Приказ ФТС РФ от 20.10.2004 N 177

"Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой"
Редакция от 20.10.2004 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 20 октября 2004 г. N 177

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ

В целях совершенствования организационной структуры ФТС России и в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации от 21.08.2004 N 429, приказываю:

1. Утвердить Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой (приложение).

2. Признать утратившим силу приказы ГТК России от 08.04.2002 N 343дсп "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой" и от 01.07.2003 N717дсп "О внесении изменений в Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой".

3. Заместителю руководителя ФТС России Н.А. Волобуеву осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Руководитель службы
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е. ЖЕРИХОВ

Приложение
к приказу ФТС России
от 20.10.2004 N 177

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ

I. Общие положения

1. Главное управление по борьбе с контрабандой (далее - Главное управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной таможенной службы, осуществляющим специальные функции по борьбе с контрабандой и иными правонарушениями, дознание и проведение неотложных следственных действий по которым отнесено к компетенции таможенных органов (далее -преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов), а также по выявлению и пресечению административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов и осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

2. Главное управление может осуществлять иные функции в соответствии установленной сферой деятельностью, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, правовыми актами Федеральной таможенной службы.

3. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, правовыми актами ФТС России, а также настоящим Положением о Главном управлении по борьбе с контрабандой (далее - Положение).

4. Структура и штатная численность сотрудников Главного управления утверждает руководитель Федеральной таможенной службы.

5. Главное управление возглавляет начальник Главного управления, который подчиняется руководителю ФТС России и его заместителю, курирующему Главное управление.

6. Начальник Главного управления имеет в подчинении первого заместителя начальника Главного управления и четырех заместителей начальника Главного управления.

7. Начальник Главного управления и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

8. В отсутствие начальника Главного управления общее руководство Главным управлением осуществляет его первый заместитель, а в случае его отсутствия -один из заместителей начальника Главного управления.

9. Для замещения должностей Главного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предъявляются следующие квалификационные требования:

- должностям первого заместителя и заместителя начальника Главного управления - наличие высшего профессионального образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего;

- должности начальника службы Главного управления - наличие высшего профессионального образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего;

- должности заместителя начальника службы, заместителя начальника службы - начальника отдела, начальника отдела, заместителя начальника отдела, начальника отделения Главного управления - наличие высшего профессионального образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего;

- должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам, оперуполномоченного по особо важным делам, старшего оперуполномоченного наличие высшего профессионального образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего.

10. Начальник Главного управления назначается на должность и освобождается от должности приказом ФТС России, первый заместитель начальника Главного управления и заместители начальника Главного управления назначаются на должность и освобождаются от должности приказом ФТС России по представлению начальника Главного управления.

11. Функциональные обязанности сотрудников Главного управления регламентируются должностными инструкциями, разработанными и утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

12. Деятельность Главного управления осуществляется на основе текущего и перспективного планирования оперативно-служебной деятельности, а также в соответствии с планами работы ФТС России.

13. Главное управление осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через специализированные таможенные органы (далее - оперативные таможни) и оперативно-розыскные подразделения таможенных органов Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, федеральными территориальными органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

14. Главное управление участвует в представлении интересов ФТС России в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судебных органах, органах местного самоуправления, а также коммерческих и некоммерческих организациях при рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию.

15. Главное управление, в соответствии с установленным ФТС России порядке обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, банковскую, коммерческую и налоговую тайну и конфиденциальность информации.

16. Создание, реорганизация и ликвидация Главного управления осуществляется приказом ФТС России.

II. Основные задачи Главного управления

17. Обеспечение экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации. Организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

18. Осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, признаваемые законодательством Российской Федерации преступлениями, а также выявление, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

19. Осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях установления лиц, находящихся в федеральном, межгосударственном и международном розыске за совершенные преступления, а также при получении поручений международных правоохранительных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

20. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации.

21. Оперативное и методическое руководство деятельностью оперативных таможен.

22. Осуществление общего и методического руководства оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, контроль и координация такой деятельности в пределах компетенции Главного управления, координация оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и контроль за ней по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

23. Организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств, а также международными правоохранительными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

24. Организация и (или) непосредственное оперативное сопровождение уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов.

25. Осуществление предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возможных нарушений таможенного, налогового, административного и уголовного законодательства Российской Федерации со стороны участников внешнеэкономической деятельности, иных физических и юридических лиц, причастных к обороту ввозимых и вывозимых товаров.

26. Организация контроля за осуществлением таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

27. Осуществление правовой экспертизы и рассмотрение нормативных и правовых актов, отнесенных к компетенции ФТС России и правоохранительных органов Российской Федерации.

III. Функции Главного управления

28. Участие в пределах своей компетенции в разработке мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу и их реализация.

29. Главное управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- борьба с экономическими преступлениями, относящимися к компетенции таможенных органов;

- борьба с особо опасными видами контрабанды;

- борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ;

- борьба с контрабандой взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу;

- взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также международными правоохранительными организациями;

- организация контроля и инспектирования осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами;

- оперативно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности;

- оперативно-информационное направление;

- ведение оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов;

- содействие другим правоохранительным органам в проведении мероприятий по борьбе с организованной преступностью, легализации доходов от преступной деятельности, а также мероприятий антитеррористического характера;

- выявление и пресечение административных правонарушений, относящихся к компетенции таможенных органов.

30. Главное управление может выполнять мероприятия по иным направлениям правоохранительной деятельности, необходимость в которых обусловлена оперативной обстановкой.

31. Координация и контроль за осуществлением таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

32. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, обработка поступающей информации о состоянии оперативной обстановки, в том числе путем выявления рисков совершения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

33. Разработка и осуществление системы мер, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела.

34. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий и участие в проведении оперативно-технических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию контрабанды и иных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также выявлению и задержанию лиц, их совершивших.

35. Организация и осуществление международных, межрегиональных и иных контролируемых поставок. Осуществление координации и согласования при проведении международных межрегиональных и иных контролируемых поставок с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

36. Обобщение и анализ сложившейся практики осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными таможнями, оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов.

37. Привлечение сил и средств структурных подразделений и организаций ФТС России для проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере таможенного дела, а также выявлению и задержанию лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших.

38. Организация и осуществление во взаимодействии с другими правоохранительными органами мероприятий по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

39. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации.

40. Профилактика преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, и иных правонарушений в сфере таможенного дела, выявление причин и условий, способствующих их совершению. '

41. Организация и координация деятельности таможенных органов по оказанию содействия иным правоохранительным органам в борьбе с международным терроризмом.

42. Организация планирования и контроль за ходом выполнения планов, подготовкой отчетов по итогам оперативно-служебной деятельности в оперативно-розыскных подразделениях таможенных органов.

43. Организация в пределах своей компетенции разработки и исполнения программ, комплексных планов, проведения крупномасштабных, специальных операций по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, иными правонарушениями в сфере таможенного дела.

44. Участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Участие в разработке и совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности оперативными таможнями и оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов.

45. Оказание методической и практической помощи в организации информационно-аналитической работы в оперативных таможнях и оперативно-розыскных подразделениях таможенных органов.

46. Взаимодействие в решении возложенных на Главное управление задач с органами государственной власти Российской Федерации, правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

47. Обеспечение координации и взаимодействия с таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями, в подготовке и проведении совместных оперативных мероприятий, организация и осуществление информационного обмена с ними оперативными данными.

48. Контроль соблюдения законности, прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности должностными лицами Главного управления и оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов.

49. Обеспечение своевременного рассмотрения поступающих в ФТС России предложений, заявлений, жалоб и сообщений должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

50. Обеспечение руководства ФТС России информацией по вопросам организации и проведения оперативно-розыскной деятельности оперативными таможнями и оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов при осуществлении ими борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенных к компетенции таможенных органов.

51. Участие в пределах своей компетенции совместно с Управлением собственной безопасности в обеспечении государственной защиты сотрудников Главного управления, их близких, а также лиц, оказывающих гласное и негласное содействие оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов.

52. Участие в составе следственно-оперативных групп в расследованиях уголовных дел.

53. Выполнение отдельных поручений следственных органов, органов дознания и прокуроров о проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий:

54. Осуществление поиска, накопления и анализа информации об оперативной обстановке в регионах деятельности таможенных органов, создание и использование централизованных оперативно-справочных учетов, собственных программных продуктов, информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения своих функций.

55. Обеспечение работы Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам Содружества Независимых Государств "RILO-Москва".

56. Участие в согласовании назначения руководящего состава правоохранительных подразделений таможенных органов.

57. Оказание содействия:

- кадровым подразделениям в изучении кандидатов для приема на службу в оперативно-розыскные подразделения таможенных органов;

- руководителям таможенных органов в проведении служебных проверок по фактам совершенных сотрудниками таможенных органов правонарушений и дисциплинарных проступков, относящихся к компетенции Главного управления.

58. Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

59. Организация и непосредственный прием квалификационных зачетов у сотрудников Главного управления, оперативных таможен и правоохранительных подразделений таможенных органов на допуск к осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

60. Подготовка предложений о привлечении в соответствии с установленным порядком для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления, научных и иных организаций, ученых и специалистов.

IV. Права Главного управления

61. Главное управление для решения возложенных на него задач имеет право:

- осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах компетенции таможенных органов оперативно-розыскную деятельность;

- использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих содействие таможенным органам в лице Главного управления на конфиденциальной основе;

-вносить на рассмотрение руководству ФТС России предложения по вопросам правового регулирования и осуществления деятельности Главного управления, в том числе предложения о создании в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком предприятий, организаций, учреждений и подразделений, необходимых для осуществления оперативно-розыскной деятельности;

- получать от структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС России, информацию, необходимую для выполнения задач и функций Главного управления, в том числе статистические, аналитические и другие материалы;

- взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств, международными правоохранительными организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- участвовать в заседаниях коллегии и оперативных совещаниях ФТС России и таможенных органов при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции Главного управления;

- реализовывать в рамках своей компетенции программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

- согласовывать назначение на должность и освобождение от должности начальников оперативных таможен и их заместителей, первых заместителей начальников таможен по правоохранительной работе;

- привлекать для защиты экономических интересов и для борьбы с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;

- проводить в соответствии с утвержденными планами или по отдельным поручениям руководства ФТС России инспектирование деятельности подразделений таможенных органов, осуществляющих и обеспечивающих осуществление оперативно-розыскной деятельности;

- привлекать в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядке для проработки вопросов, отнесенных к деятельности Главного управления, специалистов других правоохранительных органов, органов федеральной исполнительной власти, научных и иных организаций, а также экспертов и ученых;

- взаимодействовать в решении задач, возложенных на Главное управление, с органами государственной власти Российской Федерации, правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;

- пользоваться в соответствии с установленным порядком ведомственными информационными системами, иметь доступ к источникам и носителям информации, создавать собственные базы данных, необходимые для выполнения возложенных на Главное управление задач, создавать локальные информационные сети и автоматизированные системы обработки данных;

-должностные лица Главного управления имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие согласно порядку, предусмотренному Таможенным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами;

- согласовывать проекты организационно-штатных структур оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов;

- осуществлять работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности подразделений Главного управления.

V. Заключительные положения

62. Главное управление осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы ФТС России, планом работы Главного управления, межведомственными и межгосударственными планами борьбы с преступностью, а также иными планами, утвержденными приказами ФТС России.

63. Начальник Главного управления:

а) руководит на принципах единоначалия деятельностью Главного управления;

б) организовывает, планирует, координирует и контролирует деятельность Главного управления, взаимодействие с другими подразделениями ФТС России и заинтересованными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными организациями;

в) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач и функций;

г) распределяет обязанности между своими заместителями;

д) обеспечивает подбор, расстановку кадров Главного управления и соблюдение ими законности и служебной дисциплины;

е) создает условия для повышения профессиональной подготовки сотрудников, прохождения службы должностных лиц Главного управления и внедрения передовых приемов и методов работы;

ж) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении очередных (внеочередных) специальных званий сотрудникам Главного управления, и назначении их на должность;

з) вносит предложения руководству ФТС России о поощрения должностных лиц Главного управления, наложении на них дисциплинарных взысканий и снятии ранее наложенных дисциплинарных взысканий;

и) принимает меры по обеспечению необходимых условий труда для сотрудников Главного управления, а также их правовой и социальной защищенности;

к) утверждает планы работы служб Главного управления, положения о структурных подразделениях Главного управления и должностные инструкции сотрудников Главного управления;

л) направляет сотрудников Главного управления согласно установленному порядку в служебные командировки по Российской Федерации, вносит предложения руководству ФТС России о заграничных" служебных командировках сотрудников Главного управления;

м) подписывает документы и организовывает в пределах своей компетенции проверку их исполнения на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации;

н) имеет право представлять Главное управление в соответствии с установленным порядком в государственных органах, организациях и учреждениях по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, принимать решения в соответствии с должностными обязанностями, осуществлять контроль (проверку) оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, вести переписку с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации, а также учреждениями и организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;

о) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

п) утверждает в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, постановления о заведении и прекращении дел оперативного учета, документы на проведение оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий и установление отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие сотрудникам Главного управления на конфиденциальной основе, проведение предупредительно-профилактических мероприятий;

р) выносит постановления о представлении материалов оперативно-розыскной деятельности для использования в качестве доказательств в органы дознания, следствия и прокурорам по делам, находящимся в их производстве;

с) утверждает расходование выделенных финансовых средств на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

64. Начальник Главного управления вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным сотрудникам Главного управления.

65. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

И.о. начальника
Главного управления
по борьбе с контрабандой
генерал-майор
таможенной службы
И.Н. ВОЛОШЕНКО