МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 декабря 2004 г. N 122
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ И ДИРЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ
В целях реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 605 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 540), приказываю:
1. Утвердить Положение об управлении федеральной целевой научно-технической программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и Положение о дирекции федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (приложения 1 и 2).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минобрнауки России
от 1 декабря 2004 г. N 122
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММОЙ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия государственных заказчиков федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - "Программа"), функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программы, порядок принятия решений, проведения независимой экспертизы, привлечения управляющих компаний, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга их реализации и корректировки механизма осуществления Программы.
1.2. Управление Программы осуществляется на принципах:
законности и научной обоснованности методов и средств реализации Программы;
приоритетности государственных интересов Российской Федерации при реализации Программы;
целевого и эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию Программы;
методического и информационного единства Программы на основе системы критериев для оценки и выбора тематики НИОКР и победителей конкурсов, единых форматов представления информации о мероприятиях Программы на всех этапах, форм контрактов и отчетов, процедур мониторинга выполнения программных мероприятий, алгоритмов прогнозной оценки результатов;
разграничения функций и полномочий органов в системе управления Программой;
публичность и прозрачность управления Программой путем привлечения к участию в ее реализации ученых и специалистов в соответствующих областях, представителей коммерческих и некоммерческих организаций различных форм собственности.
II. Порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы
2.1. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются: Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.
2.2. Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации.
Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств.
2.3. Взаимодействие между государственными заказчиками строятся на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, Положений о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Федеральном агентстве по науке и инновациям и Федеральном агентстве по образованию и настоящего Положения.
2.4. Взаимодействие государственных заказчиков Программы осуществляется в соответствии с Порядком организации в Минобрнауки России и в подведомственных федеральных агентствах, работы с федеральными целевыми программами, утвержденным приказом Минобрнауки России.
2.5. Вопросы, требующие совместного рассмотрения государственными заказчиками, выносятся для обсуждения на Научно-координационный совет.
2.6. Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:
2.6.1. осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;
2.6.2. разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы, в том числе акты, устанавливающие порядок и условия проведения конкурсов для определения исполнителей программных мероприятий.
2.6.3. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
2.6.4. подготавливает с учетом предложений государственных заказчиков Программы и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной год;
2.6.5. направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
2.6.6. ежегодно, до 1 февраля, представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
2.6.7. ежегодно уточняет целевые индикаторы, мероприятия и расходы на реализацию программных мероприятий, а также механизм реализации Программы;
2.6.8. утверждает перечень индикаторов для мониторинга реализации программных мероприятий;
2.6.9. инициирует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
2.6.10. проводит оценку хода работ по проектам, их социальной, экономической эффективности и научной значимости;
2.6.11. при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы, либо прекращении ее выполнения;
2.6.12. по завершении Программы подготавливает и до 1 марта 2007 года представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;
2.6.13. обеспечивает организацию взаимодействия с Федеральным агентством по промышленности, Федеральным агентством по атомной энергии, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию по вопросам осуществления капитальных вложений в рамках Программы на подведомственных им объектах.
2.7. Федеральное агентство по науке и инновациям является государственным заказчиком по разделам 1-4 Перечня мероприятий на 2005-2006 годы Программы, а также по осуществлению капитальных вложений на подведомственных ему объектах.
Федеральное агентство по науке и инновациям в ходе выполнения Программы:
2.7.1. составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
2.7.2. рассматривает и утверждает тематику, сроки реализации проектов, объемы финансирования по каждому из проектов;
2.7.3. обеспечивает координацию мероприятий, выполняемых в ходе реализации Программы с выполнением мероприятий по реализации других федеральных целевых программ, по которым Федеральное агентство по науке и инновациям является государственным заказчиком;
2.7.4. согласовывает с государственным заказчиком - координатором и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации, подписывает соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2.7.5. осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы;
2.7.6. в случае сокращения объемов бюджетного финансирования работ по Программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке;
2.7.7. вносит предложения и участвует в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию программных мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;
2.7.8. организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг программных мероприятий;
2.7.9. организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
2.7.10. рассматривает результаты экспертных проверок хода реализации программных мероприятий;
2.7.11. обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
2.7.12. осуществляет контроль над деятельностью исполнителей по выполнению Программы;
2.7.13. осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, заключает государственные контракты;
2.7.14. в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает распорядительные документы, необходимые для реализации Программы;
2.7.15. утверждает перечень экспертов и экспертных организаций по приоритетным направлениям Программы, создает Экспертные комиссии для подготовки материалов для заседаний конкурсных комиссий;
2.7.16. организует внедрение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечивает размещение в сети Интернет материалов о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий, привлеченных внебюджетных ресурсах, проведении конкурсов на реализацию программных мероприятий, об условиях участия в Программе инвесторов;
2.7.17. представляет государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
2.7.18. при необходимости представляет государственному заказчику-координатору предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
2.7.19. ежегодно, до 15 января, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
2.7.20. осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Научно-координационного совета, его рабочих групп и комиссий.
2.8. Федеральное агентство по образованию является государственным заказчиком Программы по осуществлению капитальных вложений на подведомственных ему объектах;
Федеральное агентство по образованию в ходе выполнения Программы:
2.8.1. участвует в ведении ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
2.8.2. вносит предложения и участвует в уточнении целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;
2.8.3. представляет государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
2.8.4. ежегодно, до 15 января, представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
III. Функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программой
3.1. К создаваемым органам системы управления Программой относятся:
Научно-координационный совет;
Дирекция Программы;
Центральная конкурсная комиссия;
Конкурсные комиссии.
3.2. В рамках системы управления Программой Министерством образования и науки Российской Федерации создается Научно-координационный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных объединений и федеральных органов исполнительной власти.
Состав совета утверждается Министром образования и науки Российской Федерации.
Председателем Научно-координационного совета является Министр образования и науки Российской Федерации.
Функции, полномочия и порядок принятия решений Научно-координационным советом определены в положении о нем, утвержденном приказом Минобрнауки России.
3.3. Для оперативного управления реализацией Программы государственными заказчиками в установленном порядке создается дирекция Программы.
Дирекция Программы является государственным учреждением и финансируется по смете в рамках средств, выделяемых на реализацию Программы.
Положение о дирекции Программы утверждает Министр образования и науки Российской Федерации.
Функции, полномочия и порядок принятия решений дирекцией Программы определены в Положении о ней, утвержденном приказом Минобрнауки России.
3.4. Для осуществления координации и контроля работы конкурсных комиссий Программы создается центральная конкурсная комиссия. Положение о центральной конкурсной комиссии и ее состав утверждаются приказом Минобрнауки России.
Функции, полномочия и порядок принятия решений центральной конкурсной комиссии определены в Положении о ней, утвержденном приказом Минобрнауки России.
3.5. Для принятия решений о победителях конкурсов на право заключения государственных контрактов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг в рамках Программы приказом Федерального агентства по науке и инновациям создаются конкурсные комиссии.
3.6. Основной задачей конкурсных комиссий является определение победителей конкурсов на право заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг.
3.7. Для выполнения поставленной задачи конкурсная комиссия осуществляет следующие функции:
производит вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, подаваемыми участниками конкурса в предусмотренном конкурсной документацией месте и в предусмотренное конкурсной документацией время;
рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе в целях определения победителя конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации;
отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса не соответствует требованиям, установленным организатором конкурса, либо участник конкурса отказался дать разъяснение положений заявки на участие в конкурсе, а также если заявка на участие в открытом конкурсе не отвечает требованиям, предусмотренным конкурсной документацией;
принимает решение о победителе конкурса.
3.8. Конкурсная комиссия для осуществления своих функций вправе:
потребовать от участников конкурса разъяснения положений заявок на участие в конкурсе;
потребовать от победителя конкурса подтверждения соответствия требованиям к участникам, установленным Федеральным агентством по науке и инновациям.
IV. Порядок принятия решений при выполнении программных мероприятий
4.1. Реализация Программы предполагает принятие следующих решений:
4.1.1. определение приоритетных направлений реализации Программы;
4.1.2. формирование тематики проектов, определение сроков их реализации и объемов финансирования;
4.1.3. объявление и проведение конкурсов на право заключения государственных контрактов;
4.1.4. заключение государственных контрактов с победителями конкурсов;
4.1.5. контроль над ходом выполнения программных мероприятий, оценка и утверждение полученных результатов.
4.2. Организация принятия решения по каждому мероприятию должна предусматривать:
4.2.1. сбор и обработку информации о ходе выполнения мероприятия;
4.2.2. анализ и оценку полученных данных (результатов);
4.2.3. подготовку решения;
4.2.4. принятие решения и доведение его до сведений исполнителей.
4.3. Решения при выполнении программных мероприятий принимаются государственными заказчиками в соответствии с их компетенцией, установленной Программой и настоящим Положением.
V. Порядок проведения независимой экспертизы
5.1. Федеральное агентство по науке и инновациям организует проведение экспертизы в ходе реализации Программы, в том числе экспертизы тематики проектов, заявок, хода выполнения работ по проектам и их отдельных результатов.
5.2. Экспертиза проводится независимыми экспертами, экспертными организациями, экспертными комиссиями, специалистами федеральных органов исполнительной власти. Федеральное агентство по науке и инновациям может привлекать к проведению экспертизы дирекцию Программы.
VI. Порядок привлечения управляющих компаний
6.1. Для оперативного управления реализацией Программы и выполнения части полномочий дирекции Программы государственным заказчиком - координатором Программы могут привлекаться на конкурсной основе управляющие компании.
6.2. Решение о привлечении управляющих компаний принимается по рекомендации научно-координационного совета на основании оценки эффективности выполнения отдельных мероприятий Программы.
VII. Порядок ресурсного обеспечения программных мероприятий
7.1. Ресурсное обеспечение программных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетных источников в соответствии с разделом IV Программы.
7.2. Мероприятия Программы выполняются на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых с исполнителями программных мероприятий. Отбор объектов и проектов, предусмотренных программными мероприятиями, и исполнителей проектов проводится на конкурсной основе.
7.3. Финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке бюджетного финансирования в Минобрнауки России, утвержденным приказом Минобрнауки России.
7.4. В случае выявления нецелевого использования выделенных средств в ходе выполнения программных мероприятий Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по науке и инновациям и Федеральным агентством по образованию принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Порядок мониторинга реализации программных мероприятий и корректировки механизма реализации Программы
8.1. Организация мониторинга за ходом реализации программных мероприятий осуществляется государственными заказчиками путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о реализации мероприятий Программы и оценки достигнутых результатов. Оценка эффективности программных мероприятий определяется на основании целевых индикаторов
8.2. Результаты мониторинга программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже 2-х раз в год. Оперативная информация о ходе реализации Программы, отдельных программных мероприятий, об условиях проведения конкурсов размещается в сети Интернет.
8.3. Корректировка механизма реализации Программы осуществляется на основе данных о ходе выполнения программных мероприятий, достигнутых результатов и предложений о необходимости корректировки. Решение о корректировке механизма осуществления Программы принимает государственный заказчик - координатор Программы.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минобрнауки России
от 1 декабря 2004 г. N 122
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДИРЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ" НА 2002-2006 ГОДЫ
1. Дирекция федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - дирекция) является государственным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях оперативного управления реализацией федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (далее - Программа).
2. В своей деятельности дирекция руководствуется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и Уставом.
3. В компетенцию дирекции входит:
3.1. организация экспертизы проектов на всех этапах реализации Программы;
3.2. мониторинг хода выполнения Программы;
3.3. ведение баз данных;
3.4. исполнение по поручению государственных заказчиков части функций организатора конкурсов на договорных условиях и на безвозмездной основе;
4. В пределах своей компетенции дирекция осуществляет следующие функции:
4.1. оказывает техническую и организационную помощь по обеспечению деятельности Федерального агентства по науке и инновациям при ведении государственных контрактов, по организации и финансированию мероприятий в рамках Программы;
4.2. рассматривает бизнес-планы, технико-экономические обоснования, проектно-сметную документацию и другие рабочие материалы по реализации мероприятий Программы и выдает по ним заключения;
4.3. разрабатывает предложения по привлечению внебюджетных средств и средств субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий Программы, подготавливает соответствующие соглашения (договора) и согласовывает их с государственными заказчиками;
4.4. обеспечивает информационное сопровождение деятельности государственных заказчиков и органов системы управления Программой;
4.5. обеспечивает содействие государственным заказчикам в разработке и реализации механизмов координации межведомственных, межотраслевых связей при реализации мероприятий Программы;
4.6. осуществляет информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих и финансово-экономических решений по Программе;
4.7. проводит маркетинговые и иные исследования, оказывает консультационные и иные услуги, организационно-методическую поддержку при реализации Программы;
4.8. подготавливает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы;
4.9. организует выпуск и распространение тематических и периодических изданий, в том числе и в электронной форме, включающих официальную информацию и отражающих ход реализации Программы;
4.10. оказывает содействие государственным заказчикам в проведении мероприятий по оценке эффективности реализации мероприятий Программы;
4.11. осуществляет информационное и организационно-техническое обеспечение подготовки проекта докладов и отчетов о ходе реализации Программы;
4.12. обеспечивает хранение документов по Программе на период ее реализации и подготовку на их основе информационных материалов;
4.13. предоставляет по поручению государственных заказчиков необходимые документы и электронные базы данных заинтересованным организациям.