Письмо Минюста РФ от 03.06.93 N 08-09/307

"О применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов"
Редакция от 03.06.1993 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 июня 1993 г. N 08-09/307

Направляются Разъяснения о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, разработанные в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305.

Заместитель Министра юстиции
Российской Федерации
М.А.ШАПКИН

Утверждаю
И.о. Министра юстиции
Российской Федерации
Ю.Х.КАЛМЫКОВ
31 мая 1993 года

РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ <*>

(подготовлены в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305)

1. На государственную регистрацию направляются акты центральных органов федеральной исполнительной власти (министерств РФ, государственных комитетов РФ, комитетов РФ, федеральных служб, российских агентств, федеральных инспекций, федеральных органов надзора). Акты органов, подотчетных только Верховному Совету РФ или находящихся в непосредственном ведении Президента РФ (Госкомстат РФ, Центральный банк РФ, ФАПСИ и др.), не подлежат направлению на государственную регистрацию.

<*> В дальнейшем - Положение.

2. Направление акта на государственную регистрацию осуществляется органом, подписавшим (утвердившим) акт.

Направление на государственную регистрацию совместного акта, т.е. принятого двумя или более министерствами, ведомствами, в соответствии с п. 3 Положения возлагается на орган, который в числе подписавших (утвердивших) акт указан первым.

3. Министерства и ведомства самостоятельно осуществляют отбор актов для направления на государственную регистрацию.

При отборе должны соблюдаться следующие требования:

3.1. Направлению на государственную регистрацию подлежат только акты, содержащие правовые нормы, т.е. правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. При этом нормы могут быть постоянно действующими, т.е. установленными без ограничения срока; временными, т.е. содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного условия; принятыми в порядке эксперимента (если не указан срок их действия).

3.2. Направлению на государственную регистрацию подлежат акты всех видов (приказы, инструкции, указания, положения, постановления, разъяснения и т.п.), если в них имеется одна или более норм следующего содержания:

а) затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законодательных актах, а также устанавливающие вновь либо изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент представления акта на регистрацию;

б) носящие межведомственный характер, т.е. являющиеся обязательными для других министерств и ведомств, иных органов управления, а также для предприятий, учреждений, организаций, не входящих в систему министерства, ведомства, утвердившего акт.

Полномочия по принятию актов, содержащих нормы такого рода, могут быть установлены актами законодательства либо поручениями вышестоящих органов.

Акты, принятые двумя или более ведомствами, подлежат направлению на государственную регистрацию как носящие межведомственный характер только в том случае, если их действие распространяется на органы и организации системы министерств, ведомств, не участвовавших в подписании (утверждении) акта.

3.3. Направлению на государственную регистрацию подлежат:

- акты, принятые после 14 мая 1992 г.;

- акты, изменяющие, дополняющие ведомственные нормативные акты независимо от времени принятия последних или распространяющие их действие, если в них содержатся нормы, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер.

В том случае, когда акт, направляемый на государственную регистрацию, изменяет, дополняет или распространяет действие ранее принятого акта, к направляемому на регистрацию акту прилагается в качестве справочного материала копия первоначального акта, если текст вновь принятого акта не воспроизводит либо не дает полного представления о его содержании.

3.4. Не подлежат направлению на государственную регистрацию ведомственные акты, не содержащие правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или не носящих межведомственный характер. Такими актами являются, в частности:

- акты персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

- акты, действие которых исчерпывается однократным применением, кроме актов об утверждении положений, инструкций и других аналогичных документов, содержащих правовые нормы;

- акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

- акты, которыми решения вышестоящих органов доводятся до сведения органов и организаций (предприятий, учреждений) системы министерства, ведомства;

- акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений министерств, ведомств и не содержащие новых норм;

- акты нормативно-технического характера (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и т.п.);

- акты рекомендательного и методического характера.

4. Ведомственные нормативные акты направляются на государственную регистрацию в Министерство юстиции России руководителем (заместителем руководителя) министерства, ведомства в 3-х экземплярах: подлинник и две копии. Копии представляемых актов должны быть заверены в установленном порядке.

5. Справка, прилагаемая к акту, направляемому на государственную регистрацию, составляется министерством, ведомством, осуществляющим направление акта. В соответствии с Положением она должна быть подписана руководителем юридической службы министерства, ведомства.

Справка, прилагаемая к совместному акту, подписывается руководителями юридических служб всех ведомств, подписавших акт. Министерство, ведомство, направляющее на регистрацию совместный акт, вправе привлекать к составлению справки министерства, ведомства, участвующие в принятии акта, по вопросам, относящимся к ведению последних.

В справке отражается анализ законодательства, проведенный министерством, ведомством в процессе работы над проектом акта и отбора для направления на государственную регистрацию в соответствии с пунктом 3 настоящих Разъяснений.

В справке отражаются:

а) основания принятия как акта в целом, так и отдельных его норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, если эти основания различны.

Сведения об основаниях принятия актов или отдельных норм могут содержаться в актах законодательства, устанавливающих соответствующее право министерства, ведомства, в частности, в положениях о министерствах и ведомствах, иных актах, устанавливающих их компетенцию, в том числе в актах, содержащих поручения этим органам, а также в поручениях компетентных органов.

Основанием для принятия акта или отдельной нормы может быть собственная инициатива министерства, ведомства, базирующаяся на направленности законодательства по этому или иному вопросу и функциях министерства, ведомства.

Если основанием для принятия акта или отдельной нормы служат (прямо или косвенно) акты законодательства или поручения компетентных органов, в справке указывается дата и номер акта или поручения, а также наименование акта и источник опубликования. Копия поручения прилагается к справке.

Если акт или отдельная норма приняты по инициативе министерства, ведомства, это отражается в справке. В этом случае также следует сослаться на акты законодательства, являющиеся основанием для такой инициативы;

б) сведения обо всех действующих ведомственных нормативных актах по данному вопросу и информация о сроках приведения их в соответствие с принятым актом;

в) сведения об официальном согласовании акта с заинтересованными органами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также если в нормативном акте содержатся записи в адрес других министерств и ведомств.

Отсутствие в представленных на государственную регистрацию материалах справки является основанием для возврата их министерству, ведомству на дооформление.

6. Если министерства, ведомства в своей деятельности руководствуются нормативными актами бывших министерств, ведомств СССР и возникает необходимость изменить правовое регулирование вопросов, решенных в этих актах, то оформлять такие изменения следует путем принятия своего акта, устанавливающего новые нормы, с указанием в нем, что соответствующие положения актов бывших министерств, ведомств СССР на территории РФ не действуют.

7. Течение 7-дневного срока, установленного для проведения государственной регистрации, начинается со следующего рабочего дня после даты поступления акта в Минюст России.

Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок государственной регистрации продлевается до первого следующего за ним рабочего дня.

8. В случае отказа в государственной регистрации акта министерство, ведомство извещается об этом в письменной форме с указанием конкретных причин. При этом подлинник и одна копия акта возвращаются министерству, ведомству, направившему акт на регистрацию, одна копия остается в Минюсте России.

9. Если министерство, ведомство обжаловало в Совет Министров - Правительство Российской Федерации отказ в регистрации ведомственного нормативного акта, копия жалобы направляется в Минюст России.

10. Не позднее чем на следующий день после регистрации (присвоения ведомственному нормативному акту регистрационного номера и занесения в Реестр государственной регистрации ведомственных нормативных актов) подлинник акта с регистрационными данными возвращается направившему его органу, одна копия передается в Научный центр правовой информации, другая - остается в Министерстве юстиции Российской Федерации для учета. В тот же срок акты, подлежащие официальному опубликованию, передаются в редакцию газеты "Российские вести" Минюстом России.

11. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 и постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13 апреля 1993 г. N 307 ведомственные нормативные акты, затрагивающие права свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года и прошедшие государственную регистрацию, вступают в силу со дня официального опубликования в газете "Российские вести", если в самом акте не указан более поздний срок.

Акты, не подлежащие в соответствии с законодательством опубликованию, вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок.

12. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

13. Направление ведомственных нормативных актов (рассылка) для исполнения до государственной регистрации и опубликования не допускается.

14. Выполнению решений Президента Российской Федерации и Правительства России, принятых по вопросам государственной регистрации ведомственных нормативных актов, как показывает практика, способствуют издание приказа об организации работы по отправлению актов на государственную регистрацию, возложение на конкретное подразделение ответственности за эту работу, повышение роли юридической службы в подготовке проектов ведомственных нормативных актов.

Управление государственной
регистрации ведомственных
нормативных актов
Минюста России