Закон РФ от 08.07.92 N 3246/1-I

"О федеральных органах государственной безопасности"
Редакция от 08.07.1992 — Документ утратил силу, см. «Федеральный закон от 03.04.95 N 40-ФЗ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
от 8 июля 1992 года N 3246/1-1

О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящий Закон определяет назначение, задачи, правовые основы, принципы организации и деятельности, систему, обязанности и права, силы и средства федеральных органов государственной безопасности, а также виды контроля и надзора за их деятельностью.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Федеральные органы государственной безопасности и их назначение

Федеральные органы государственной безопасности являются органами исполнительной власти Российской Федерации и предназначены для предупреждения нанесения ущерба безопасности Российской Федерации. Федеральные органы государственной безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации.

Статья 2. Задачи федеральных органов государственной безопасности

Задачами федеральных органов государственной безопасности являются:

а) выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;

б) добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации;

в) выявление, предупреждение и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;

г) борьба с терроризмом;

д) выявление, предупреждение и пресечение во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Федерации организованной преступности, коррупции и наркобизнеса;

е) обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов Российской Федерации;

ж) обеспечение охраны государственной границы Российской Федерации с помощью оперативно-розыскных средств;

з) обеспечение высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, других государственных органов информацией об угрозах безопасности Российской Федерации.

Другие задачи федеральных органов государственной безопасности могут быть определены только законами Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа деятельности федеральных органов государственной безопасности

Правовую основу деятельности федеральных органов государственной безопасности составляют Конституция Российской Федерации - России, Закон Российской Федерации "О безопасности", настоящий Закон, другие законы Российской Федерации, а также нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере безопасности.

Деятельность федеральных органов государственной безопасности осуществляется в соответствии с заключенными либо признанными Российской Федерацией международными договорами и соглашениями.

Статья 4. Принципы организации и деятельности федеральных органов государственной безопасности

Организация и деятельность федеральных органов государственной безопасности осуществляется на основе принципов:

законности;

уважения прав и свобод человека и гражданина;

гуманизма;

подотчетности и подконтрольности высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации;

единства системы федеральных органов государственной безопасности и централизации управления ими;

конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральными органами государственной безопасности их деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации.

Лицо, полагающее, что федеральными органами государственной безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать такое нарушение в вышестоящий федеральный орган государственной безопасности, прокуратуру или суд.

Граждане Российской Федерации, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения, а также информацию от федеральных органов государственной безопасности по поводу ограничения их прав и свобод в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Государственные органы, общественные объединения и граждане вправе требовать возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями федерального органа государственной безопасности и его должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности федеральных органов государственной безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться федеральными органами государственной безопасности кому бы то ни было без его добровольного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В случае нарушения сотрудниками федерального органа государственной безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель указанного органа, прокурор или судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Должностные лица федеральных органов государственной безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут дисциплинарную, административную либо уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 6. Построение системы федеральных органов государственной безопасности

1. Система федеральных органов государственной безопасности и их организационная структура устанавливаются исходя из назначения, задач и принципов организации и деятельности федеральных органов государственной безопасности.

2. Единую систему федеральных органов государственной безопасности составляют:

Министерство безопасности Российской Федерации;

органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге;

органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка);

органы пограничной охраны.

3. Федеральные органы государственной безопасности создают подразделения, необходимые для обеспечения их деятельности: инженерно-строительные, медицинские, материально-технические, финансовые и другие.

Подготовка и повышение квалификации кадров для федеральных органов государственной безопасности, исследование проблем безопасности осуществляются в учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях, находящихся в ведении Министерства безопасности Российской Федерации.

4. Создание федеральных органов государственной безопасности, не предусмотренных настоящим Законом, в Российской Федерации не допускается.

5. В федеральных органах государственной безопасности запрещается деятельность и создание организационных структур политических партий, а также массовых общественных движений, преследующих политические цели.

Статья 7. Министерство безопасности Российской Федерации

Министерство безопасности является органом государственного управления Российской Федерации и обеспечивает организацию исполнения законов Российской Федерации в системе федеральных органов государственной безопасности. Оно реализует задачи федеральных органов государственной безопасности, издает в соответствии с законами Российской Федерации нормативные акты. Министерство безопасности осуществляет руководство федеральными органами государственной безопасности, а также управляет пограничными войсками.

Министерство безопасности участвует в разработке общегосударственных программ обеспечения безопасности Российской Федерации.

Структура и организация деятельности Министерства безопасности определяются Положением о Министерстве безопасности Российской Федерации, утверждаемым в установленном законом порядке.

Статья 8. Органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге

Органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге обеспечивают реализацию возложенных на них задач на соответствующей территории, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.

Статья 9. Органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка)

Органы государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка) находятся в прямом подчинении Министерства безопасности Российской Федерации и решают возложенные на них задачи в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, а также в иных воинских формированиях, предусмотренных законами Российской Федерации.

Структура и организация деятельности военной контрразведки определяются положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Органы пограничной охраны

Органы пограничной охраны осуществляют разведывательную деятельность, а также проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации об охране государственной границы.

Статья 11. Взаимодействие федеральных органов государственной безопасности с иными государственными органами, общественными объединениями и гражданами

Федеральные органы государственной безопасности решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, а также с общественными объединениями и гражданами.

Федеральные органы государственной безопасности могут использовать силы и средства других органов системы обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации к учреждениям, организациям и предприятиям с их согласия могут быть прикомандированы сотрудники федеральных органов государственной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Министерства, ведомства и иные государственные органы Российской Федерации оказывают содействие федеральным органам государственной безопасности в решении задач, определенных настоящим Законом.

РАЗДЕЛ III ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Обязанности федеральных органов государственной безопасности

Федеральные органы государственной безопасности обязаны:

а) вести контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации;

б) осуществлять во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную работу в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации;

в) проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

г) осуществлять контрразведывательную работу по обеспечению безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, а также иных воинских формированиях, предусмотренных законами Российской Федерации;

д) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению актов терроризма;

е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Федерации меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом;

ж) участвовать в разработке и реализации мер по защите государственных секретов; осуществлять контроль за обеспечением их сохранности в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, органах общественных объединений;

з) проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности оборонного комплекса, атомной энергетики, космических исследований, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также для обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации; информировать государственные органы, предприятия, учреждения и организации о выявленных нарушениях, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации;

и) осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности страны и прогнозирование тенденций их развития; информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации, другие государственные органы об угрозах безопасности Российской Федерации;

к) принимать во взаимодействии с органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности иностранных представительств на территории Российской Федерации на основе международных и межгосударственных договоров и соглашений, а также участвовать во взаимодействии с органами внешней разведки в проведении мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом;

л) участвовать по решению высших органов государственной власти и управления Российской Федерации совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических и религиозных мероприятий федерального, межгосударственного и международного характера;

м) обеспечивать безопасность и готовность к функционированию в военное время и в условиях чрезвычайного положения пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации;

н) поддерживать и обеспечивать мобилизационную готовность федеральных органов государственной безопасности;

о) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.

Статья 13. Права федеральных органов государственной безопасности

Федеральные органы государственной безопасности имеют право:

а) проводить в соответствии с законами Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также с целью получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации и обеспечения борьбы с иностранными спецслужбами и организациями;

б) проводить в соответствии с законами Российской Федерации необходимые следственные действия с целью выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;

в) иметь и использовать в соответствии с законодательными актами Российской Федерации следственные изоляторы;

г) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - принадлежащие общественным объединениям и гражданам. Федеральные органы государственной безопасности возмещают расходы, понесенные в этих случаях владельцами средств связи, по их требованию;

д) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям или общественным объединениям (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступление или подозреваемых в его совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

е) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций при пресечении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, и преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, в случаях, когда промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Об указанных случаях федеральные органы государственной безопасности уведомляют прокурора с последующим получением его санкции в течение 24 часов;

ж) проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность при наличии достаточных оснований подозревать их в совершении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;

з) получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на федеральные органы государственной безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации;

и) создавать организационные структуры (подразделения и организации), необходимые для решения задач, возложенных на федеральные органы государственной безопасности;

к) разрешать сотрудникам федеральных органов государственной безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств, применение и использование которых осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О милиции" и общевойсковыми уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;

л) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны; осуществлять подготовку кадров для служб безопасности негосударственных структур, если последнее не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов государственной безопасности.

Не допускается использование федеральными органами государственной безопасности предоставленных им прав для решения задач, не предусмотренных настоящим Законом.

РАЗДЕЛ IV СИЛЫ И СРЕДСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 14. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности

1. Сотрудниками федеральных органов государственной безопасности являются военнослужащие и служащие, деятельность которых непосредственно связана с решением задач, предусмотренных настоящим Законом.

Общая численность сотрудников федеральных органов государственной безопасности определяется Президентом по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

2. На службу в федеральные органы государственной безопасности принимаются граждане Российской Федерации, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на сотрудников федеральных органов государственной безопасности.

3. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу на основании общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации и положений о прохождении воинской службы. Они пользуются правами и льготами, предоставленными военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сотрудники федеральных органов государственной безопасности, не являющиеся военнослужащими, проходят службу на основании законодательства Российской Федерации о труде и Положения о прохождении службы в федеральных органах государственной безопасности, утверждаемого Правительством Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

4. Обязанности и права конкретных категорий сотрудников федеральных органов государственной безопасности определяются настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, указами Президента и нормативными актами Правительства Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Министерства безопасности Российской Федерации.

5. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности могут быть награждены министром безопасности Российской Федерации нагрудным знаком "Почетный сотрудник государственной безопасности". Основания и порядок представления к награждению указанным нагрудным знаком определяются министром безопасности Российской Федерации.

Статья 15. Правовое положение сотрудников федеральных органов государственной безопасности

1. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Воспрепятствование исполнению сотрудниками федеральных органов государственной безопасности служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, угрозы, сопротивление, насилие или посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением ими служебной деятельности влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

2. Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества членов семьи сотрудника федеральных органов государственной безопасности от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей предусматривается законодательством Российской Федерации.

3. При исполнении сотрудником федеральных органов государственной безопасности служебных обязанностей не допускается его привод и административное задержание, а также личный досмотр и досмотр его вещей, личного и используемого им транспорта без представителя соответствующего федерального органа государственной безопасности.

4. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник федеральных органов государственной безопасности обязан принять все меры к исполнению закона.

Сотрудники федеральных органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются законами Российской Федерации и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

Сотрудникам федеральных органов государственной безопасности запрещается: организация забастовок и участие в их проведении; занятие любыми видами предпринимательской деятельности; работа по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности.

Статья 16. Социальная защита сотрудников федеральных органов государственной безопасности

1. Государство гарантирует социальную защиту сотрудников федеральных органов государственной безопасности.

2. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств государственного бюджета Российской Федерации.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника федеральных органов государственной безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет органов государственного бюджета Российской Федерации.

В случае увечья или инвалидности, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудник федеральных органов государственной безопасности получает ежемесячную компенсацию в виде разницы между назначенной пенсией и окладом денежного содержания по последнему месту службы, а также единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств государственного бюджета Российской Федерации.

В случае гибели сотрудника федеральных органов государственной безопасности в связи с осуществлением служебной деятельности или его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения, контузии или заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается из средств государственного бюджета Российской Федерации единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) и устанавливаются льготы, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение жилья на условиях и основаниях, которые имели место до гибели (смерти) сотрудника.

3. Сотрудники федеральных органов государственной безопасности, направляемые в служебные командировки, пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостинице и приобретения проездных документов на все виды транспорта в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам федеральных органов государственной безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

Сотрудникам федеральных органов государственной безопасности телефоны по месту жительства устанавливаются в течение года со дня подачи заявления.

4. Верховный Совет Российской Федерации, Президент и Правительство Российской Федерации могут устанавливать сотрудникам федеральных органов государственной безопасности или распространять на них иные, не предусмотренные настоящим Законом, льготы и меры социальной защиты.

Статья 17. Права и обязанности лиц, оказывающих содействие федеральным органам государственной безопасности

1. Лица, оказывающие содействие федеральным органам государственной безопасности, имеют право:

заключать контракт с федеральными органами государственной безопасности об условиях конфиденциального сотрудничества;

получать от сотрудников федеральных органов государственной безопасности разъяснения о своих задачах, правах и обязанностях;

использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

получать в определенных контрактом случаях вознаграждение;

получать возмещение за вред, причиненный их здоровью, либо за ущерб, причиненный их имуществу в процессе оказания содействия федеральным органам государственной безопасности.

2. Лица, оказывающие содействие федеральным органам государственной безопасности, обязаны:

выполнять поручения федеральных органов государственной безопасности, направленные на решение стоящих перед ними задач;

соблюдать условия контракта с федеральными органами государственной безопасности в случае его заключения;

не допускать умышленного предоставления ложной или клеветнической информации;

не разглашать охраняемые законом сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия федеральным органам государственной безопасности.

Лица, оказывающие содействие федеральным органам государственной безопасности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за умышленное предоставление ложной или клеветнической информации.

3. Гарантии прав и социальной защиты лиц, оказывающих содействие федеральным органам государственной безопасности, обеспечиваются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

Статья 18. Оперативно-технические средства федеральных органов государственной безопасности

Федеральные органы государственной безопасности в пределах предоставленной настоящим Законом и другими законами Российской Федерации компетенции разрабатывают, создают и используют оперативно-технические средства, а также обеспечивают их сохранность в целях реализации поставленных перед ними задач.

Используемые федеральными органами государственной безопасности оперативно-технические средства и методы их применения не должны представлять угрозу для жизни и здоровья людей, а также причинять ущерб окружающей среде.

Использование оперативно-технических средств осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

Статья 19. Информационное обеспечение федеральных органов государственной безопасности

Информационное обеспечение федеральных органов государственной безопасности осуществляется посредством создания и использования в их деятельности информационных систем, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о лицах, подготавливающих или покушающихся на преступления, совершающих или совершивших преступления, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также подозреваемых в их совершении, устанавливаются законами Российской Федерации.

Основания и порядок учета информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих интересы обеспечения безопасности Российской Федерации, а также сведений о деятельности иностранных спецслужб и организаций устанавливаются нормативными актами федеральных органов государственной безопасности в соответствии с настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, а также нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации.

Условия и порядок ознакомления граждан с охраняемыми законом сведениями, содержащимися в информационных системах федеральных органов государственной безопасности, устанавливаются законами Российской Федерации.

Статья 20. Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов государственной безопасности

1. Финансирование федеральных органов государственной безопасности осуществляется за счет средств государственного бюджета Российской Федерации. Размеры ассигнований, выделяемых Министерству безопасности Российской Федерации, утверждаются Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

2. Материально-техническое обеспечение Министерства безопасности Российской Федерации, включая подчиненные ему органы военной контрразведки и пограничные войска, осуществляется за счет централизованных ресурсов Российской Федерации.

3. Участки земли и имущество федеральных органов государственной безопасности (в том числе здания, сооружения, предприятия, оборудование), созданное и приобретенное за счет бюджетных или иных средств Российской Федерации, являются собственностью государства.

Федеральные органы государственной безопасности могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ V КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 21. Парламентский контроль

Контроль Верховного Совета Российской Федерации за деятельностью федеральных органов государственной безопасности осуществляется в форме парламентских слушаний и расследований, заслушивания отчетов министра безопасности Российской Федерации, а также сообщений должностных лиц федеральных органов государственной безопасности в Верховном Совете Российской Федерации.

Контроль Верховного Совета Российской Федерации за деятельностью федеральных органов государственной безопасности осуществляет Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

Народные депутаты Российской Федерации могут получать охраняемые законом сведения о деятельности федеральных органов государственной безопасности в порядке, определяемом законами Российской Федерации.

Статья 22. Президентский контроль

Президент Российской Федерации заслушивает отчеты руководителей федеральных органов государственной безопасности о результатах их деятельности, утверждает программы деятельности федеральных органов государственной безопасности, определяет виды информации и порядок ее предоставления.

Статья 23. Судебный контроль

Контроль судебных органов за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами государственной безопасности в их деятельности осуществляется в ходе рассмотрения судами уголовных дел, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности. Этот контроль осуществляется также при рассмотрении дел о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками федеральных органов государственной безопасности, и по искам граждан, связанным с обжалованием действий федеральных органов государственной безопасности и их должностных лиц.

Статья 24. Прокурорский надзор

Надзор за точным и единообразным исполнением федеральными органами государственной безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН