Приказ Госналогслужбы РФ от 21.07.94 N ВГ-3-14/47

"О мерах по устранению нарушений законности в деятельности налоговых органов, установленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации"
Редакция от 21.07.1994 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 21 июля 1994 г. N ВГ-3-14/47

О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия Государственной налоговой службы Российской Федерации, рассмотрев 13.07.94 представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.06.94 N 7/3-1-7-94 "Об устранении нарушений законности в деятельности органов Государственной налоговой службы Российской Федерации" и заслушав доклады начальников государственных налоговых инспекций по республикам, краям и областям, отметила, что налоговыми органами проводится определенная работа по мобилизации в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей, осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства.

Вместе с тем, налоговые органы не в полной мере используют предоставленные им законодательством права для обеспечения полного и своевременного поступления налогов в бюджет, пресечения налоговых правонарушений. Проверкой, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, отмечены многие факты нарушений законности в деятельности налоговых органов, выявлен ряд негативных тенденций, понижающих эффективность функционирования налоговой системы.

Несмотря на неоднократные указания и требования коллегии Госналогслужбы России, не обеспечивается своевременный и полный учет налогоплательщиков, в результате чего значительное число юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, остается вне контроля налоговых органов.

Большинством налоговых органов не выполняется требование Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" в части проведения документальных проверок налогоплательщиков не реже одного раза в два года. В целом по России ежегодно документально проверяется лишь каждый пятый налогоплательщик.

Качество проводимых проверок в ряде случаев низкое, налоговые инспекторы недостаточно знают налоговое и иное законодательство, допускают серьезные ошибки в практике его применения, имеются факты недобросовестности в их действиях, что вызывает обоснованные жалобы налогоплательщиков.

В целом по России за 1993 год налоговым органам предъявлено 9250 претензий на 254 млрд. руб., из которых налогоплательщикам возвращено 76 млрд. рублей.

При таком положении руководителями налоговых органов не предъявляется должной требовательности к работникам, нарушающим законодательство, не дается принципиальной оценки фактам нарушений.

Несмотря на неоднократные указания Госналогслужбы России, обязывающие госналогинспекции максимально использовать свои права по применению к налогоплательщикам финансовых санкций, налоговые органы республик Алтай и Башкортостан, в Ульяновской, Воронежской, Ленинградской, Брянской и некоторых других областях в ряде случаев безосновательно их не применяли и тем самым освобождали нарушителей налогового законодательства от ответственности.

Должностные лица предприятий, учреждений и организаций далеко не во всех необходимых случаях привлекались к административной ответственности. Так, в Тверской области за I квартал 1994 года нарушения налогового законодательства допустили 5125 предприятий и организаций, а к административной ответственности привлечено только 423 должностных лица. Налоговыми органами Пермской области виновные привлекались к административной ответственности лишь в каждом пятом случае.

Нередко к нарушителям налогового законодательства применялись меры административных взысканий, не соответствующие установленным санкциям, такие как "предупреждение", "замечание", штраф в завышенном или заниженном размере. Установлены факты несвоевременного оформления протоколов и постановлений о привлечении к административной ответственности, неисполнения постановлений о взыскании штрафов, привлечения виновных к административной ответственности на основании постановлений и протоколов, не утвержденных начальниками налоговых инспекций или их заместителями, либо постановлений, подписанных другими работниками инспекций.

В Сеймском округе г. Курска каждый второй протокол об административном правонарушении рассмотрен с нарушением сроков, а 11 человек были незаконно привлечены к административной ответственности по истечении двух месяцев после совершения правонарушения. Начальником госналогинспекции по Сузунскому району Новосибирской области при рассмотрении 38 протоколов были незаконно освобождены от административной ответственности 15 должностных лиц. Налоговые органы Тамбовской области не привлекали к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения налогового законодательства повторно в течение года.

В отдельных налоговых органах проверками выявлены факты необоснованного привлечения к административной ответственности.

Многими налоговыми органами не соблюдаются требования статьи 9 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" в части направления территориальным органам налоговой полиции материалов по фактам сокрытия доходов (прибыли) в крупных и особо крупных размерах, что позволяет виновным избегать установленной законом уголовной ответственности. В 1993 году и I квартале 1994 года к уголовной ответственности за налоговые преступления по материалам налоговых органов было привлечено и осуждено в целом по России всего 59 человек. Госналогинспекцией по Брянской области в проверенном периоде в правоохранительные органы не было передано ни одного материала о налоговых преступлениях.

Налоговыми органами не в полной мере используются предоставленные им права по предъявлению исков о ликвидации предприятий, признании их регистрации недействительной и о взыскании в бюджет полученных ими доходов. Даже при наличии явных нарушений налогового законодательства не принимается достаточных мер воздействия к банкам и другим кредитным учреждениям, нарушающим установленный порядок исполнения поручений налогоплательщиков и требований налоговых органов на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные государственные фонды, привлечению их руководителей к ответственности.

По результатам проверки соблюдения законности налоговыми органами в 17 регионах России прокурорами опротестовано 322 незаконных правовых акта налоговых инспекций, внесено 406 представлений с требованиями об устранении выявленных нарушений, возбужден ряд уголовных дел.

В 1993 году в отношении работников налоговых органов возбуждено 36 уголовных дел, в т.ч. 32 - в связи с получением взяток; в текущем году - 14 уголовных дел. В системе налоговой службы имеют место и факты хищений и злоупотреблений служебным положением. Особенно неблагополучно в этом отношении в налоговых органах Республики Хакассия, Брянской, Новгородской, Тамбовской областей и некоторых других субъектов Российской Федерации.

Отмеченные в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации нарушения законности в работе налоговых органов во многом обусловлены недооценкой их руководителями значения повышения уровня квалификации налоговых работников, недостаточным удельным весом специалистов с юридическим образованием, снижением требовательности к работникам за соблюдение налогового законодательства и служебной дисциплины.

В целях устранения допущенных нарушений законности в деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации, повышения уровня правовой работы в налоговых органах и на этой основе - обеспечения полного и своевременного поступления налогов в бюджетную систему приказываю:

1. Начальникам государственных налоговых инспекций по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам:

1.1. В кратчайший срок полностью устранить нарушения, выявленные органами прокуратуры в работе по контролю за соблюдением налогового законодательства.

1.2. Обеспечить в установленные сроки проведение переучета предприятий и организаций в качестве налогоплательщиков, используя в этих целях данные о регистрации предприятий в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Систематически контролировать соблюдение налогоплательщиками, банками и другими кредитными учреждениями порядка открытия расчетных (текущих), ссудных, валютных, депозитных и иных счетов и при выявлении нарушений привлекать в обязательном порядке виновных к установленной ответственности.

1.3. Принять дополнительные меры к улучшению взаимодействия с органами архитектуры, землеустройства, жилищно-коммунального хозяйства, бюро технической инвентаризации, госавтоинспекции, другими органами государственного и муниципального управления и на этой основе обеспечить своевременное и полное получение от них данных, необходимых для исчисления и уплаты физическими лицами установленных законодательством налогов и сборов.

1.4. Устранить недостатки, имеющиеся в работе налоговых органов по учету налогоплательщиков, объектов обложения и исчислению налогов с доходов и имущества физических лиц, особенно в работе по выявлению и привлечению к налогообложению граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.5. Организовать во II полугодии 1994 года проверки деятельности предпринимателей - физических лиц, получающих наиболее крупные доходы, используя сведения банков, органов налоговой полиции, статистики, страховых органов, органов по управлению имуществом и других.

1.6. Систематически проводить проверки нижестоящих налоговых органов по вопросам соблюдения законности при осуществлении контрольной работы, обращая особое внимание на принимаемые ими решения о взыскании финансовых санкций и привлечении должностных лиц, виновных в нарушениях, к административной ответственности, на обеспечение своевременной передачи материалов проверок в органы налоговой полиции и другие правоохранительные органы.

1.7. Организовать в госналогинспекциях учет лиц, привлеченных ими к административной ответственности, для использования его данных при определении меры их ответственности за повторные в течение года нарушения налогового законодательства.

1.8. Повысить персональную ответственность руководителей структурных подразделений возглавляемых госналогинспекций и начальников нижестоящих госналогинспекций за строгое соблюдение работниками инспекций действующего налогового законодательства, повышение качества документальных проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков, выполнение возложенных на них должностных обязанностей.

1.9. Регулярно осуществлять профилактические меры, направленные на искоренение злоупотреблений служебным положением работниками госналогинспекций, руководствуясь при этом требованиями Приказа Госналогслужбы России от 23.05.94 N ВГ-3-10/33 "О серьезных недостатках в работе по подбору и воспитанию кадров, контролю за возвратом денежных средств из бюджетов в системе Госналогслужбы России".

1.10. Установить порядок, согласно которому материалы, направляемые в органы налоговой полиции для привлечения нарушителей налогового законодательства к уголовной ответственности, должны визироваться подразделениями юридической службы, которые отвечают за полноту и обоснованность указанных материалов. По материалам, возвращаемым налоговым инспекциям органами налоговой полиции, юридической службой должны даваться заключения о наличии оснований для их возврата и в случае недостаточности таких оснований принимать меры к повторному направлению указанных материалов органам налоговой полиции.

1.11. О принятых мерах по выполнению настоящего Приказа доложить Госналогслужбе России в отдельном разделе аналитической записки к отчету о результатах работы за 1994 год.

2. Госналогинспекции по Московской области (Гулаеву В.И.) организовать в IV квартале 1994 года проведение проверки соблюдения нижестоящими госналогинспекциями законности при осуществлении контрольной работы, рассмотрении предложений, жалоб и заявлений налогоплательщиков и представить в Госналогслужбу России информацию в сроки согласно п. 1.12 настоящего Приказа.

3. Управлению административного и финансового обеспечения (Воробьевой Т.С.) при участии юридического управления (Степанкова Б.А.) до 1 сентября 1994 года разработать программу обучения работников госналогинспекций, занятых на контрольной работе, основам правовых знаний, необходимых при осуществлении комплексных и тематических проверок соблюдения налогового законодательства, и принять меры по обеспечению их переподготовки в соответствии с этой программой начиная с 1994 - 1995 учебного года.

4. Управлению учета, отчетности и анализа (Воронцову В.К.) совместно с юридическим управлением (Степанковым Б.А.) рассмотреть вопрос о введении отчетности налоговых органов по материалам, передаваемым федеральным органам налоговой полиции для возбуждения уголовных дел, и внести соответствующие предложения Руководителю Госналогслужбы России до 01.09.94.

5. Контрольному управлению (Алпатову Ю.Ф.), управлениям, ведающим отдельными видами налогов, и отделам Госналогслужбы России при проведении комплексных и тематических проверок в государственных налоговых инспекциях в обязательном порядке проверять обеспечение ими законности при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства, в том числе при составлении актов, рассмотрении замечаний по актам, других жалоб и заявлений налогоплательщиков. Материалы таких проверок при установлении нарушений оформлять в виде отдельных справок, копии которых направлять для обобщения в юридическое управление.

6. Управлению налогообложения физических лиц (Соколу М.П.) проверить во втором полугодии 1994 года организацию работы госналогинспекций 4-х регионов Российской Федерации по обеспечению полного учета плательщиков, объектов обложения и исчисления налогов с доходов и имущества физических лиц. Результаты обобщения материалов проверок, а также отчетов и информаций госналогинспекций с предложениями по улучшению этой работы доложить руководству Госналогслужбы России до 1 марта 1995 года.

7. Управлению налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц (Зенке А.А.) в 2-недельный срок подготовить предложения об установлении ответственности банков за исполнение поручений третьих лиц на погашение ссуды, минуя расчетный счет ссудозаимщика.

8. Юридическому управлению (Степанкову Б.А.):

8.1. Усилить внимание вопросам повышения профессиональной квалификации работников юридической службы налоговых органов, шире используя в этих целях такие его формы, как семинары (в том числе кустовые), чтение лекций и проведение бесед по всем возникающим в деятельности налоговых органов правовым вопросам с выездом на места, проведение стажировок указанных работников в вышестоящих налоговых органах.

8.2. При проведении в текущем году очередного семинара с работниками юридической службы особо рассмотреть вопросы анализа и обобщения причин правонарушений, вскрытых при проверках органами прокуратуры.

9. Признать объяснение заместителя начальника Госналогинспекции по Тверской области Хоткина Б.С. неудовлетворительным и за непринятие мер к повышению качества проводимых документальных проверок, ослабление контроля за привлечением в необходимых случаях должностных лиц предприятий, учреждений и организаций к административной ответственности и формально-бюрократическое отношение к рассмотрению обоснованных жалоб налогоплательщиков объявить ему выговор.

10. Обратить внимание начальников Госналогинспекции по Республике Алтай - Петрова Б.А., Республике Башкортостан - Букаева Г.И., Ленинградской области - Теплякова С.Н., Ульяновской области - Анашкина В.Г., Курской области - Долгих Н.В., Новосибирской области - Камышана В.А. на необеспечение надлежащего контроля за соблюдением законности в деятельности подчиненных госналогинспекций.

11. Заместителям Руководителя Госналогслужбы России принять действенные меры к повышению уровня контрольной работы курируемых структурных подразделений.

12. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Руководителя Госналогслужбы России Потапова В.И.

Руководитель
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.В.ГУСЕВ