Постановление Правительства РФ от 03.11.94 N 1237

"Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении"
Редакция от 03.11.1994 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 29.03.2014 N 245»
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 1994 г. N 1237

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕЧЕРНЕМ (СМЕННОМ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 ноября 1994 г. N 1237

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕЧЕРНЕМ (СМЕННОМ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

I. Общие положения

1. Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - учреждение) является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

2. Настоящее Положение является типовым для вечерних (сменных) общеобразовательных школ, открытых (сменных) общеобразовательных школ, центров образования, вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях, а также примерным для негосударственных общеобразовательных учреждений этого вида (далее именуется - Типовое положение).

Организация образовательного процесса учебно-консультационных пунктов, классов (групп) вечернего и заочного обучения, создаваемых в установленном порядке в общеобразовательных учреждениях, осуществляется на основе настоящего Типового положения.

3. Учреждение реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с учетом его особенностей и возможностей - профессиональные программы начального и дополнительного образования.

4. Общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются уставом учреждения.

5. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт.

6. В своей деятельности общеобразовательное учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением.

II. Организация деятельности

7. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Учреждение открывается в городах при наличии не менее 100, в рабочих поселках и сельской местности - не менее 80 обучающихся.

Для лиц, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, учреждение открывается при наличии не менее 80 обучающихся.

Наполняемость классов в городских учреждениях устанавливается в количестве не менее 25 обучающихся, в учреждениях, расположенных в рабочих поселках, сельской местности, в учреждениях при ИТУ - не менее 15 обучающихся.

При меньшем количестве обучающихся учреждение может организовывать группы заочников и обучение по индивидуальному плану.

Учебно-консультационные пункты открываются в городах при наличии 60, в рабочих поселках, сельской местности, в ИТУ - не менее 30 обучающихся.

Группы заочников учреждение открывает при наличии не менее 9 обучающихся.

При численности в классе менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану, количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета - 1 академический час на каждого обучающегося.

При наличии необходимых условий и средств возможно открытие и содержание учреждений, учебно-консультационных пунктов, классов, заочных групп с меньшей наполняемостью, увеличение количества учебных часов на индивидуально обучающегося заочника, что определяется уставом учреждения.

8. Учреждение вправе образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием предприятий, организаций, в которых работают обучающиеся, а также общественных организаций, в целях развития и совершенствования образования.

9. Учреждение может иметь классы очного обучения, классы с углубленным изучением предметов, классы (группы) компенсирующего обучения, группы заочного обучения, обучающихся по индивидуальному плану.

При наличии в учреждении классов (групп) компенсирующего обучения их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами.

10. Количество классов очного обучения, групп заочного обучения и обучающихся по индивидуальному плану определяется учреждением в зависимости от условий для осуществления образовательного процесса.

11. В учреждение принимаются все желающие на основании личного заявления или заявления родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних, аттестата об основном общем образовании (свидетельства о неполном среднем образовании) или сведений о промежуточной аттестации из общеобразовательных учреждений, справки из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам.

Лица, не имеющие указанных документов, могут быть приняты по их заявлению на основании аттестации, проведенной специалистами учреждения.

Прием заявлений и зачисление в учреждение производится, как правило, до начала учебного года и оформляется приказом по учреждению.

Лица, перешедшие из других образовательных учреждений, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.

12. Возраст, с которого допускается прием обучающихся, определяется уставом учреждения. Предельный возраст получения основного общего и среднего (полного) общего образования не ограничивается.

13. Контингент обучающихся в учреждении определяется дважды в год на начало каждого учебного полугодия и утверждается приказом по учреждению.

14. Экономическое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

III. Образовательный процесс

15. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 3 года).

Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть увеличены или сокращены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

При наличии контингента с более низким общеобразовательным уровнем в учреждении может быть организовано обучение на ступени начального общего образования.

16. Содержание общего образования определяется общеобразовательными программами, учитывающими возрастные особенности обучающихся, их жизненный и производственный опыт, направленность интересов и планов, связанных с дальнейшим получением профессионального образования, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов.

17. Язык (языки), на котором ведется обучение в учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения.

Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации является обязательным и регламентируется государственным образовательным стандартом.

18. В соответствии с целями и задачами, обозначенными в уставе, учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, оказывать дополнительные образовательные услуги различной направленности (в том числе платные) за пределами определяющих его статус основных общеобразовательных программ.

19. Учреждение по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Начальная профессиональная подготовка в учреждении проводится только с согласия обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних.

Лицам, освоившим профессиональные образовательные программы и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ об образовании в соответствии с лицензией.

20. Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения, режима работы в пределах, определяемых Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом учреждения.

21. Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.

22. Учреждение самостоятельно в определении годового календарного учебного графика. Учебный год, как правило, начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года - 36 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 20 календарных дней, летних - не менее 10 недель.

При сессионном режиме организации занятий заочного обучения время проведения сессий определяется советом учреждения (педагогическим советом) с учетом конкретных условий.

23. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

IV. Участники образовательного процесса

24. Участниками образовательного процесса в учреждении являются обучающиеся, педагогические работники, родители (лица, их заменяющие) несовершеннолетних обучающихся.

25. Порядок приема обучающихся в учреждение в части, не отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании", определяется учредителем и закрепляется в уставе учреждения.

26. Учредитель устанавливает порядок приема в муниципальные учреждения на ступени основного общего образования, обеспечивающий прием всех желающих получить образование независимо от места проживания и социального статуса.

27. Права и обязанности обучающихся в учреждении, родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних обучающихся определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Устав учреждения утверждается учредителем в установленном законодательством порядке.

28. Обучающиеся имеют право:

а) на получение бесплатного основного общего образования и среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня они получают впервые;

б) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

в) на участие в управлении учреждением в форме, определяемой уставом.

29. В случае прекращения деятельности учреждения или его ликвидации, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего вида с их согласия, а также с согласия родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних.

30. Обучающиеся в учреждении без отрыва от трудовой деятельности, выполняющие учебный план, имеют право на сокращенную рабочую неделю, дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы и другие льготы, предоставляемые в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.

31. Обучающиеся на ступени основного общего образования, освоившие программу учебного года в полном объеме, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно по решению органа управления образовательного учреждения.

32. Обучающиеся на ступени основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, с их согласия, а также по усмотрению родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетних оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения.

33. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

34. Освоение программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Итоговая аттестация выпускников учреждения осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.

Выпускникам учреждения, имеющего государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем образовании.

Выпускники, достигшие особых успехов при освоении программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. Выпускники, отличившиеся в изучении отдельных предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".

35. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца.

36. Обучающиеся в учреждении обязаны выполнять его устав, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и работников учреждения.

37. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава учреждения по решению органа управления этого учреждения допускается исключение обучающихся, достигших 14 лет, в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

38. До достижения обучающимися совершеннолетия их законные права и интересы защищают родители (лица, их заменяющие), которые имеют право выбирать формы обучения своих детей, знакомиться с ходом и содержанием образования, принимать участие в управлении учреждением в соответствии с уставом учреждения.

39. Управление учреждением осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями, в которых работают обучающиеся, родителями (лицами, их заменяющими) несовершеннолетних обучающихся и общественностью.

40. Общее руководство общеобразовательным учреждением осуществляет выборный представительный орган - совет учреждения. Порядок выборов совета и его компетенция определяются уставом учреждения.

41. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

42. Прием на работу директора учреждения осуществляется в порядке, определяемом Типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом учреждения и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

43. В учреждении в целях развития и совершенствования образовательного процесса могут создаваться: педагогический совет, методические творческие объединения, которые могут быть межшкольными; психологическая и социально-педагогическая служба, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. Их деятельность осуществляется в порядке, определенном уставом.