Приказ МПР РФ от 03.03.2003 N 156

"Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации"
Редакция от 03.03.2003 — Действует

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2003 г. N 4516


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 марта 2003 г. N 156

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

В целях обеспечения Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569), приказываю:

Утвердить прилагаемые Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.

Министр
В.Г.АРТЮХОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом МПР России
от 03.03.2003 N 156

УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

1. Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (далее - Указания) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О "неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569.

2. Настоящие Указания применяются территориальными органами и специализированными морскими инспекциями МПР России, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <*>, при организации работ и осуществлении контроля за ликвидацией последствий разливов нефти и нефтепродуктов, представлении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459; 1997, N 17, ст. 2011; 2002, N 15, ст. 1439.

3. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).

4. При поступлении в территориальный орган или специализированную морскую инспекцию МПР России информации о разливе нефти и нефтепродуктов руководители территориального органа или специализированной морской инспекции МПР России или должностные лица, уполномоченные распоряжением руководителей указанных органов, на основании значений нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (приложение 2) оценивают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Для уточнения параметров и условий аварийного разлива может быть сделан запрос о дополнительной информации или проведено ознакомление на месте, в том числе в порядке контрольно-инспекционных мероприятий.

5. Исходя из места расположения и условий разлива, степени готовности и фактических действий сил и средств, привлекаемых для его ликвидации, предварительной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами и в ходе устранения аварийной ситуации и ее последствий, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России могут давать органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по приданию аварийному разливу статуса чрезвычайной ситуации при более низких значениях разлива, а также предложения по повышению категории чрезвычайной ситуации, объявленной по факту разлива.

6. Территориальные органы МПР России по согласованию с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям.

7. Вне зависимости от придания в установленном порядке аварийному разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России осуществляют контроль за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.

Приложение 1
к Указаниям
по определению нижнего
уровня разлива нефти
и нефтепродуктов
для отнесения
аварийного разлива
к чрезвычайной ситуации

ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ ДЛЯ СООБЩЕНИЯ ОБ АВАРИЙНОМ РАЗЛИВЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И СПЕЦМОРИНСПЕКЦИИ МПР РОССИИ

1. Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов

2. Источник загрязнения

3. Причина разлива нефти и нефтепродуктов

4. Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов

5. Площадь загрязнения

6. Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории)

7. Гидрометеорологическая обстановка

8. Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды

9. Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории

10. Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии

11. Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН

12. Принятые меры

13. Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации

Приложение 2
к Указаниям
по определению нижнего
уровня разлива нефти
и нефтепродуктов
для отнесения
аварийного разлива
к чрезвычайной ситуации

ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕГО УРОВНЯ РАЗЛИВА
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ АВАРИЙНОГО РАЗЛИВА К ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Таблица 1

НА ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объект Нижний уровень разлива
Масса, т
Азовское море 0,5
Черное море 1
Каспийское море - Северный Каспий - устье Волги 0,5 0,1
Балтийское море 0,3
Моря Северного Ледовитого океана Устье Северной Двины 0,5 0,3
Моря Тихого океана 1

Таблица 2

НА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТОРФЯНЫХ БОЛОТ)

Категория водных объектов Нижний уровень разлива
Масса, т
Легкие нефтепродукты Нефть и тяжелые нефтепродукты
Рыбохозяйственные водоемы 0,5 1
Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования 0,5 1
Водоемы культурно-бытового водопользования 1 1,5

Таблица 3

НА МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ПОВЕРХНОСТИ ТОРФЯНЫХ БОЛОТ (В ТОННАХ)

Источник загрязнения Вид загрязнения Вид территории
Промышленные площадки Территории населенных пунктов Водоохранные зоны водных объектов Прочие территории
С твердым покрытием Без покрытия С твердым покрытием Без покрытия
Разведочные и эксплуатационные скважины Нефть <*> 40 20 30 15 3 7
Нефте- и продуктопроводы <**> Нефть <*> 40 20 30 15 Любой факт разлива 7
Легкие нефтепродукты 30 15 20 5 3
Авто- и железнодорожные цистерны Нефть и тяжелые нефтепродукты 10 5 5 3 Любой факт разлива 3
Легкие нефтепродукты 5 3 3 1 1
Крупнотоннажные стационарные хранилища Нефть 30 15 20 7 3 7
Тяжелые нефтепродукты 40 20 30 15 5 15
Легкие нефтепродукты 20 7 10 5 1 5
Мелкотоннажные хранилища, объекты розничной реализации нефтепродуктов и иные источники Нефть 10 5 6 2 Любой факт разлива 2
Тяжелые нефтепродукты 20 7 10 5 5
Легкие нефтепродукты 10 5 6 0,5 0,5

<*> Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.

<**> В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Приказом МЧС России от 07.07.97 N 382, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.