведется формирование специализированных подразделений (отделов, секторов, оперативных групп) по взысканию недоимки, а в ряде других регионов при недостаточности численности эта работа возлагается на конкретных специалистов.

Двенадцать госналогинспекций (по Курганской, Кемеровской, Орловской, Магаданской, Тамбовской, Владимирской и др. областям) разработали примерные формы или образцы решений (постановлений), требований, запросов, актов и других документов, необходимых для реализации Положения.

Отдельные инспекции совместно с органами налоговой полиции разрабатывают мероприятия по приему и реализации изъятого имущества. Так, госналогинспекцией по Саратовской области совместно с Департаментом налоговой полиции по области подготовлен проект постановления администрации, предусматривающий создание в системе этого департамента камеры хранения изъятого имущества и определяющий базовые предприятия торговли для его реализации. Госналогинспекцией по Иркутской области выработан механизм взаимодействия с органами налоговой полиции и банками по приему изъятой у юридических лиц в погашение недоимки денежной наличности, определен порядок их хранения в органах налоговой полиции.

Для доведения до налогоплательщиков норм Положения в средствах массовой информации публикуются сведения о состоянии дел с уплатой налогов и предполагаемых со стороны налоговых органов мерах по реализации Положения. Кроме того, проводятся семинары - совещания с руководителями предприятий.

В большей части регионов налоговые органы приступили к работе по практическому применению Положения.

Составляются списки предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом, производятся выверки расчетов по должникам, направляются запросы в банки о наличии на их счетах денежных средств. На основе имеющихся о налогоплательщике данных должникам направляются письменные требования о погашении недоимки.

Так, согласно представленной 36 территориями цифровой информации (справка прилагается) налоговыми органами в целях реализации норм положения направлено 1601 требование в погашение недоимки должникам, задолженность которых перед бюджетом составляет 61,3 млрд. руб., вынесено 266 постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество на 44,7 млрд. руб.

В ходе этой работы в бюджет дополнительно поступило 5,6 млрд. руб. Причем часть из этих средств внесена плательщиками добровольно. Так, в Республике Татарстан 63 предприятия после получения указанных требований полностью погасили задолженность перед бюджетом в сумме 777 млн. руб., а 36 - частично на сумму 760 млн. руб.

В соответствии с Положением до обращения взыскания недоимки на имущество юридических лиц произведено изъятие наличных денежных средств всего на 3,3 млрд. руб.: в Чувашской республике 42,9 млн. руб., Красноярском крае 326 млн. руб., Курганской области 2,9 млрд. руб.

Анализ поступившей информации показывает, что факты принятия налоговыми органами постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщика пока еще единичны, а в отдельных регионах вообще отсутствуют. К ним относятся Республика Марий Эл, Воронежская, Тамбовская, Тульская, Тюменская области, Ненецкий, Таймырский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Не реализуется право первоочередного обращения взыскания в погашение недоимки на наличные денежные средства налогоплательщика. Возникают трудности в финансовом обеспечении реализации Положения.

В связи с изложенным, а также в целях активизации работы налоговых органов по обращению взыскания недоимки на имущество юридических лиц Государственная налоговая служба Российской Федерации:

1. Поручает начальникам государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации:

- принять меры к завершению организационной подготовки аппарата госналогинспекций к работе по применению Положения, предусмотренной вышеуказанным письмом Госналогслужбы России и ДНП России от 28 июня 1994 г. N N ВГ-4-14/77н и СА-964, обратив особое внимание на закрепление за структурными подразделениями, должностными лицами и специалистами конкретных участков этой работы;

- ежеквартально сообщать о результатах проведенной работы, возникающих вопросах и трудностях, связанных с применением Положения, а также предложения по его совершенствованию (специальным разделом в аналитической записке о ходе поступлений налогов и функционирования налоговой системы).

2. Доводит до сведения, что регулярно на коллегии Госналогслужбы России будут заслушиваться начальники госналогинспекций субъектов Российской Федерации о принимаемых мерах по снижению недоимки, в том числе о ходе реализации Положения.

В связи с поступающими запросами одновременно разъясняется, что в случае отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика и на счетах его дебиторов в банках в соответствии с п. 4 Положения взыскание в возмещение недоимки прежде всего обращается на его наличные денежные средства. При этом для изъятия у должника наличных денежных средств вынесения налоговым органом решения (постановления) об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 5 Положения, не требуется.

Первый заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.И.ПОТАПОВ