Постановление Правительства РФ от 27.06.2001 N 483

"О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы"
Редакция от 25.11.2003 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 483

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство образования Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 г.
N 483

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ

Наименование Программы   - федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы
     
Основание для разработки Программы   - распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р
     
Государственный заказчик   - Министерство образования Российской Федерации
Основные разработчики Программы   - Министерство образования Российской Федерации, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Цель Программы   - сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России
Задачи Программы   - развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации; развитие русского языка как национального языка русского народа; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии; расширение влияния русского языка в сфере международного общения; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования; разработка комплекса мер по пропаганде русского языка и русской культуры с помощью средств массовой информации
Сроки реализации Программы   - 2002-2005 годы
Части и разделы Программы   - часть I. Научно-исследовательские работы Разделы: 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
    2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры
    3. Русский язык как мировой язык
    Часть II. Прочие нужды
    Разделы:
    1. Подготовка и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного
    2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад
    3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы
    4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации
    5. Меры, направленные на сохранение позиций русского языка в России и за рубежом
    6. Организационно-методическое сопровождение Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
     
Объемы и источники финансирования   - на 2002-2005 годы всего - 165180 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 128140 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 15440 тыс. рублей, внебюджетные средства - 21600 тыс. рублей
    в том числе:
    выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей, из них:
    на научно-исследовательские работы - 7090 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1400 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;
    на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10890 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей;
    предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей, из них:
    на научно-исследовательские работы - 7018 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1568 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;
    на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 30000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей;
    предусмотрено на 2004-2005 годы 104982 тыс. рублей, из них:
    на научно-исследовательские работы - 13182 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 4282 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 3500 тыс. рублей;
    на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
     
Ожидаемые результаты реализации Программы   - новый свод правил современного русского языка;
    разработка словарной и грамматической кодификации русского языка;
    аналитические доклады по вопросу функционирования русского языка как межнационального;
    разработка новых технологий обучения русскому языку, создание нового поколения учебников;
    разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка должностными лицами и государственными служащими;
    разработка стандартов в области контроля качества владения нормами русского литературного языка, подготовка типовых тестовых материалов;
    разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО;
    выпуск нового поколения учебно-методической литературы;
    создание и освоение современных методов преподавания русского языка в средней и высшей школе в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья;
    получение сведений о реальной языковой ситуации в России;
    составление научного прогноза развития межъязыковых отношений в стране;
    разработка теории языковой политики в многонациональном государстве;
    разработка законодательной базы, регулирующей функционирование русского языка как государственного;
    издание новых образцов научной, популярной и справочной литературы по русскому языку;
    подготовка справочников, словарей, текстов с культурологическим комментарием, направленных на сохранение русской духовности в системе образования;
    подготовка вузовских программ по современному русскому языку, его истории, диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка и культуре речи;
    разработка курсов дистанционного обучения русскому языку как иностранному;
    создание гибких моделей обучения русскому языку как иностранному;
    подготовка нового поколения программ, учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному;
    создание цикла передач на телевидении и радио, пропагандирующих русский язык и русскую культуру;
    разработка региональных программ "Русский язык", входящих в общую систему мероприятий.
     
Система организации контроля за исполнением Программы   - определяется Министерством образования Российской Федерации
     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.

Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.

Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.

В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.

Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.

Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.

Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.

В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.

Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.

В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.

Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.

На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.

В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).

2. Цель и задачи реализации Программы

Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.

Программа призвана решать задачи федерального уровня и государственного значения: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

развитие русского языка как национального языка русского народа;

укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;

расширение влияния русского языка в сфере международного общения;

обновление содержания и методов обучения русскому языку;

усиление роли русского языка в сфере образования;

разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры;

сохранение единого культурного пространства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.

Опыт реализации программы по русскому языку в 1996-2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002-2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.

3. Программные мероприятия

Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды". (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;

русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;

русский язык как мировой язык.

Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.

Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.

На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.

Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.

В 2004-2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности"; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий;

издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

4. Ресурсное обеспечение Программы (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002-2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.

Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.

5. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством образования Российской Федерации - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.

Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.

Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.

Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Министерством образования Российской Федерации с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке.

Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.

Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.

Министерство образования Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.

Абзац десятый - Исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации, а Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - о проектах, содержащих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.

6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством образования Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет). (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Министерства образования Российской Федерации, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик Программы совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Министерство образования Российской Федерации уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы.

7. Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы будет:

улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;

обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;

внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;

повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;

создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;

усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;

создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;

возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;

разработана научно-теоретическая база энциклопедии русской словесности;

укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;

активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.

МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)

(тыс. рублей)

Источник финансирования Объем финансирования Ожидаемые результаты
2002-2005 годы - всего в том числе
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год

Часть I. Научно-исследовательские работы

1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка
Развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации
1. Разработка норм грамматической кодификации русского языка. Совершенствование правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации федеральный бюджет 100 100       подготовка новых правил русской орфографии, орфоэпии, пунктуации и рекомендаций по грамматической кодификации русского языка
2. Анализ российского и зарубежного законодательства по вопросам языковой политики. Исследование нормативных правовых актов по вопросам русского языка федеральный бюджет 230   60 75 95 подготовка аналитических докладов по вопросам языковой политики, комментариев к законодательным актам стран Балтии по вопросам русского языка (по странам)
3. Исследование состояния и функционирования русского языка в субъектах Российской Федерации. Разработка языковой политики в многонациональном государстве. Проведение этносоциологических исследований в области функционирования русского языка в условиях многоязычия федеральный бюджет 911 265 121 230 295 составление обзоров по вопросам функционирования русского языка как межнационального; подготовка информации об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде; проведение этносоциологических исследований в области взаимоотношений русского языка и национальных языков в Российской Федерации
4. Разработка региональных программ по русскому языку средства бюджетов субъектов Российской Федерации 2000 500 500 500 500 создание региональных программ по русскому языку
Итого   3241 865 681 805 890  
в том числе:              
средства федерального бюджета   1241 365 181 305 390  
средства бюджетов субъектов Российской Федерации   2000 500 500 500 500  
Оценка качества и уровня владения русским языком
5. Разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка государственными служащими федеральный бюджет 619 140 139 150 190 подготовка требований к владению русским языком государственными служащими и практикума по культуре речи для государственных служащих
6. Разработка стандартов в области контроля качества владения русским литературным языком. Подготовка типовых тестовых материалов федеральный бюджет 212 110 102     подготовка учебных тестовых материалов по культуре русской речи
7. Разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО федеральный бюджет 459   139 135 185 подготовка концепции создания уровней тестирования русского языка как иностранного, лингводидактического описания, системы требований и минимумов указанных уровней
Итого   1290 250 380 285 375  
в том числе средства федерального бюджета   1290 250 380 285 375  
2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры
Исследования в области русского языка и культуры речи
8. Исследования по истории русского языка, способствующие развитию русского национального самосознания федеральный бюджет 392 50 92 110 140 подготовка научных публикаций, посвященных различным хронологическим периодам развития русского языка
Итого   392 50 92 110 140  
в том числе средства федерального бюджета   392 50 92 110 140  
Исследования в области художественной литературы и духовной культуры русского народа
9. Литературоведческие исследования в области классической русской литературы. Обобщение опыта русской школы художественного перевода и дальнейшее ее развитие внебюджетные средства 6000 2000 2000 2000   подготовка научных обзоров, статей, монографий по классической русской литературе и русской школе художественного перевода
10. Разработка информационного и программного обеспечения для формирования базы данных по русской литературе и культуре федеральный бюджет 778 150 139 99 390 создание банка данных о русской литературе и культуре
11. Разработка культурологических комментариев к произведениям русской классической литературы федеральный бюджет 350   92 70,8 187,2 создание историко-культурологических комментариев к произведениям русской классической литературы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации
12. Разработка новых программ по современному русскому языку, его истории и диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка, культуре речи для высших учебных заведений федеральный бюджет 150 150       формирование новых программ по современному русскому языку с учетом последних достижений науки (для языковых факультетов высших учебных заведений)
Итого   7278 2300 2231 2169,8 577,2  
в том числе: средства федерального бюджета   1278 300 231 169,8 577,2  
внебюджетные средства   6000 2000 2000 2000    
Русский язык в системе среднего и высшего образования
13. Экспертиза современных концепций языкового образования в вузах и общеобразовательных учреждениях в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов средства бюджетов субъектов Российской Федерации 840 240 200 200 200 унификация концепций языкового образования в русских и национальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
14. Экспертиза действующих и разработка экспериментальных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации средства бюджетов субъектов Российской Федерации 4000 1000 1000 1000 1000 подготовка экспериментальных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (русский язык и литература)
15. Разработка программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры внебюджетные средства 800 150 150 150 350 формирование учебно-методических программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры
16. Разработка концепций языкового образования и подготовка экспериментальных образовательных программ русского языка для национальных общеобразовательных учреждений России средства бюджетов субъектов Российской Федерации 4000 1000 1000 1000 1000 создание экспериментальных программ русского языка для национальных общеобразовательных учреждений России
17. Подготовка образовательных программ по русскому языку и литературе в соответствии с планируемым переходом школьной образовательной системы на 12-летнее обучение средства бюджетов субъектов Российской Федерации 200 200       формирование новых образовательных программ в области русской словесности
18. Разработка курсов дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России внебюджетные средства 2200 600 600 600 400 создание курсов дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России
Итого   12040 3190 2950 2950 2950  
в том числе: средства бюджетов субъектов Российской Федерации   9040 2440 2200 2200 2200  
внебюджетные средства   3000 750 750 750 750  
Русский язык в средствах массовой информации
19. Научно-методические рекомендации по русскому языку и культуре речи для работников средств массовой информации федеральный бюджет 310 50 100 75 85 разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию функционирования русского языка в средствах массовой информации, практикума по культуре речи для работников средств массовой информации
20. Анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку федеральный бюджет 280 50 70 75 85 подготовка научных публикаций по изучению тенденций влияния языка средств массовой информации на процесс обучения русскому языку
21. Использование средств массовой информации для пропаганды русского языка и русской культуры за рубежом в условиях новой геополитической ситуации федеральный бюджет 230   50 75 105 подготовка аналитических обзоров состояния русскоязычных средств массовой информации в странах Балтии (по странам)
Итого   820 100 220 225 275  
в том числе средства федерального бюджета   820 100 220 225 275  
3. Русский язык как мировой язык
Исследования в области обучения русскому языку как иностранному
22. Исследования в области функционирования русского языка и национально-языковых процессов в государствах - участниках СНГ и странах Балтии. Русский язык в контексте интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ и странах Балтии федеральный бюджет 450 125 125 90 110 подготовка аналитических обзоров и монографий по функционированию русского языка в государствах - участниках СНГ и странах Балтии
23. Разработка новых методов обучения русскому языку как иностранному, в том числе с учетом целей и задач дистанционного обучения федеральный бюджет 500 50 60 165 225 создание дистанционных курсов по обучению русскому языку как иностранному
Итого   950 175 185 255 335  
в том числе средства федерального бюджета   950 175 185 255 335  
Русский язык как средство ознакомления с культурой России
24. Изучение социолингвистического и культурологического аспектов функционирования русского языка как языка международного общения федеральный бюджет 110     50 60 подготовка научных публикаций по социолингвистическим и культурологическим аспектам функционирования русского языка как языка международного общения (в отдельных государствах - участниках СНГ)
25. Разработка гибких моделей языкового образования в соответствии с требованиями мировых образовательных систем федеральный бюджет 100 50 50     создание гибких моделей обучения русскому языку
26. Лингвокультурологическое описание русского языка федеральный бюджет 240 50 50 70 70 формирование лингвокультурологического тезауруса русского языка
Итого   450 100 100 120 130  
в том числе средства федерального бюджета   450 100 100 120 130  
Русский язык в системе образования иностранных граждан и соотечественников, живущих за рубежом
27. Подготовка учебно-методических материалов по русскому языку для обучающихся за рубежом федеральный бюджет 829 60 179 255 335 создание учебно-методических материалов по русскому языку для детей соотечественников, проживающих за рубежом, учебников по русскому языку для школ Эстонской Республики (с эстонским языком обучения)
Итого   829 60 179 255 335  
в том числе средства федерального бюджета   829 60 179 255 335  
Всего по части I "Научно-исследовательские работы"   27290 7090 7018 7174,8 6007,2  
в том числе:              
средства федерального бюджета   7250 1400 1568 1724,8 2557,2  
средства бюджетов субъектов Российской Федерации   11040 2940 2700 2700 2700  
внебюджетные средства   9000 2750 2750 2750 750  

Часть II. Прочие нужды

1. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного
28. Разработка эффективных стратегий и технологий для формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей русского языка как иностранного федеральный бюджет 1050 400 650     создание и внедрение инновационных форм повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
29. Разработка инновационных технологий в обучении русскому языку как иностранному федеральный бюджет 1024 400 624     создание комплекса программ по русскому языку как иностранному для различных категорий обучающихся на основе инновационных технологий обучения
30. Разработка гибких моделей обучения русскому языку как иностранному в разных странах с учетом конкретных условий организации учебного процесса федеральный бюджет 1500 500 1000     создание комплектов учебно-методических и дидактических материалов с учетом конкретных условий организации процесса обучения русскому языку как иностранному
31. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации) федеральный бюджет 7850 600 250 3500 3500 организация курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка как иностранного
32. Повышение квалификации преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах федеральный бюджет 7500 200 300 3500 3500 организация курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка, работающих за рубежом
33. Организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе дистанционных образовательных технологий федеральный бюджет 8000     4000 4000 организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе дистанционных образовательных технологий и их программно-методическое сопровождение; создание нового учебно-методического комплекса по русскому языку для 5-6 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений (электронная версия)
Итого   26924 2100 2824 11000 11000  
в том числе средства федерального бюджета   26924 2100 2824 11000 11000  
2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад
34. Проведение международных семинаров и совещаний преподавателей русского языка и литературы, работающих за рубежом федеральный бюджет 5426 300 1526 1800 1800 проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии; проведение семинара для преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия; проведение совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом
35. Проведение международных конференций, семинаров по проблемам русского языка и литературы федеральный бюджет 2100 100   1000 1000 проведение международных конференций по проблемам русского языка и литературы; проведение российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы
36. Проведение международного семинара (симпозиума) по проблемам правового обеспечения статуса государственных и официальных языков средства бюджетов субъектов Российской Федерации 400   400     обобщение зарубежного опыта в создании правовой базы для применения официальных языков во внутригосударственных и межгосударственных отношениях
37. Организация ежегодных конференций по проблемам языковой ситуации в зарубежных странах внебюджетные средства 200 50 50 50 50 проведение конференций по проблемам языковой ситуации, публикации по итогам конференции
38. Проведение ежегодных всероссийских и международных олимпиад и федеральный бюджет 29500   6000 12000 11500 проведение международных олимпиад школьников по русскому языку;
конкурсов школьников и студентов по русскому языку внебюджетные средства 200 50 50 50 50 проведение всероссийских олимпиад школьников по русскому языку; проведение олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку; проведение конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка
39. Проведение ежегодных всероссийских и международных мероприятий по русскому языку, литературе и культуре, приуроченных к Пушкинским дням (6 июня и 19 октября) федеральный бюджет 4465 650 915 1700 1200 проведение международных и всероссийских мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням
40. Проведение конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности" федеральный бюджет 2000     1000 1000 проведение конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности"
Итого   44291 1150 8941 17600 16600  
в том числе:              
средства федерального бюджета   43491 1050 8441 17500 16500  
средства бюджетов субъектов Российской Федерации   400   400      
внебюджетные средства   400 100 100 100 100  
3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы
41. Создание банков данных о русском языке федеральный бюджет 7150 600 950 2800 2800 формирование банка данных о русском языке, его истории и современном состоянии; формирование банка данных о функционировании русского языка в субъектах Российской Федерации и за рубежом, в том числе в государствах - участниках СНГ и в странах Балтии
42. Издание словарей русского языка федеральный бюджет 3965 1235 2730     издание и переиздание словарей русского языка
  внебюджетные средства 5000     2500 2500  
43. Издание двуязычных словарей (русско-национальных, национально-русских) средства бюджетов субъектов Российской Федерации 2000 500 500 500 500 издание двуязычных словарей (русско-национальных, национально-русских)
44. Издание словаря языка А.С.Пушкина (в 4 томах) внебюджетные средства 4000 1000 1000 1000 1000 издание словаря языка А.С.Пушкина (в 4 томах)
45. Популяризация классических работ по проблемам русистики федеральный бюджет 1200 190 1010     издание классических работ по проблемам русистики
  внебюджетные средства 2000     1000 1000  
46. Издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом федеральный бюджет 4000 250 750 1500 1500 издание учебно-методической литературы по русскому языку для детей соотечественников, обучающихся за рубежом (для различных ступеней и форм обучения)
47. Издание справочных пособий, словарей, научно-популярных брошюр для работников средств массовой информации внебюджетные средства 800 200 200 200 200 издание справочных пособий, словарей, научно-популярных брошюр для работников средств массовой информации
Итого   30115 3975 7140 9500 9500  
в том числе:              
средства федерального бюджета   16315 2275 5440 4300 4300  
средства бюджетов субъектов Российской Федерации   2000 500 500 500 500  
внебюджетные средства   11800 1200 1200 4700 4700  
4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации
48. Подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы федеральный бюджет 8995 1000 2595 2200 3200 создание теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы
Итого   8995 1000 2595 2200 3200  
в том числе средства федерального бюджета   8995 1000 2595 2200 3200  
5. Меры, направленные на укрепление позиций русского языка в России и за рубежом
49. Поддержка деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней федеральный бюджет 21365 4465 10400 3250 3250 проведение международных и общероссийских конференций, семинаров, совещаний, чтений по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы; организационно-техническое и информационное обеспечение их деятельности
50. Разработка системы некоммерческого распространения в государствах - участниках СНГ и странах Балтии учебно-методической литературы по русскому языку и педагогических периодических изданий внебюджетные средства 400 100 100 100 100 создание единого образовательного пространства Российской Федерации, государств - участников СНГ и стран Балтии
51. Командирование членов научно-координационного совета по федеральной целевой программе "Русский язык" в регионы России средства бюджетов субъектов Российской Федерации 2000 500 500 500 500 подготовка отчетов, аналитических справок
Итого   23765 5065 11000 3850 3850  
в том числе:              
средства федерального бюджета   21365 4465 10400 3250 3250  
средства бюджетов субъектов Российской Федерации   2000 500 500 500 500  
внебюджетные средства   400 100 100 100 100  
6. Организационно-методическое сопровождение Программы
52. Организационно-методическое сопровождение, техническое и информационное обеспечение деятельности по реализации Программы федеральный бюджет 3800   300 1750 1750 формирование банка данных по результатам реализации Программы, региональным программам по русскому языку, мероприятиям по русскому языку и литературе, проводимым федеральными органами исполнительной власти и организациями; издание ежегодных каталогов и информационных бюллетеней по Программе
Итого   3800   300 1750 1750  
в том числе средства федерального бюджета   3800   300 1750 1750  
Всего по части II "Прочие нужды"   137890 13290 32800 45900 45900  
в том числе:              
средства федерального бюджета   120890 10890 30000 40000 40000  
средства бюджетов субъектов Российской Федерации   4400 1000 1400 1000 1000  
внебюджетные средства   12600 1400 1400 4900 4900  
Всего по Программе на 2002-2005 годы   165180 20380 39818 53074,8 51907,2  
в том числе:              
средства федерального бюджета   128140 12290 31568 41724,8 42557,2  
средства бюджетов субъектов Российской Федерации   15440 3940 4100 3700 3700  
внебюджетные средства   21600 4150 4150 7650 5650