Письмо Госналогслужбы РФ от 20.12.94 N НП-6-01/495

"О результатах проверки совместных предприятий с иностранными инвестициями по вопросам соблюдения налогового законодательства"
Редакция от 20.12.1994 — Документ утратил силу, см. «Письмо МНС РФ от 06.06.2002 N ВГ-6-02/800»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 декабря 1994 г. N НП-6-01/495

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии с планом проведения совместных проверок, утвержденным Госналогслужбой России и Департаментом налоговой полиции России, налоговыми органами Госналогслужбы России и органами ДНП России во втором полугодии 1994 года проведены проверки соблюдения налогового законодательства в 168 совместных предприятиях с иностранными инвестициями.

В результате проведенных проверок в 161 предприятии установлены нарушения налогового и валютного законодательства.

Наиболее характерными и часто встречающимися нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются нарушения порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки на территории Российской Федерации, занижение объемов реализации продукции, излишнее и необоснованное списание затрат на себестоимость. Установлены факты нарушений налогового законодательства, выразившиеся в необоснованном применении льгот по налогу на прибыль и занижении причитающегося к уплате налога, грубых нарушениях в ведении бухгалтерского учета.

Общая сумма дополнительно предъявленных к уплате налогов и штрафных санкций составила более 32,9 млрд. руб., 8,4 млн. американских долларов, 186,8 тыс. немецких и 99,7 тыс. финских марок, 15,4 тыс. австрийских шиллингов и 246,0 тыс. японских иены.

Взыскано в бюджет соответственно 13%, 2,65%, 0,9%, 100%, 4,3 процента от общих доначисленных сумм.

Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет обобщенную информацию по основным недостаткам, выявленным этой проверкой для сведения и руководства в работе.

Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Н.В.ПОПОВ

Приложение
к письму Государственной
налоговой службы
Российской Федерации
от 20.12.94 N НП-6-01/495

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ
СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В результате проведенных проверок 168 совместных предприятий с иностранными инвестициями в 161 установлены нарушения налогового и валютного законодательства.

Общая сумма дополнительно предъявленных к уплате налогов и штрафных санкций составила более 32,9 млрд. руб., 8,4 млн. американских долларов, 186,8 тыс. немецких и 99,7 тыс. финских марок, 15,4 тыс. австрийских шиллингов и 246,0 тыс. японских иены.

Из доначисленных сумм взыскано в бюджет соответственно 13%, 2,65%, 0,9%, 100%, 4,3% от общих сумм.

Как свидетельствуют материалы проверок, основными видами деятельности предприятий являются: производственная деятельность, реализация товаров производственно-технического назначения и товаров народного потребления, торгово-посредническая и коммерческая деятельность.

Имеет место уклонение от перечисления денежных средств в уставный капитал предприятий как иностранных, так и российских партнеров.

Так, российско-китайское совместное предприятие "Тунбир" Еврейской автономной области зарегистрировано 21.07.92. Согласно учредительным документам доля иностранного участника в уставном фонде предприятия должна составлять 50 процентов. Вместе с тем, на момент проверки средства китайской стороной не внесены.

Участники СП "Рассвет", СП "Стонви", СП "Хейлун" Амурской области в течение года, с момента их регистрации, не внесли свои доли в уставный капитал предприятий, в связи с чем государственная налоговая инспекция по Амурской области направила предложения в администрацию области о их ликвидации как несостоявшихся.

Аналогично по СП "Шеньян" Курганской области. По результатам проверки направлено письмо в администрацию Курганской области с просьбой признать указанное предприятие несостоявшимся и принять меры к его ликвидации.

Наиболее характерными и часто встречающимися нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются нарушения порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки на территории Российской Федерации.

Иностранная валюта, получаемая предприятиями от экспорта продукции, работ, услуг, остается на счетах иностранных фирм - партнеров, расходуется по указаниям российских предприятий непосредственно со счетов инофирм за границей и, следовательно, не зачисляется в уполномоченные банки на территории Российской Федерации.

Так, по совместным предприятиям "Мурманкомпексим" и "Севинтрейд" Мурманской области сумма валютной выручки, не зачисленная на счета в уполномоченные банки Российской Федерации, составила 1122 долларов США.

В трех совместных предприятиях Приморского края "Тихоокеанский сервис", "Восток" и "Чхин-Сан" наличная иностранная валюта не зачислялась на счета в уполномоченные банки, использовалась на командировочные расходы, выдавалась в подотчет, продавалась за рубли в обменных пунктах. В результате проверок указанным предприятиям предъявлены штрафные санкции в сумме 16762 долларов США и 211378 японских иены.

Проверкой совместного российско-кубинского предприятия "Таино" установлено, что в течение 1993 г. у предприятия в различных банках г. Липецка было открыто и действовало несколько расчетных счетов. Необоснованно занижался облагаемый оборот от реализации товаров, безвозмездно передавались в собственность своим работникам легковые автомобили по цене приобретения, не включались в налогооблагаемый оборот поступающие на расчетный счет СП "Таино" суммы предоплат в счет предстоящих поставок оборудования и товаров. Всего сумма доначислений по всем видам налогов в бюджеты различных уровней по этому предприятию составила 41,7 млн. рублей.

СП "Тагдем Север" Вологодской области в соответствии с контрактом, заключенным с фирмой "Брест" (Словения), произвело закупку мебели в количестве 85 предметов. В Вологодскую таможню была представлена декларация на 11178 долларов США и представлен счет. В ходе документальной проверки установлено, что существует аналогичный счет на сумму 22356 долларов США.

Таким образом, таможенная стоимость была занижена на 11178 долларов США, что повлекло за собой уклонение от уплаты таможенных платежей в сумме 975,6 тыс. рублей.

Имеет место занижение объемов реализации продукции, излишнее и необоснованное списание затрат на себестоимость.

В ходе проверки СП "Евросиб" Новосибирской области выявлено сокрытие выручки от реализации продукции за I полугодие 1993 года на 45,4 млн. руб., в СП "Время-Минеко" за счет неполного оприходования отгруженной продукции на экспорт по ряду таможенных деклараций выручка от реализации продукции занижена на 88,2 млн. рублей.

В нарушение Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, неправомерно включались в затраты производства расходы по страхованию грузов, уплате процентов по кредитам сверх учетных ставок Центрального банка Российской Федерации, содержанию объектов социально-бытового назначения, представительские расходы, превышающие установленные законодательством нормы и нормативы, командировочные расходы без предъявления первичных документов и др.

Так, только лишь по 15 предприятиям по этой причине валовая прибыль занижена на 100,1 млн. рублей.

Например, по 6 предприятиям Челябинской области в результате неправомерного отнесения расходов на себестоимость продукции в сумме 16,2 млн. руб. доначислено платежей в бюджет с учетом штрафных санкций 62,9 млн. рублей.

Совместным итало-бельгийским предприятием "Супер" Владимирской области в 1993 году необоснованно списаны отрицательные курсовые разницы 13,3 млн. руб., потери от брака обуви, не подтвержденные актами экспертизы, в сумме 4,7 млн. руб., расходы по рекламе, представительские расходы, командировочные расходы, превышающие установленный лимит - 2,7 млн. рублей. Всего в результате проверки предъявлено ко взысканию вместе со штрафными санкциями 96,8 млн. рублей.

Имеют место нарушения по отнесению затрат на прибыль, реализации товаров, в отдельных случаях по ценам ниже себестоимости.

На филиале "Химмаш-Секом" Пензенской области на прибыль списаны затраты, не связанные с деятельностью филиала, в сумме 2337,6 тыс. рублей. На проверенных предприятиях Приморского края на прибыль списаны финансовые санкции по актам госналогинспекций на сумму 925,9 тыс. рублей.

На совместном предприятии "Чхин-Сан" г. Уссурийска за счет реализации товаров, в отдельных случаях, ниже себестоимости доначислен налог на прибыль на 4412,7 тыс. рублей.

По СП "УНГРОС" Псковской области в результате реализации товаров по цене их приобретения налог на прибыль занижен на 852,7 тыс. рублей. На этом же предприятии взыскано в бюджет 5472,0 тыс. руб., за счет неучтенных, безвозмездно полученных, от других предприятий основных средств на сумму 3429,0 тыс. руб.

Проверками установлены факты нарушений налогового законодательства, выразившиеся в необоснованном применении льгот по налогу на прибыль и занижении причитающегося к уплате налога.

Так, российско-германское предприятие "Орел-Алья" Орловской области неправомерно пользовалось льготой по налогу на прибыль. Сумма доначисленного налога и пеня за 1992 - 1993 гг. составила 6,2 млн. руб., по филиалу "Химмаш-Секом" Пензенской области занижение налога на прибыль составило 12,8 млн. рублей.

В ходе документальных проверок установлены грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета. В отдельных предприятиях не утверждается порядок определения выручки от реализации продукции, оказания услуг, Главные и кассовые книги ведутся небрежно, отдельные записи сделаны карандашом. Не всегда на предприятиях имеются в наличии договоры, товарно-сопроводительные документы, выписки банка, авансовые отчеты подотчетных лиц.

Руководителю совместного предприятия "Бурят Венчер-1" республики Бурятия за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка предъявлен административный штраф в размере 30,0 тыс. рублей.

Меры административной ответственности применялись к большинству проверенных предприятий. Так, на руководителей 3 из 6 проверенных предприятий Челябинской области наложены административные штрафы в размере 5 минимальных окладов.

Начальник Управления
налогообложения прибыли
(дохода) юридических лиц -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
А.А.ЗЕНКА