Постановление ФСС РФ от 29.07.2003 N 87

"Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Редакция от 29.07.2003 — Документ утратил силу, см. «Постановление ФСС РФ от 21.05.2008 N 110»
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2003 г. N 5009


ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2003 г. N 87

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В целях совершенствования механизмов контроля за соблюдением страхователями порядка представления установленной отчетности, уплаты страховых взносов и расходования средств на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Управляющим региональными отделениями Фонда:

принять меры по проведению камеральных проверок при приеме отчетности страхователей и выделении им средств на осуществление (возмещение) расходов на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Методическими указаниями;

определить должностных лиц, ответственных за организацию данного направления деятельности регионального отделения Фонда;

при проведении камеральных проверок страхователей обеспечить использование информационных ресурсов и аналитических возможностей подсистем ЕИИС "Соцстрах";

при формировании планов проведения документальных выездных проверок страхователей учитывать рекомендации по результатам камеральных проверок.

Председатель Фонда
Ю.А.КОСАРЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Фонда
социального страхования РФ
от 29 июля 2003 г.
N 87

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания устанавливают единые требования к проведению исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформлению и реализации результатов этих проверок.

2. Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнительного органа Фонда путем проверки представленной страхователями отчетности*, а в случаях, предусмотренных настоящими Методическими указаниями - также иных документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей**, документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

* Под отчетностью понимается расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.10.2002 N 113 (письмом Минюста России от 02.12.2002 N 07/11271-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации) и отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ), утвержденная постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2003 N 46 (письмом Минюста России от 16.05.2003 N 07/11857-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации).

** Страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст.5).

3. Периодичность проведения камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством Российской Федерации периодичности представления отчетности.

Кроме того, исполнительными органами Фонда проводится камеральная проверка представленных страхователями отчетности либо промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, а также страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов.

По усмотрению исполнительного органа Фонда при обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иных категорий страхователей может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.

4. Камеральная проверка проводится должностными лицами, определяемыми руководителем исполнительного органа Фонда, без какого-либо специального решения.

5. Камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

II. Принятие отчетности страхователей и порядок проведения камеральной проверки

6. На стадии принятия отчетности все представленные в ее составе документы подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:

полнота представления отчетности;

наличие полного наименования (фамилии, имени, отчества) страхователя, идентификационного номера налогоплательщика, регистрационного номера страхователя, указание периода, за который составлена отчетность, подписи страхователя (руководителя и главного бухгалтера организации - страхователя), а также полнота заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов;

четкое заполнение реквизитов форм отчетности.

Исполнительный орган Фонда не вправе отказать в принятии отчетности страхователя.

7. Исполнительный орган Фонда должен уведомить страхователя о неисполнении им установленных обязанностей по предоставлению отчетности и необходимости устранения допущенных нарушений по оформлению отчетности, а также о применении мер ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, в случаях:

отсутствия в представленной отчетности одного из обязательных реквизитов, предусмотренных установленной формой, дающего возможность идентифицировать представленный документ, как отчетность;

нечеткого заполнения отдельных показателей отчетности, не позволяющее получить однозначную информацию о начислении, уплате или расходовании средств обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

наличия в отчетности исправлений, не заверенных подписью уполномоченного лица страхователя с указанием даты исправления;

отсутствия в отчетности подписи руководителя и главного бухгалтера страхователя;

составления отчетности на иных языках, кроме русского.

8. На титульном листе принятой отчетности проставляется дата ее принятия, штамп исполнительного органа Фонда и подпись ответственного лица, принявшего отчетность.

9. Данные из представленной страхователем отчетности не позднее следующего рабочего дня со дня ее принятия заносятся в базу данных исполнительного органа Фонда для формирования сводного финансового отчета, после чего отчетность передается лицам, уполномоченным на проведение камеральной проверки.

10. Не позднее шести рабочих дней с момента истечения срока представления отчетности в Фонд должностные лица исполнительного органа Фонда, уполномоченные проводить камеральные проверки, должны осуществить сверку списка зарегистрированных в исполнительном органе Фонда страхователей, обязанных представлять отчетность, с данными о ее фактическом представлении.

По результатам проведенной сверки, а также с учетом конкретных обстоятельств, связанных с нарушением сроков представления отчетности, должностными лицами исполнительного органа Фонда в установленном порядке принимаются решения о применении мер ответственности к страхователям или (и) должностным лицам страхователей-организаций, виновным в нарушении сроков представления отчетности (ее непредставлении) в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2003, N 17, ст. 1554).

11. Камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в исполнительный орган Фонда, а камеральная проверка при выделении средств страхователям - в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.

12. Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением страхователем нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования;

выявление и предотвращение нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также расходования средств Фонда;

подготовка информации для обеспечения рационального отбора страхователей для проведения документальных выездных проверок.

13. Основными этапами камеральной проверки являются:

проверка полноты представления отчетности, наличие всех документов, необходимых для проведения камеральной проверки;

визуальная проверка правильности оформления установленной отчетности;

проверка правильности применения страхователем тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании класса профессионального риска по основному виду деятельности страхователя, подтвержденному в установленном порядке;

проверка обоснованности применения льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проверка соответствия поступившей в Фонд информации о количестве произошедших страховых случаев данным отчетности;

проверка соблюдения страхователем условий соглашения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проверка правильности арифметического подсчета начисленных и уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей;

проверка своевременности и полноты перечисления в Фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также обоснованности произведенных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; оценку отчетности с точки зрения соответствия имеющимся в исполнительном органе Фонда данным о страхователе.

При наличии оснований предполагать нарушение страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнительный орган Фонда истребует у страхователя дополнительные сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие правильность указанных действий страхователя, либо принимает решение о проведении документальной выездной проверки страхователя.

При проведении камеральной проверки страхователя, имеющего льготы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исполнительный орган Фонда вправе запросить у него документы, подтверждающие право на указанные льготы (заверенные печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера списки работающих инвалидов с указанием группы инвалидности, номера пенсионного удостоверения, номера и даты выдачи удостоверения, подтверждающего факт установления инвалидности, на каждого инвалида, сведения о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов и др.).

Страхователь, которому адресовано требование о представлении документов, обязан направить их в исполнительный орган Фонда в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий.

Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются исполнительными органами Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников исполнительных органов Фонда.

14. При проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзацы второй и третий пункта 3 настоящих Методических указаний) проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам Фонда, копиями платежных документов, подтверждающих уплату за проверяемый период соответствующих платежей в Фонд, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).

III. Оформление и реализация материалов камеральной проверки

15. Проверенная отчетность подписывается лицом, проводившим камеральную проверку, с указанием даты ее проведения на титульном листе отчетности.

В случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей отчетности, на титульном листе отчетности также делается отметка о дате направления страхователю требования об устранении выявленных замечаний.

16. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в срок, не превышающий пяти рабочих дней, соответствующие исправления в отчетность.

Данное требование не распространяется на случаи выявления нарушений, указанных в пункте 18, 19, 20 и 21 настоящих Методических указаний.

После внесения страхователем исправлений в отчетность соответствующие изменения заносятся в базу данных исполнительного органа Фонда для формирования сводного финансового отчета данного отчетного периода (в случае внесения исправлений в пределах установленного срока представления отчетности) либо следующего отчетного периода (в случае внесения исправлений после истечения установленного срока представления отчетности).

Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок, то при наличии оснований полагать, что страхователем допущены правонарушения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, он рекомендуется для включения в план документальных выездных проверок.

17. По результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лицом, проводившим камеральную проверку, в произвольной форме составляется докладная записка на имя руководителя исполнительного органа Фонда. В докладной записке указываются документально установленные факты нарушения, а в необходимых случаях - также предложения о применении к страхователю штрафных санкций.

18. При выявлении у страхователя - плательщика единого социального налога по результатам камеральной проверки нарушений законодательства Российской Федерации при расходовании средств обязательного социального страхования исполнительным органом Фонда в 10-дневный срок выносится решение о непринятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования. На основании указанного решения страхователю предлагается произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и отчетности. Решение о непринятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования в течение 10 дней со дня его вынесения направляется в соответствующий налоговый орган.

19. При выявлении у страхователя по результатам камеральной проверки недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исполнительный орган Фонда принимает решение о направлении страхователю требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени.

При выявлении в результате камеральной проверки нарушений, за которые к страхователю должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", исполнительным органом Фонда выносится решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов.

Соответствующие решения принимаются исполнительным органом Фонда в течение 10 дней со дня окончания камеральной проверки.

Направление страхователю требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, привлечение страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов осуществляется исполнительным органом Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При невыполнении страхователем требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени исполнительный орган Фонда осуществляет взыскание недоимки по страховым взносам и пени в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 24 июля 1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

20. При выявлении нарушений соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производится начисление пени с даты задержки перечисления текущих платежей в Фонд и (или) платежей, установленных графиком погашения задолженности, взыскание которых производится в установленном действующим законодательством порядке.

21. При выявлении по результатам камеральной проверки недоимки по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд отдельными категориями страхователей, исполнительный орган Фонда принимает меры по погашению страхователем указанной недоимки в соответствии с Правилами добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2003 N 144 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 10, ст.906).

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 5 марта 2003 г. N 144, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790

22. По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при представлении страхователем всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, исполнительный орган Фонда выделяет страхователю средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке.