Приказ Минобрнауки РФ от 01.12.2004 N 122

"Об утверждении положений об Управлении и дирекции федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы"
Редакция от 01.12.2004 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 1 декабря 2004 г. N 122

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ И ДИРЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ

В целях реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 605 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 540), приказываю:

1. Утвердить Положение об управлении федеральной целевой научно-технической программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и Положение о дирекции федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (приложения 1 и 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
А.ФУРСЕНКО

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минобрнауки России
от 1 декабря 2004 г. N 122

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММОЙ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия государственных заказчиков федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - "Программа"), функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программы, порядок принятия решений, проведения независимой экспертизы, привлечения управляющих компаний, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга их реализации и корректировки механизма осуществления Программы.

1.2. Управление Программы осуществляется на принципах:

законности и научной обоснованности методов и средств реализации Программы;

приоритетности государственных интересов Российской Федерации при реализации Программы;

целевого и эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию Программы;

методического и информационного единства Программы на основе системы критериев для оценки и выбора тематики НИОКР и победителей конкурсов, единых форматов представления информации о мероприятиях Программы на всех этапах, форм контрактов и отчетов, процедур мониторинга выполнения программных мероприятий, алгоритмов прогнозной оценки результатов;

разграничения функций и полномочий органов в системе управления Программой;

публичность и прозрачность управления Программой путем привлечения к участию в ее реализации ученых и специалистов в соответствующих областях, представителей коммерческих и некоммерческих организаций различных форм собственности.

II. Порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы

2.1. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются: Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.

2.2. Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации.

Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств.

2.3. Взаимодействие между государственными заказчиками строятся на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, Положений о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Федеральном агентстве по науке и инновациям и Федеральном агентстве по образованию и настоящего Положения.

2.4. Взаимодействие государственных заказчиков Программы осуществляется в соответствии с Порядком организации в Минобрнауки России и в подведомственных федеральных агентствах, работы с федеральными целевыми программами, утвержденным приказом Минобрнауки России.

2.5. Вопросы, требующие совместного рассмотрения государственными заказчиками, выносятся для обсуждения на Научно-координационный совет.

2.6. Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:

2.6.1. осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;

2.6.2. разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы, в том числе акты, устанавливающие порядок и условия проведения конкурсов для определения исполнителей программных мероприятий.

2.6.3. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;

2.6.4. подготавливает с учетом предложений государственных заказчиков Программы и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной год;

2.6.5. направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;

2.6.6. ежегодно, до 1 февраля, представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;

2.6.7. ежегодно уточняет целевые индикаторы, мероприятия и расходы на реализацию программных мероприятий, а также механизм реализации Программы;

2.6.8. утверждает перечень индикаторов для мониторинга реализации программных мероприятий;

2.6.9. инициирует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

2.6.10. проводит оценку хода работ по проектам, их социальной, экономической эффективности и научной значимости;

2.6.11. при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы, либо прекращении ее выполнения;

2.6.12. по завершении Программы подготавливает и до 1 марта 2007 года представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

2.6.13. обеспечивает организацию взаимодействия с Федеральным агентством по промышленности, Федеральным агентством по атомной энергии, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию по вопросам осуществления капитальных вложений в рамках Программы на подведомственных им объектах.

2.7. Федеральное агентство по науке и инновациям является государственным заказчиком по разделам 1-4 Перечня мероприятий на 2005-2006 годы Программы, а также по осуществлению капитальных вложений на подведомственных ему объектах.

Федеральное агентство по науке и инновациям в ходе выполнения Программы:

2.7.1. составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;

2.7.2. рассматривает и утверждает тематику, сроки реализации проектов, объемы финансирования по каждому из проектов;

2.7.3. обеспечивает координацию мероприятий, выполняемых в ходе реализации Программы с выполнением мероприятий по реализации других федеральных целевых программ, по которым Федеральное агентство по науке и инновациям является государственным заказчиком;

2.7.4. согласовывает с государственным заказчиком - координатором и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписывает соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2.7.5. осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы;

2.7.6. в случае сокращения объемов бюджетного финансирования работ по Программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке;

2.7.7. вносит предложения и участвует в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию программных мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;

2.7.8. организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг программных мероприятий;

2.7.9. организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

2.7.10. рассматривает результаты экспертных проверок хода реализации программных мероприятий;

2.7.11. обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;

2.7.12. осуществляет контроль над деятельностью исполнителей по выполнению Программы;

2.7.13. осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, заключает государственные контракты;

2.7.14. в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает распорядительные документы, необходимые для реализации Программы;

2.7.15. утверждает перечень экспертов и экспертных организаций по приоритетным направлениям Программы, создает Экспертные комиссии для подготовки материалов для заседаний конкурсных комиссий;

2.7.16. организует внедрение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечивает размещение в сети Интернет материалов о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий, привлеченных внебюджетных ресурсах, проведении конкурсов на реализацию программных мероприятий, об условиях участия в Программе инвесторов;

2.7.17. представляет государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

2.7.18. при необходимости представляет государственному заказчику-координатору предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;

2.7.19. ежегодно, до 15 января, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;

2.7.20. осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Научно-координационного совета, его рабочих групп и комиссий.

2.8. Федеральное агентство по образованию является государственным заказчиком Программы по осуществлению капитальных вложений на подведомственных ему объектах;

Федеральное агентство по образованию в ходе выполнения Программы:

2.8.1. участвует в ведении ежеквартальной отчетности по реализации Программы;

2.8.2. вносит предложения и участвует в уточнении целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;

2.8.3. представляет государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;

2.8.4. ежегодно, до 15 января, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.

III. Функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программой

3.1. К создаваемым органам системы управления Программой относятся:

Научно-координационный совет;

Дирекция Программы;

Центральная конкурсная комиссия;

Конкурсные комиссии.

3.2. В рамках системы управления Программой Министерством образования и науки Российской Федерации создается Научно-координационный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных объединений и федеральных органов исполнительной власти.

Состав совета утверждается Министром образования и науки Российской Федерации.

Председателем Научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации.

Функции, полномочия и порядок принятия решений Научно-координационным советом определены в положении о нем, утвержденном приказом Минобрнауки России.

3.3. Для оперативного управления реализацией Программы государственными заказчиками в установленном порядке создается дирекция Программы.

Дирекция Программы является государственным учреждением и финансируется по смете в рамках средств, выделяемых на реализацию Программы.

Положение о дирекции Программы утверждает Министр образования и науки Российской Федерации.

Функции, полномочия и порядок принятия решений дирекцией Программы определены в Положении о ней, утвержденном приказом Минобрнауки России.

3.4. Для осуществления координации и контроля работы конкурсных комиссий Программы создается центральная конкурсная комиссия. Положение о центральной конкурсной комиссии и ее состав утверждаются приказом Минобрнауки России.

Функции, полномочия и порядок принятия решений центральной конкурсной комиссии определены в Положении о ней, утвержденном приказом Минобрнауки России.

3.5. Для принятия решений о победителях конкурсов на право заключения государственных контрактов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг в рамках Программы приказом Федерального агентства по науке и инновациям создаются конкурсные комиссии.

3.6. Основной задачей конкурсных комиссий является определение победителей конкурсов на право заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг.

3.7. Для выполнения поставленной задачи конкурсная комиссия осуществляет следующие функции:

производит вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, подаваемыми участниками конкурса в предусмотренном конкурсной документацией месте и в предусмотренное конкурсной документацией время;

рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе в целях определения победителя конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации;

отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса не соответствует требованиям, установленным организатором конкурса, либо участник конкурса отказался дать разъяснение положений заявки на участие в конкурсе, а также если заявка на участие в открытом конкурсе не отвечает требованиям, предусмотренным конкурсной документацией;

принимает решение о победителе конкурса.

3.8. Конкурсная комиссия для осуществления своих функций вправе:

потребовать от участников конкурса разъяснения положений заявок на участие в конкурсе;

потребовать от победителя конкурса подтверждения соответствия требованиям к участникам, установленным Федеральным агентством по науке и инновациям.

IV. Порядок принятия решений при выполнении программных мероприятий

4.1. Реализация Программы предполагает принятие следующих решений:

4.1.1. определение приоритетных направлений реализации Программы;

4.1.2. формирование тематики проектов, определение сроков их реализации и объемов финансирования;

4.1.3. объявление и проведение конкурсов на право заключения государственных контрактов;

4.1.4. заключение государственных контрактов с победителями конкурсов;

4.1.5. контроль над ходом выполнения программных мероприятий, оценка и утверждение полученных результатов.

4.2. Организация принятия решения по каждому мероприятию должна предусматривать:

4.2.1. сбор и обработку информации о ходе выполнения мероприятия;

4.2.2. анализ и оценку полученных данных (результатов);

4.2.3. подготовку решения;

4.2.4. принятие решения и доведение его до сведений исполнителей.

4.3. Решения при выполнении программных мероприятий принимаются государственными заказчиками в соответствии с их компетенцией, установленной Программой и настоящим Положением.

V. Порядок проведения независимой экспертизы

5.1. Федеральное агентство по науке и инновациям организует проведение экспертизы в ходе реализации Программы, в том числе экспертизы тематики проектов, заявок, хода выполнения работ по проектам и их отдельных результатов.

5.2. Экспертиза проводится независимыми экспертами, экспертными организациями, экспертными комиссиями, специалистами федеральных органов исполнительной власти. Федеральное агентство по науке и инновациям может привлекать к проведению экспертизы дирекцию Программы.

VI. Порядок привлечения управляющих компаний

6.1. Для оперативного управления реализацией Программы и выполнения части полномочий дирекции Программы государственным заказчиком - координатором Программы могут привлекаться на конкурсной основе управляющие компании.

6.2. Решение о привлечении управляющих компаний принимается по рекомендации научно-координационного совета на основании оценки эффективности выполнения отдельных мероприятий Программы.

VII. Порядок ресурсного обеспечения программных мероприятий

7.1. Ресурсное обеспечение программных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетных источников в соответствии с разделом IV Программы.

7.2. Мероприятия Программы выполняются на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых с исполнителями программных мероприятий. Отбор объектов и проектов, предусмотренных программными мероприятиями, и исполнителей проектов проводится на конкурсной основе.

7.3. Финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке бюджетного финансирования в Минобрнауки России, утвержденным приказом Минобрнауки России.

7.4. В случае выявления нецелевого использования выделенных средств в ходе выполнения программных мероприятий Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по науке и инновациям и Федеральным агентством по образованию принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VIII. Порядок мониторинга реализации программных мероприятий и корректировки механизма реализации Программы

8.1. Организация мониторинга за ходом реализации программных мероприятий осуществляется государственными заказчиками путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о реализации мероприятий Программы и оценки достигнутых результатов. Оценка эффективности программных мероприятий определяется на основании целевых индикаторов

8.2. Результаты мониторинга программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже 2-х раз в год. Оперативная информация о ходе реализации Программы, отдельных программных мероприятий, об условиях проведения конкурсов размещается в сети Интернет.

8.3. Корректировка механизма реализации Программы осуществляется на основе данных о ходе выполнения программных мероприятий, достигнутых результатов и предложений о необходимости корректировки. Решение о корректировке механизма осуществления Программы принимает государственный заказчик - координатор Программы.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минобрнауки России
от 1 декабря 2004 г. N 122

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДИРЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ

1. Дирекция федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - дирекция) является государственным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях оперативного управления реализацией федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - Программа).

2. В своей деятельности дирекция руководствуется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и Уставом.

3. В компетенцию дирекции входит:

3.1. организация экспертизы проектов на всех этапах реализации Программы;

3.2. мониторинг хода выполнения Программы;

3.3. ведение баз данных;

3.4. исполнение по поручению государственных заказчиков части функций организатора конкурсов на договорных условиях и на безвозмездной основе;

4. В пределах своей компетенции дирекция осуществляет следующие функции:

4.1. оказывает техническую и организационную помощь по обеспечению деятельности Федерального агентства по науке и инновациям при ведении государственных контрактов, по организации и финансированию мероприятий в рамках Программы;

4.2. рассматривает бизнес-планы, технико-экономические обоснования, проектно-сметную документацию и другие рабочие материалы по реализации мероприятий Программы и выдает по ним заключения;

4.3. разрабатывает предложения по привлечению внебюджетных средств и средств субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий Программы, подготавливает соответствующие соглашения (договора) и согласовывает их с государственными заказчиками;

4.4. обеспечивает информационное сопровождение деятельности государственных заказчиков и органов системы управления Программой;

4.5. обеспечивает содействие государственным заказчикам в разработке и реализации механизмов координации межведомственных, межотраслевых связей при реализации мероприятий Программы;

4.6. осуществляет информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих и финансово-экономических решений по Программе;

4.7. проводит маркетинговые и иные исследования, оказывает консультационные и иные услуги, организационно-методическую поддержку при реализации Программы;

4.8. подготавливает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;

4.9. организует выпуск и распространение тематических и периодических изданий, в том числе и в электронной форме, включающих официальную информацию и отражающих ход реализации Программы;

4.10. оказывает содействие государственным заказчикам в проведении мероприятий по оценке эффективности реализации мероприятий Программы;

4.11. осуществляет информационное и организационно-техническое обеспечение подготовки проекта докладов и отчетов о ходе реализации Программы;

4.12. обеспечивает хранение документов по Программе на период ее реализации и подготовку на их основе информационных материалов;

4.13. предоставляет по поручению государственных заказчиков необходимые документы и электронные базы данных заинтересованным организациям.