Постановление Правительства РФ от 05.09.2001 N 660

"О федеральной целевой программе "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы"
Редакция от 05.09.2001 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 12.10.2004 N 540»
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2001 г. N 660

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы".

Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2006 годы уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Москва

5 сентября 2001 г.

N 660

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 2001 г. N 660

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ"

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы"
   
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 440-р
   
Государственные заказчики Программы - Министерство образования Российской Федерации (координатор); Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации; Российская академия наук
   
Основные разработчики Программы - межведомственная рабочая группа, созданная в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 1578
   
Цели Программы - развитие научно-технического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике; формирование нового мышления в постиндустриальном обществе
   
Задачи Программы - обеспечение совместного участия сотрудников организаций науки, высшего образования и инновационных структур в подготовке высококвалифицированных кадров и проведении научных исследований;
  привлечение талантливой молодежи в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности;
  развитие информационных технологий в научном и учебном процессах на основе единой информационной базы для сферы науки, высшего образования и инновационной деятельности;
  развитие единой для сферы науки и высшего образования опытно-экспериментальной и приборной базы
   
Сроки и этапы реализации Программы - 2002 - 2006 годы (2 этапа):
I этап - 2002 - 2004 годы;
II этап - 2005 - 2006 годы
   
Основные направления реализации Программы - обеспечение взаимодействия организаций науки и высшего образования; развитие новых форм научно-образовательной деятельности;
  закрепление в сфере науки, высшего образования и инновационной деятельности талантливой молодежи;
  развитие информационных технологий в научном и образовательном процессах на основе единой информационной базы;
  улучшение материально-технической базы
   
Основные исполнители Программы - высшие учебные заведения, научные учреждения и производственные организации, определяемые по конкурсу проектов
   
Объемы и источники финансирования Программы - всего 1688 млн. рублей (в ценах 2001 года), в том числе: средства федерального бюджета - 1188 млн. рублей; средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 250 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 250 млн. рублей
   
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - формирование системы фундаментальной и прикладной подготовки специалистов, способных проводить инновационные преобразования;
  получение новых научных и научно-технических результатов;
  сохранение и развитие ведущих научных школ и научно-педагогических коллективов;
  широкое и равноправное участие российской науки и высшего образования в международной научно-технической и образовательной кооперации
   
Управление Программой и контроль за ее выполнением - организацию управления Программой и контроль за ее выполнением осуществляют государственные заказчики

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Инновационный путь развития российской экономики, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы" (далее именуется - Программа), направлена на решение этой задачи.

В Программе предусмотрено развитие инновационно-исследовательской системы подготовки кадров как наиболее прогрессивной и конкурентоспособной в условиях рыночной экономики.

Формирование интегрированных научно-образовательных коллективов способствует также решению межрегиональных проблем, созданию наукоемкой продукции.

Объединенные научно-технические и образовательные структуры, формируемые с участием иностранных партнеров, могут явиться наиболее эффективным средством укрепления позиций нашей страны в международном научно-техническом и технологическом сотрудничестве.

Поскольку высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации и производственные предприятия находятся в ведении нескольких органов государственной власти, проблема их интеграции имеет межведомственный характер, и ее решение вследствие достаточно длительного срока подготовки специалистов (пять и более лет) может быть достигнуто только программно-целевыми методами.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

В Программе представлен согласованный по ресурсам и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, правовых и организационных мероприятий.

Целями Программы являются:

развитие научно-технического и кадрового потенциала России и адаптация его к рыночной экономике;

формирование нового мышления в постиндустриальном обществе.

Механизм достижения целей: интеграция интеллектуальных и материально-технических ресурсов в сфере науки, высшего образования и производства.

Для достижения целей предусматривается решение следующих задач:

обеспечение совместного участия сотрудников организаций науки, высшего образования и инновационных структур в подготовке высококвалифицированных кадров, проведении научных исследований, разработке и реализации научно-технических и инновационных проектов;

привлечение в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности талантливой молодежи, создание условий для повышения престижности научной и научно-педагогической деятельности;

развитие информационных технологий в научном и учебном процессах на основе единой для сферы науки, высшего образования и инновационной деятельности информационной базы;

развитие опытно-экспериментальной и приборной базы для ее совместного использования научными работниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, сотрудниками инновационных структур.

Программа реализуется в течение 5 лет в 2 этапа:

первый - 2002 - 2004 годы;

второй - 2005 - 2006 годы.

За первые 3 года в основном должны быть выполнены программные мероприятия по обеспечению приоритетных направлений научно-технического прогресса высококвалифицированными специалистами, по созданию и адаптации единого системного и прикладного программного обеспечения, совместной (с вузами и научно-исследовательскими организациями) подготовке кадров в области суперкомпьютерных и информационных технологий, развитию интегрированных высокопроизводительных вычислительных сетей.

Выполнение программных мероприятий, связанных с проведением совместных фундаментальных и поисковых исследований, реализацией проектов по научному, технологическому и кадровому обмену между научными и образовательными организациями, привлечением талантливой молодежи в сферу науки и образования, техническим перевооружением интегрированных объектов в указанной сфере, предусмотрено на весь период реализации Программы.

Для обеспечения деятельности интегрированных структур в сфере науки и высшего образования на начальном этапе реализации Программы предусмотрена разработка, апробация и внесение в Правительство Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования, статус и функции этих структур.

III. Программные мероприятия

Программные мероприятия ориентированы на решение ключевых задач государственной политики - повышение эффективности использования и развитие научно-технического потенциала страны, удовлетворение кадровых потребностей современной экономики и формирование нового мышления в постиндустриальном обществе на базе объединения интеллектуальных и материально-технических ресурсов сферы науки и высшего образования. Целью программных мероприятий является рациональное расходование государственных средств на развитие науки и высшего образования. Программа осуществляется по четырем направлениям.

Обеспечение взаимодействия организаций науки и высшего образования и развитие новых форм научно-образовательной деятельности

В Программу включены мероприятия, предусматривающие проведение совместных фундаментальных исследований, выполняемых сотрудниками вузов, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, реализацию проектов по научному, техническому и кадровому обмену между научными и образовательными организациями для создания наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Планируется оказание поддержки в реализации совместных проектов научных и образовательных организаций по разработке наукоемкой продукции, в формировании совместных инновационных структур.

Для подготовки студентов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений по приоритетным направлениям науки и техники необходимо использование потенциала ведущих научных центров страны. Подготовка научных и научно-педагогических кадров невозможна без участия специалистов академических и ведущих отраслевых научно-исследовательских организаций в создании образовательных программ.

Наиболее эффективной формой, обеспечивающей интеграцию образовательного процесса и научных исследований, являются учебно-научные центры, действующие на базе государственных научных организаций и вузов или их подразделений для совместного использования интеллектуального потенциала и материальных ресурсов.

В результате совместной деятельности учебных и научных организаций в учебно-научных центрах должны быть созданы оптимальные условия для разработки передовых технологий и подготовки кадров, что обеспечит их высокий инновационный потенциал и органическое включение в состав российских технополисов.

Учебно-научные структуры, формируемые с участием иностранных партнеров, должны стать эффективным средством укрепления позиций нашей страны в мировом научно-техническом взаимодействии. Программа предполагает активное привлечение иностранных партнеров к развитию таких структур, укреплению их приборно-аналитической и информационной базы.

Привлечение талантливой молодежи в сферу науки, высшего образования, инновационной деятельности и создание условий для повышения престижности научной и научно-педагогической деятельности

В Программе планируется проведение мероприятий, направленных на повышение престижности научной и научно-педагогической деятельности, привлечение молодежи в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности.

В целях освоения достижений мировой науки и новейших технологий Программой предусмотрено оказание поддержки научных исследований, выполняемых специалистами образовательных организаций в ведущих научных и технологических центрах, а также обучения и стажировки в таких центрах аспирантов и молодых ученых. Создание условий для творческого роста молодых талантливых исследователей обеспечивается путем поддержки их участия в международных конференциях, семинарах и симпозиумах. Важным фактором поддержания авторитета российской науки и высшей школы в странах СНГ послужит прием на обучение и стажировку в ведущие университеты и научные организации России аспирантов и молодых ученых из этих стран в ходе выполнения совместных проектов Программы.

В Программе предусматривается выделение средств на проведение экспедиционных и полевых исследований с участием студентов, аспирантов и докторантов. Эти исследования являются основой практической подготовки специалистов и их участия в решении экологических проблем, связанных с устойчивым экономическим развитием страны.

Развитие информационных технологий в научном и образовательном процессах на основе единой информационной базы

Средства обработки информации, компьютерные сети представляют возможность для реализации интегрированных научно-образовательных и инновационных комплексов на всей территории страны, что является особенно актуальным в условиях Российской Федерации, где степень неравномерности распределения научно-технического и образовательного потенциала по обширной территории весьма высока. Использование единой информационной базы позволит получить не только значительный эффект в научной, образовательной и инновационной деятельности, но и сократить связанные с ней расходы. Поэтому основными задачами этого направления являются формирование единой информационной базы для развития прогрессивных форм и методов ведения научного и образовательного процессов, совершенствование технологий научных исследований и проведение опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов на основе единого системного и прикладного программного обеспечения для вузов, исследовательских организаций и инновационных структур.

Научные библиотеки являются одними из основных элементов интегрированных научно-образовательных структур. В Программе планируется выделение библиотекам, входящим в состав крупных научно-образовательных структур, средств для внедрения современных информационных технологий.

Важным условием развития науки и высшего образования является подготовка монографий. Программой предусматривается оказание поддержки в подготовке монографий по приоритетным направлениям науки и техники, осуществляемой совместно сотрудниками вузов, научно-исследовательских и инновационных организаций.

Улучшение материально-технического обеспечения интеграционного развития науки и высшего образования

Развитие единой вычислительной, приборной и технологической базы необходимо для решения приоритетных проблем фундаментальной и прикладной науки, подготовки высококвалифицированных кадров. В связи с этим предполагается обеспечение организаций - участников Программы современной техникой, в том числе путем концентрации уникальной аппаратуры в центрах коллективного пользования. Программа предусматривает оказание поддержки совместных работ по организации опытного и мелкосерийного производства приборов и установок, созданных по результатам фундаментальных и прикладных исследований.

В Программе планируется оказание поддержки научно-образовательной деятельности музеев, ботанических садов, обсерваторий и других научных объектов. Выделяются средства на поддержание работоспособности лабораторного оборудования и установок коллективного пользования.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы - 1688 млн. рублей

(в ценах 2001 года), в том числе средства федерального бюджета - 1188 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 250 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 250 млн. рублей.

Общий объем государственных капитальных вложений из федерального бюджета на 5 лет составляет 200 млн. рублей.

Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников для выполнения мероприятий Программы предусматривается осуществлять в установленном порядке на основе заключения специальных соглашений.

Финансирование расходов по Программе за счет средств федерального бюджета осуществляется путем целевого назначения через государственных заказчиков Программы. Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета подлежат уточнению при формировании его на очередной год.

V. Механизм реализации Программы

Исполнители Программы определяются на конкурсной основе.

К участию в конкурсах допускаются научные учреждения, государственные научные центры Российской Федерации, высшие учебные заведения, прошедшие в установленном порядке государственную аккредитацию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. С победителями конкурсов заключаются государственные контракты на выполнение работ. Заявки, поступившие на конкурс, подлежат экспертизе, порядок проведения которой определяется условиями конкурса.

VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Организацию управления Программой осуществляют государственные заказчики в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обеспечение управления Программой проводится государственным учреждением - Центром содействия интеграции высшего образования и фундаментальной науки (далее именуется - центр "Интеграция"), созданным Министерством образования Российской Федерации и Российской академией наук.

Центр "Интеграция" осуществляет:

подготовку методических материалов для проведения конкурсов Программы, объявление конкурсов, сбор, анализ и обобщение проектов, техническое обеспечение проведения конкурсов, публикацию результатов конкурсов;

экспертизу проектов и результатов выполнения работ;

техническое и методическое обеспечение подготовки и оформления контрактов для их последующего заключения государственным заказчиком, организацию работ в рамках Программы и консультацию исполнителей Программы, сбор информации о ходе выполнения проектов, подготовку материалов для сводных отчетов и подготовку обобщенных заключений по проектам и в целом по Программе;

организацию работ комиссий по анализу результатов работы, приему отчетов исполнителей Программы;

техническое обеспечение деятельности по управлению Программой.

Финансирование научно-технических работ центра "Интеграция", связанных с обеспечением текущего управления Программой, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на сопровождение Программы по разделу НИОКР, в объеме не более 1,5 процента средств общего объема финансирования по смете, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации, и договору, заключаемому с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Контроль за исполнением Программы и использованием полученных результатов осуществляется государственными заказчиками - Министерством образования Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российской академией наук.

С учетом выделенных на реализацию Программы финансовых средств Министерство образования Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российская академия наук уточняют при необходимости целевые показатели, затраты по программным мероприятиям и механизм их реализации. Отчетность ведется по перечню показателей, согласованных с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Министерство образования Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Российская академия наук направляют ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе выполнения работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.

VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы

Предполагается, что в результате реализации программных мероприятий будут достигнуты:

уровень подготовки специалистов с высшим образованием, гарантирующий их востребованность и конкурентоспособность в мировом научном сообществе;

кадровое обеспечение реализации комплекса федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу;

улучшение кадрового состава в организациях научно-технической сферы и высших учебных заведениях, сохранение и развитие ведущих научных и научно-педагогических коллективов;

новые научные и научно-технические результаты, способствующие переходу экономики страны на более высокий технологический уровень, а также улучшению экологической обстановки и повышению качества жизни населения;

экономия ресурсов за счет создания единой информационной базы, концентрации приборной и технологической базы в сфере науки и высшего образования;

условия, обеспечивающие повышение интенсивности и качества образовательной и исследовательской деятельности;

равноправное участие российской науки и высшего образования в международной научно-технической кооперации, предотвращение оттока из страны наиболее талантливой молодежи.

Мероприятия федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы"

Государственные заказчики - Министерство образования Российской Федерации (координатор) Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации Российская академия наук
Исполнители - высшие учебные заведения, научные организации Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус, государственные научные центры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, выбираемые на конкурсной основе в соответствии с разделом V Программы

(млн. рублей, в ценах 2001 года)

Мероприятия Срок реализации Объем финансирования Ожидаемые результаты
2002 - 2006 годы 2002 год
  в том числе   в том числе
Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы
1. Осуществление совместных фундаментальных и поисковых, прикладных исследований на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей научных организаций и вузов Российской Федерации - всего 2002-2006 годы 380 350 - 30 69 63   6 повышение эффективности использования научно-технического и кадрового потенциала, совершенствование образовательного процесса; создание новых специальностей и специализаций; подготовка специалистов, обеспечивающих решение проблем постиндустриального общества, создание высокоэффективных технологий, машин и оборудования
в том числе:                    
федеральный бюджет   350 350 - - 60 60 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   20 - - 20 7 2 - 5  
внебюджетные источники   10 - - 10 2 1 - 1  
2. Использование потенциала ведущих научных центров страны для стажировки молодых исследователей, аспирантов и докторантов высших учебных заведений - всего 2002-2006 годы 75 60 - 15 13 10 - 3 повышение уровня подготовки аспирантов и докторантов, сохранение и развитие российских научно-педагогических школ
в том числе:                    
федеральный бюджет   60 60 -   10 10 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   5 - - 5 1 - - 1  
внебюджетные источники   10 - - 10 2 - - 2  
3. Поддержка совместных программ и проектов, а также научных и образовательных организаций по разработке и производству наукоемкой продукции, формированию совместных инновационных структур - всего 2002-2005 годы 85 70 - 15 17 14 - 3 интенсификация инновационных процессов; укрепление связи между фундаментальными исследованиями, экспериментальными разработками и промышленным производством; увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре экономики
в том числе:                    
федеральный бюджет   50 50 -   10 10 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   15 5 - 10 3 2 - 1  
внебюджетные источники   5 15 - 5 4 2 - 2  
4. Привлечение иностранных партнеров к проведению совместных исследований и развитию интегрированных научно-образовательных структур - всего 2002-2006 годы 130 105 - 25 23 18 - 5 укрепление позиций в мировом научно-техническом сотрудничестве, совершенствование приборно-аналитической и информационной базы интегрированных структур
в том числе:                    
федеральный бюджет   20 20 - - 4 4 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   40 25 - 15 5 2 - 3  
внебюджетные источники   70 60 - 10 14 12 - 2  
5. Развитие нормативно-правового обеспечения интеграции науки и высшего образования; реструктуризация действующей сети интегрированных учебно-научных структур - всего 2002-2003 годы 15 5 - 10 5 1 - 4 отработка методологии, правил и процедур обеспечения комплексного взаимодействия научных организаций и образовательных учреждений; создание основы интегрированного развития науки и высшего образования, оптимизированной по направлениям деятельности и территориальному размещению сети учебно-научных структур
в том числе:                    
федеральный бюджет   5 5 - - 1 1 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   10 - - 10 4 - - 4  
внебюджетные источники   - - - - - - - -  
6. Сопровождение Программы, включая проведение исследований по проблемам интеграции научно-образовательных и производственных структур и создания инновационной сферы - всего 2002-2006 годы 15 15 - - 2 2 - - анализ результатов проведения программных мероприятий; текущее управление Программой, научные и методические разработки по проблемам интеграции научно-образовательных и производственных структур и создания инновационной сферы
в том числе:                    
федеральный бюджет   15 15 - - 20 2 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   - - - - - - - -  
внебюджетные источники   - - - - - - - -  
Итого по разделу I   700 605 - 95 129 108 - 21  
в том числе:                    
федеральный бюджет   500 500 - - 87 87 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   90 30 - 60 20 6 - 14  
внебюджетные источники   110 75 - 35 22 15 - 7  

Мероприятия Срок реализации Объем финансирования Ожидаемые результаты
2002 - 2006 годы 2002 год
  в том числе   в том числе
Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы
II. Привлечение талантливой молодежи в сферу науки, высшего образования, инновационной деятельности и создание условий для повышения престижности научной и научно-педагогической деятельности
7. Проведение научных конкурсов, школ и конференций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников вузов и научных организаций - всего 2002-2006 годы 95 75 - 20 16 16 - 4 развитие различных форм научного творчества молодежи
в том числе:                    
федеральный бюджет   75 75 - - 12 12 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   15 - - 15 3 - - 3  
внебюджетные источники   5 - - 5 1 - - 1  
8. Направление по единым планам вузами и научными организациями на научную стажировку молодых исследователей, преподавателей и ученых в ведущие образовательные, научные и технические центры других государств, обеспечение их участия в международных конференциях и симпозиумах - всего 2002-2006 годы 95 75 - 20 16 12 - 4 освоение достижений мировой науки и техники молодыми исследователями и создание условий для их творческого роста, повышение уровня подготовки научно-педагогических кадров
в том числе:                    
федеральный бюджет   75 75 - - 12 12 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   10 - - 10 2 - - 2  
внебюджетные источники   10 - - 10 2 - - 2  
9. Создание рабочих мест в лабораториях академических и отраслевых научных организаций, научно-промышленных объединениях и инновационных структурах в целях осуществления научной и научно-технической деятельности студентами, аспирантами и докторантами высших учебных заведений - всего 2002-2003 годы 40 30 - 10 8 6 - 2 выявление талантливой молодежи, внедрение в образовательный процесс методик научной работы, освоение промышленных технологий следующего поколения
в том числе:                    
федеральный бюджет   20 20 - - 4 4 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   5 - - 5 1 - - 1  
внебюджетные источники   15 10 - 5 3 2 - 1  
10. Поддержка экспедиционных и полевых исследований, проводимых совместно вузами и научными организациями с участием студентов, аспирантов и докторантов - всего 2002-2006 годы 95 75 - 20 16 12 - 4 совершенствование педагогического, образовательного и научного процессов путем практической подготовки высококвалифицированных специалистов
в том числе:                    
федеральный бюджет   75 75 - - 12 12 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   15 - - 15 3 - - 3  
внебюджетные источники   5 - - 5 1 - - 1  
11. Поддержка исследований, научных и педагогических стажировок аспирантов, молодых преподавателей и научных сотрудников из государств - участников СНГ - всего 2002-2006 годы 40 20 - 20 8 4 - 4 развитие единого научного и образовательного пространства; повышение престижа российской науки и высшего образования
в том числе:                    
федеральный бюджет   - - - - - - - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   20 - - 20 4 - - 4  
внебюджетные источники   - 20 - - 4 4 - -  
Итого по разделу II   365 275 - 90 64 46 - 18  
в том числе:   - - - - - - - -  
федеральный бюджет   245 245 - - 40 40 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   65 - - 65 13 - - 13  
внебюджетные источники   55 30 - 25 11 6 - 5  

Мероприятия Срок реализации Объем финансирования Ожидаемые результаты
2002 - 2006 годы 2002 год
  в том числе   в том числе
Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы
III. Развитие информационных технологий в научном и образовательном процессах
12. Формирование единой информационной базы в целях совершенствования образовательного процесса в вузах, изучения и применения новых методов научных исследований - всего 2002-2005 годы 110 75 - 35 22 15 - 7 научно-методическое и технологическое обеспечение и развитие новых форм и методов ведения научного и образовательного процессов
в том числе:                    
федеральный бюджет   75 75 - - 15 15 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   10 - - 10 2 - - 2  
внебюджетные источники   25 - - 25 5 - - 5  
13. Совместная разработка и адаптация вузами и исследовательскими организациями программ научно-методического обеспечения подготовки кадров в области суперкомпьютерных, информационных и наукоемких технологий - всего 2002-2003 годы 63 38 - 25 12 7 - 5 разработка образовательных программ, подготовка высококвалифицированных кадров, в том числе в области инновационной и научно-технической деятельности
в том числе:                    
федеральный бюджет   38 38 - - 7 7 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   15 - - 15 3 - - 3  
внебюджетные источники   10 - - 10 2 - - 2  
14. Подготовка монографий по приоритетным направлениям науки и техники - всего 2002-2006 годы 50 30 - 20 10 6 - 4 научные труды по приоритетным направлениям науки и техники, обеспечивающие опережающую подготовку специалистов
в том числе:                    
федеральный бюджет   30 30 - - 6 6 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   10 - - 10 2 - - 2  
внебюджетные источники   10 - - 10 2 - - 2  
Итого по разделу III   223 143   80 44 28   16  
в том числе:                    
федеральный бюджет   143 143 - - 28 28 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   35 - - 35 7 - - 7  
внебюджетные источники   45 - - 45 9 - - 9  

Мероприятия Срок реализации Объем финансирования Ожидаемые результаты
2002 - 2006 годы 2002 год
  в том числе   в том числе
Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы Всего НИОКР Инвестиции Прочие расходы
IV. Улучшение материально-технического обеспечения интеграционного развития науки и высшего образования
15. Обеспечение приборами и оборудованием центров коллективного пользования - всего 2002-2006 годы 120 50 50 20 24 10 10 4 повышение эффективности использования материальной и приборной базы, поддержание приборной базы в работоспособном состоянии
в том числе:                    
федеральный бюджет   100 50 50 - 20 10 10 -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   15 - - 15 3 - - 3  
внебюджетные источники   5 - - 5 1 - - 1  
16. Развитие интегрированной сети с высокоскоростными телекоммуникационными каналами - всего 2002-2004 годы 70 50 - 20 14 10 - 4 модернизация материальной базы науки и образования
в том числе:                    
федеральный бюджет   50 50 - - 10 10 - -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   10 - - 10 2 - - 2  
внебюджетные источники   10 - - 10 2 - - 2  
17. Развитие материально-технической базы совместных организаций науки и высшего образования - всего 2002-2006 годы 210 10 150 50 42 2 30 10 развитие технологических структур, в том числе для сертификации наукоемкой продукции, а также создание новых технологий
в том числе:                    
федеральный бюджет   150 - 150 - 30 - 30 -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   35 10 - 25 7 2 - 5  
внебюджетные источники   25 - - 25 5 - - 5  
Итого по разделу IV   400 110 200 90 80 22 40 18  
в том числе:                    
федеральный бюджет   300 100 200 - 60 20 40 -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   60 10 - 50 12 2 - 10  
внебюджетные источники   40 - - 40 8 - - 8  
                     
Итого по Программе   1688 1133 200 355 317 204 40 73  
в том числе:                    
федеральный бюджет   1188 988 200 - 215 175 40 -  
бюджеты субъектов Российской Федерации   250 40 - 210 52 8 - 44  
внебюджетные источники   250 105 - 145 50 21 - 29