Решение МНС РФ от 24.09.2003

"Практика применения положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации и основные направления совершенствования налогообложения прибыли"
Редакция от 24.09.2003 — Действует

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2003 года

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 25 "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Заслушав и обсудив доклады руководителя Департамента налогообложения прибыли Оганяна К.И. и руководителя Управления международных налоговых отношений Педченко И.В. о практике применения положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и об основных направлениях совершенствования налогообложения прибыли организаций, а также информацию заместителя руководителя Управления МНС России по Санкт-Петербургу Мокрецова М.П., заместителя руководителя Управления МНС России по Пермской области и Коми-Пермяцкому АО Струговой Л.Р., заместителя руководителя Управления МНС России по Ростовской области Молчанова Е.Г., Коллегия МНС России отмечает следующее.

Департаментом налогообложения прибыли (далее - Департамент), Управлением международных налоговых отношений и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации проводились мероприятия, направленные на реализацию положений главы 25 Налогового кодекса.

Сумма налога на прибыль организаций продолжает составлять значительную часть платежей, контролируемых МНС России.

Работа Департамента и управлений МНС России по субъектам Российской Федерации обеспечила увеличение поступлений в бюджет налога на прибыль.

В консолидированный бюджет за 8 месяцев 2003 года поступило 341,9 млрд.руб., что на 31,1 млрд.руб. выше поступлений за этот же период 2002 года, превышение составляет 10,0 процентных пунктов. В федеральный бюджет в текущем году поступило 110,8 млрд.руб., в сопоставимых условиях (изменения ставки налога) платежи увеличились на 18,9 процентных пункта. Задание по мобилизации налога на прибыль в федеральный бюджет выполнено на 108,5%, сверх задания поступило 8,7 млрд. рублей.

Удельный вес налога на прибыль в общем объеме поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет за 8 месяцев 2002 года составил 21,0 процента, за 8 месяцев 2003 года - 19,7 процента и уменьшился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,3 процентных пункта.

Удельный вес налога на прибыль в общем объеме поступлений в федеральный бюджет составил 12,8 процента (в прошлом году за этот же период удельный вес составил 15,7 процентов).

В числе управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, обеспечивающих выполнение задания по мобилизации налога на прибыль в федеральный бюджет, отмечаются Управления МНС России по г.Москве, Московской и Липецкой областям, Республике Мордовия, Краснодарскому краю.

Рядом управлений МНС России по субъектам Российской Федерации систематически не обеспечивалось выполнение задания по мобилизации налога на прибыль, например такими управлениями, как Управления МНС России по Тульской и Архангельской областям, Хабаровскому краю, Ямало-Ненецкому автономному округу.

Практика применения главы 25 Налогового кодекса выявила ряд проблем как законодательного, так и методологического плана.

Глава 25 Налогового кодекса установила новые правила формирования налоговой базы при исчислении налога на прибыль. Налоговая база, определяемая по правилам налогового учета, значительно отличается от результата, определенного по правилам бухгалтерского учета.

Система ведения налогового учета централизованно не определена, и налогоплательщики ведут самостоятельно разработанные налоговые регистры, что осложняет осуществление налогового контроля.

В связи с введением самостоятельного налогового учета сложной проблемой является расчет незавершенного производства, который в рамках законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не учитывает особенности технологии производства различных налогоплательщиков.

Имеются проблемы в части начисления амортизации и формирования первоначальной стоимости лизингового имущества.

Требуют решения вопросы представления деклараций и уплаты налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения; налогообложения операций, проводимых организациями финансового сектора экономики (налогообложения операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, финансовыми инструментами срочных сделок, по доверительному управлению имуществом).

В связи с этим Департаментом разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в главу 25 Налогового кодекса. Поправки направлены на уточнение норм законодательства, улучшение и упрощение порядка ведения налогового учета, на сближение бухгалтерского и налогового учета.

Опыт работы в условиях действия главы 25 Налогового кодекса показывает, что остается еще много нерешенных вопросов и в части методологии. Изменения действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и необходимость внесения дополнительных разъяснений в налогообложение прибыли потребовали издания новых Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса, которые были утверждены приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

Кроме этого, в целях разъяснения действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458 утверждены Методические рекомендации по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ.

Для повышения качества проводимых налоговыми органами камеральных проверок разработаны Методические рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций, включающие в себя рекомендации по проведению экономического анализа показателей декларации.

Прорабатываются вопросы внесения изменений и дополнений в форму декларации по налогу на прибыль организаций и инструкцию по ее заполнению, направлены налоговым органам контрольные соотношения показателей налоговой отчетности в части налога на прибыль организаций.

Данная работа также потребует внесения изменений и дополнений в Методические рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций.

Изучается возможность использования дополнительных контрольных механизмов за правильностью исчисления налога на прибыль, в частности, использования положений ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", внедрения "НДС-счетов".

Департаментом совместно с межрегиональными инспекциями МНС России по федеральным округам проводились тематические проверки управлений МНС России по субъектам Российской Федерации по вопросам организации ими работы по обеспечению выполнения заданий по мобилизации в федеральный бюджет налога на прибыль; организации контрольной работы и др.

Кроме этого, по специальной программе в четырех управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации изучена практика применения главы 25 Налогового кодекса.

На основании поступающих от налогоплательщиков и налоговых органов обращений и информации Управлением международных налоговых отношений проведен анализ применения главы 25 Налогового кодекса, разработаны и доведены до налоговых органов Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций.

Управлением разработаны нормативные документы, необходимые для использования налогоплательщиками - иностранными организациями и налоговыми агентами в связи с применением главы 25 Налогового кодекса. Всего в рамках реализации главы 25 Налогового кодекса в Минюсте России зарегистрировано девять приказов МНС России.

Проводится активная работа по разъяснению налоговым органам и налогоплательщикам порядка налогообложения прибыли иностранных организаций, а также разработанных в соответствии с главой 25 Налогового кодекса нормативных документов, в том числе с использованием Web-сайта МНС России.

Применение главы 25 Налогового кодекса в части, касающейся налогообложения прибыли иностранных организаций, выявило ряд проблем, решение которых позволит обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками - иностранными организациями возложенных на них законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанностей и эффективное администрирование налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации.

Требует решения вопрос отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации сумм налога на прибыль, исчисленного иностранной организацией по базе "переходного периода". Также имеются проблемы в определении налоговой базы при налогообложении доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью через постоянное представительство в России, от реализации акций российских эмитентов.

Некоторые положения главы 25 Налогового кодекса требуют пересмотра, поскольку позволяют выводить из-под налогообложения отдельные виды доходов, в т.ч. иностранным организациям - резидентам государств с низким или "нулевым" налогообложением.

Коллегия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам постановляет:

1. Принять к сведению доклады руководителей Департамента налогообложения прибыли Оганяна К.И. и Управления международных налоговых отношений Педченко И.В. о применении главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, о проблемах, возникающих у налоговых органов при ее применении, о задачах Департамента налогообложения прибыли и Управления международных налоговых отношений по их решению, а также информацию заместителей руководителей Управления МНС России по Санкт-Петербургу Мокрецова М.П., Управления МНС России по Пермской области и Коми-Пермяцкому АО Струговой Л.Р., Управления МНС России по Ростовской области Молчанова Е.Г.

2. Департаменту налогообложения прибыли (К.И.Оганян), Управлению международных налоговых отношений (И.В.Педченко) продолжить работу по внесению предложений по совершенствованию главы 25 Налогового кодекса путем участия совместно с Департаментом налоговой политики (Т.А.Карасева).

3. Департаменту налогообложения прибыли (К.И.Оганян):

3.1. Подготовить проекты и утвердить в установленном порядке и в установленные сроки приказы МНС России:

по внесению изменений и дополнений в форму декларации по налогу на прибыль организаций;

по внесению изменений и дополнений в инструкцию по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций;

по внесению изменений и дополнений в Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса. Срок - 3 ноября 2003 г.

3.2. Обеспечить одновременно с подготовкой документов, указанных в пункте 3 данного решения Коллегии, подготовку письма, содержащего уточнение контрольных соотношений показателей налоговых деклараций для настройки шаблонов автоматизированной камеральной налоговой проверки.

3.3. Изучить совместно с заинтересованными структурными подразделениями МНС России возможность подготовки предложений о внесении изменений в налоговое и бюджетное законодательство в части уплаты налога на прибыль общей суммой на счета органов федерального казначейства Минфина России с последующим распределением по уровням бюджетов в соответствии с установленными нормативами. Срок - 1 декабря 2003 года.

3.4. Обобщить предложения налоговых органов по совершенствованию методики проведения экономического анализа показателей декларации и внести дополнения и изменения в Методические рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций. Срок - до 1 января 2004 г.

3.5. Продолжить работу по проведению мероприятий, связанных с реализацией положений главы 25 Налогового кодекса, в том числе:

координацию работы с заинтересованными ведомствами по разработке и согласованию в установленном законодательством порядке отраслевых особенностей состава затрат, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса;

по изучению возможности использования положений ПБУ 18/02 в целях проведения налогового контроля;

участие в рабочей группе по внедрению "НДС-счетов" с целью изучения дополнительных возможностей влияния этого механизма на налоговую базу по налогу на прибыль;

дальнейшее методологическое обеспечение и совершенствование порядка ведения организациями налогового учета.

3.6. Установить оперативный и жесткий контроль за ходом поступления в федеральный бюджет налога на прибыль, анализируя причины повышения или снижения поступления налога как в целом по Российской Федерации, так и в разрезе регионов, разрабатывая предложения по обеспечению полного перечисления налога в бюджет.

3.7. На основе данных отчета формы N 5-нбн "Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов" за 9 месяцев 2003 года и материалов, представленных управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации, провести анализ формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Срок исполнения - до 26 декабря 2003 года.

3.8. Совместно с Юридическим департаментом продолжить работу по контролю за обоснованностью предоставления дополнительных льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления.

4. Управлению международных налоговых отношений (И.В.Педченко):

4.1. Подготовить проект приказа МНС России по внесению изменений и дополнений в форму налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и в инструкцию по ее заполнению. Управлению международных налоговых отношений (И.В.Педченко), Департаменту налоговой политики (Т.А.Карасева) и Юридическому департаменту (А.А.Устинов) согласовать и направить на регистрацию в Минюст России проект приказа МНС России по внесению изменений и дополнений в форму налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и в инструкцию по ее заполнению. Срок - 31 октября 2003 года.

4.2. Одновременно с разработкой указанных в пункте 4.1 документов обеспечить подготовку письма, содержащего уточнение контрольных соотношений показателей налоговых деклараций для настройки шаблонов автоматизированной камеральной налоговой проверки.

4.3. Завершить разработку и согласовать с Департаментом налоговой политики (Т.А.Карасева) и Юридическим департаментом (А.А.Устинов) методических рекомендаций по устранению двойного налогообложения российских организаций по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Срок - 31 декабря 2003 года.

4.4. Совместно с Управлением налоговой задолженности (С.Н.Хурсевич) внести изменения в действующие нормативно-правовые акты МНС России, связанные с применением на практике положений п.2 ст.312 Налогового кодекса о возврате иностранным организациям сумм ранее удержанного налога на прибыль исходя из необходимости унификации механизма возврата налогов российским и иностранным юридическим лицам. Срок - 31 декабря 2003 года.

4.5. Проводить активную разъяснительную работу с налоговыми органами и налогоплательщиками, в том числе через средства массовой информации, о порядке налогообложения иностранных организаций исходя из положений главы 25 Налогового кодекса и с учетом соглашений об избежании двойного налогообложения.

5. Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации:

5.1. Обеспечить выполнение задания по мобилизации налога на прибыль в федеральный бюджет в 2003 году путем жесткого контроля за исполнением налогоплательщиками обязанностей, возложенных на них статьей 23 Налогового кодекса.

5.2. Принять меры к осуществлению постоянного мониторинга причин изменения поступления налога на прибыль в бюджеты всех уровней.

5.3. Активизировать проведение выездных налоговых проверок по налогу на прибыль организаций. При налоговых проверках деклараций по налогу на прибыль обратить особое внимание на проведение их экономического анализа, на проверку обоснованности включения затрат в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, на применение при проверках косвенных методов определения налоговой базы, использования информации от сторонних источников и т.п.

Представить к 1 июня 2004 г. информацию:

о нарушениях законодательства по налогу на прибыль, наиболее часто допускаемых налогоплательщиками;

о практике применения при осуществлении налогового контроля информации от сторонних источников, а также применения косвенных методов определения налоговой базы.

5.4. Провести анализ влияния увеличения затрат организаций (в разрезе их видов) на размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2003 года по основным налогоплательщикам и, соответственно, на размер поступления налога на прибыль в IV квартале текущего года. Материалы представить в Департамент налогообложения прибыли к 8 декабря 2003 года.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам В.В.Гусева.

Председатель Коллегии
Г.И.БУКАЕВ