Приказ Минздравмедпрома РФ N 26, Госкомсанэпиднадзора РФ N 14, ФМС РФ N 30 от 07.02.95

"О порядке организации медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации"
Редакция от 07.02.1995 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 14

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 30

ПРИКАЗ
от 7 февраля 1995 года

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации государственной миграционной политики, направленной на регулирование миграционных процессов в Российской Федерации, защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение их санитарно-эпидемиологического благополучия и гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории России, Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668 одобрена Федеральная миграционная программа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" Федеральной миграционной службе России (ФМС России), государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации поручено в 1994 году создать места временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории России, в субъектах Российской Федерации.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в территориях, определенных для временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации (далее именуемых иммигрантами) и проживания беженцев, соблюдения прав на охрану здоровья этих категорий граждан

приказываем:

1. Утвердить:

1.1. Положение о порядке оказания медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации (Приложение 1).

1.2. Медицинский сертификат лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации (Приложение 2).

1.3. Положение о взаимодействии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Федеральной миграционной службы России, их территориальных органов и учреждений на местах по вопросам оказания медико-санитарной помощи иммигрантам (Приложение 3).

2. Руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации и главным врачам центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации в пределах бюджетных средств, выделенных для реализации Федеральной миграционной программы

2.1. Заключить договоры с территориальными органами и учреждениями Федеральной миграционной службы России на оказание медико-санитарной помощи иммигрантам и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.2. В соответствии с заключенными договорами:

2.2.1. обеспечить иммигрантам оказание первой медицинской помощи, проведение профилактических осмотров с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний, осуществление санитарно-противоэпидемических мероприятий в местах временного содержания иммигрантов при постах иммиграционного контроля по вызову сотрудников территориальных органов и учреждений Федеральной миграционной службы России;

2.2.2. организовать фельдшерско-акушерские (по согласованию с ФМС России - врачебные) пункты (далее - ФАП) в центрах временного размещения иммигрантов и обеспечить деятельность ФАПов в соответствии с нормативными документами Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России;

2.2.3. организовать в центрах временного размещения и, при необходимости, в местах временного содержания иммигрантов санитарные пропускники;

2.2.4. оказывать медико-санитарную помощь иммигрантам в объемах не ниже программ обязательного медицинского страхования в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях;

2.2.5. обеспечить осмотр и обследование в объеме требований медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации, и выдачу сертификата в территориальных лечебно-профилактических учреждениях;

2.2.6. проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

2.3. Представлять в установленном порядке отчеты о деятельности ФАПов и санпропускников в центрах временного размещения иммигрантов и местах временного содержания при постах иммиграционного контроля.

3. Руководителям территориальных органов и учреждений Федеральной миграционной службы России

3.1. Заключить по согласованию с ФМС России договоры на оказание медико-санитарной помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов в пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Федеральной миграционной программой.

3.2. Обеспечить места временного содержания при постах иммиграционного контроля, ФАПы в центрах временного размещения иммигрантов и санитарные пропускники необходимым медицинским имуществом, оборудованием, медикаментами и дез. средствами.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Царегородцева А.Д., заместителя Председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Монисова А.А. и заместителя Руководителя Федеральной миграционной службы России Волоха В.А.

Министр здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации
Э.А.НЕЧАЕВ

Председатель Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации
Е.Н.БЕЛЯЕВ

Руководитель Федеральной миграционной
службы России
Т.М. РЕГЕНТ

Приложение 1
к приказу Минздравмедпрома РФ,
Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ
от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оказания медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации

1. Медико-санитарная помощь и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации, (далее - иммигрантам), осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России.

2. Медико-санитарная помощь и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов осуществляются территориальными органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпиднадзора, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности:

в соответствии с договорами и в пределах финансирования мероприятий Федеральной миграционной программы;

за счет личных средств иммигрантов, а также благотворительных взносов и пожертвований организаций, предприятий, в том числе международных, а также других внебюджетных источников.

3. Медико-санитарная помощь и государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляются на основании и в пределах заключенных договоров:

3.1. в местах временного содержания иммигрантов при постах иммиграционного контроля - по вызову сотрудников территориальных органов и учреждений Федеральной миграционной службы России;

3.2. на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) в центрах временного размещения иммигрантов;

3.3. при необходимости консультативная помощь и лечебно-диагностические мероприятия проводятся в лечебно-профилактических учреждениях по направлению сотрудника ФАПа центра временного размещения иммигрантов.

4. Объем оказания медико-санитарной помощи иммигрантам:

4.1. В местах временного содержания при постах иммиграционного контроля, при подозрении на инфекционные и паразитарные заболевания, проводится медицинский осмотр иммигранта и необходимые санитарно-противоэпидемические мероприятия, а также оказание первой медицинской помощи при острых внезапных состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного и окружающих, несчастных случаях, отравлениях и травмах, родах и острых состояниях в период беременности.

4.2. На ФАПах в центрах временного размещения иммигрантов осуществляются:

4.2.1. Осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний; направление в территориальные лечебно-профилактические учреждения для обследования в объеме требований медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации.

4.2.2. Санитарная обработка прибывающих лиц и багажа.

4.2.3. Карантинная изоляция лиц, прибывающих без документов, по эпидпоказаниям, а также из стран, неблагополучных по особо опасным инфекциям.

4.2.4. Проведение обязательных профилактических прививок детям против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита; взрослым против дифтерии и столбняка, а также других прививок по показаниям, в зависимости от эпидситуации в территории предполагаемого размещения иммигранта на постоянное место жительства.

4.2.5. Оказание медицинской помощи в пределах своей компетенции при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях, отравлениях.

Патронирование беременных и рожениц, а также новорожденных и детей до 1 года.

4.3. В территориальных лечебно-профилактических учреждениях:

4.3.1. Медицинское освидетельствование в объеме медицинского сертификата лица, ищущего убежища на территории России.

Обязательное лабораторное обследование осуществляется с целью выявления: туберкулеза, ВИЧ-инфекции, кожно-венерических заболеваний; холеры, дифтерии, малярии и гельминтозов (по клиническим и эпидемиологическим показаниям).

Дополнительные лабораторные обследования проводятся по эпидпоказателям и с учетом эпидситуации в стране выбытия иммигранта.

Оформление и выдача медицинского сертификата.

4.3.2. Оказание скорой и неотложной медицинской помощи, также обследование и лечение по направлению сотрудников ФАПа центра временного размещения иммигрантов.

5. Дорогостоящие виды медицинской помощи, подлежащие финансированию из республиканского бюджета Российской Федерации, предоставляются иммигрантам только при наличии предварительной оплаты.

6. Медико-санитарная помощь и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов, получивших в установленном порядке статус беженца или вынужденного переселенца, оказываются органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпидслужбы Российской Федерации в соответствии с Федеральной миграционной программой и в пределах бюджетных средств, выделенных для ее реализации.

Заместитель Министра здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
Н.Н.ВАГАНОВ

Первый
Заместитель Председателя Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
С.В.СЕМЕНОВ

Первый
Заместитель Руководителя Федеральной
миграционной службы Российской Федерации
Ю.В.РОЩИН

Приложение 2
к приказу Минздравмедпрома РФ,
Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ
от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30

                     Медицинский сертификат
   лица, ищущего убежища на территории Российской Федерации
 
___________________________________________________________________
      наименование лечебно-профилактического учреждения
___________________________________________________________________
   адрес                                     N телефона
 
Дан                ________________________________________________
                                фамилия, имя, отчество
Дата рождения (число, месяц, год) _________________________________
Прибывшему(ей) из _________________________________________________
Проживающему в Российской  Федерации  временно/постоянно  (ненужное
зачеркнуть) по адресу _____________________________________________
___________________________________________________________________
в том,   что   он(она)  прошел(а)  медицинское  освидетельствование
лабораторное обследование на:
NN Вид обследования, осмотра Дата Результат
1. Туберкулез (флюрография)    
2. ВИЧ-инфекция    
3. Кожно-венерические заболевания    
4. Холера (по показаниям)    
5. Малярия (по показаниям)    
6. Бактерионосительство дифтерии (по показаниям)    
7. Гельминтозы (по показаниям)    
8. Осмотр на: педикулез чесотку    
9. Прочие    

Осмотр специалистами

Специалист Дата Данные осмотра Ф.И.О. врача, подпись разборчиво Личная печать врача
терапевт        
хирург        
невропатолог        
окулист        
ЛОР        
гинеколог        
педиатр        
другие        

Сведения о профилактических прививках, подтвержденных документами

Прививки против Вакцинация Ревакцинация Подпись, печать
Дата Препарат Доза Дата Препарат Доза
Серия, N контроля Серия, N контроля  
1. Туберкулез              
2. Полиомиелит              
3. Дифтерия, коклюш, столбняк              
4. Корь              
5. Паротит              
6. Другие по показаниям              
Заключение о состоянии здоровья иммигранта: _______________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
 
место
печати                 Главный врач _______________________________
                                               подпись
 

Заместитель Министра здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
Н.Н.ВАГАНОВ

Первый
Заместитель Председателя Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
С.В.СЕМЕНОВ

Первый
Заместитель Руководителя Федеральной
миграционной службы Российской Федерации
Ю.В.РОЩИН

Приложение 3
к приказу Минздравмедпрома РФ,
Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ
от 7 февраля 1995 г. N 26/14/30

ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Федеральной миграционной службы России, их органов и учреждений на местах по вопросам оказания медико-санитарной помощи иммигрантам

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России, их территориальные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными обязательствами России, а также настоящим Положением.

Раздел 1. Основные направления взаимодействия

1.1. Координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций, независимо от форм собственности, по реализации государственной миграционной политики, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья населения Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

1.2. Разработка и участие в пределах своей компетенции в реализации Федеральных и региональных целевых программ.

1.3. Организация и осуществление медицинской помощи иммигрантам.

1.4. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов и населения принимающих территорий.

1.5. Разработка необходимых для регулирования миграционных процессов руководящих, методических и нормативных документов по вопросам медико-санитарной помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов.

1.6. Взаимный обмен соответствующей информацией в пределах компетенции с учетом существующих и предполагаемых миграционных потоков.

1.7. Совместное участие в международном сотрудничестве по проблемам миграции населения.

Раздел 2. Основные принципы

2.1. Обеспечение единства требований в реализации государственной миграционной политики.

2.2. Исключительное право Федеральной миграционной службы России, ее территориальных органов и учреждений на выбор и ежегодное уточнение территорий для временного размещения иммигрантов и постоянного проживания беженцев и вынужденных переселенцев с учетом рекомендаций органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а также на выбор учреждений и организаций, осуществляющих медико-санитарную помощь иммигрантам;

приоритет законодательства в области миграции в определении и направлении миграционных потоков.

2.3. Исключительное право органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на определение государственной политики по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья граждан России и иммигрантов, на организацию и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в местах приема, временного размещения и постоянного расселения мигрантов;

приоритет санитарного законодательства в области государственного управления, контроля санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактики инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний в территориях размещения мигрантов.

2.4. Исключительное право органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на определение государственной политики по охране здоровья граждан России и иммигрантов;

приоритет законодательства по охране здоровья населения в определении объемов и качества медицинской помощи иммигрантам.

Раздел 3. Основные виды деятельности и функции Минздравмедпрома России, Госкомсанэпиднадзора России и Федеральной миграционной службы России

3.1. Минздравмедпром России, органы и учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции осуществляют:

- разработку основ государственной политики в области охраны здоровья иммигрантов;

- проведение совместно с территориальными учреждениями госсанэпидслужбы медицинского освидетельствования иммигрантов и выдачу медицинского сертификата;

- оказание медицинской помощи иммигрантам в местах временного содержания при пунктах иммиграционного контроля, на фельдшерско-акушерских пунктах в центрах временного размещения иммигрантов и в территориальных лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с заключенными договорами;

- контроль за качеством оказания медицинской помощи, предоставляемой иммигрантам в лечебно-профилактических учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

- лицензирование и сертификацию медицинских учреждений государственной (муниципальной) и негосударственной систем здравоохранения, оказывающих медико-санитарную помощь иммигрантам, на этот вид деятельности;

- разработку нормативов и стандартов медицинской помощи иммигрантам, контроль за их соблюдением;

- разработку предложений по совершенствованию системы обязательного и добровольного медицинского страхования иммигрантов, а также по использованию внебюджетных источников финансирования медико-санитарной помощи этой категории граждан;

- координацию деятельности лечебно-профилактических учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности по оказанию медико-санитарной помощи мигрантам;

- участие в международном сотрудничестве, в разработке и выполнении международных договоров Российской Федерации по вопросам обеспечения прав иммигрантов на охрану здоровья.

3.2. Госкомсанэпиднадзор России, органы и учреждения госсанэпидслужбы в пределах своей компетенции осуществляют:

- разработку основ государственной политики по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране здоровья населения России и иммигрантов;

- выдачу заключений о возможности размещения беженцев, вынужденных переселенцев и иммигрантов в местах их временного содержания и постоянного проживания с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки;

- приостановление или полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции и вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов жизнеобеспечения иммигрантов в случае нарушения гигиенических нормативов, санитарных норм и правил, а также невыполнения мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения;

- государственный контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, планов, программ и т.д.;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор в местах размещения беженцев, вынужденных переселенцев и иммигрантов;

- проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемический мероприятий на основе заключенных договоров;

- привлечение в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направление материалов о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в случае нарушения требований санитарного законодательства, причинения или угрозы причинения вреда вследствие этого здоровью человека;

- участие в международном сотрудничестве, разработке и выполнении международных договоров Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

3.3. Федеральная миграционная служба России в пределах своей компетенции осуществляет:

- разработку государственной политики в области миграции;

- определение мест временного размещения иммигрантов и территорий постоянного места жительства беженцев и вынужденных переселенцев;

- финансовое обеспечение оснащения и деятельности мест временного содержания иммигрантов при постах иммиграционного контроля и фельдшерско-акушерских пунктов в центрах временного размещения иммигрантов, а также оказания медико-санитарной помощи органами и учреждениями здравоохранения и санэпидслужбы в пределах заключенных договоров.

- участие в международном сотрудничестве, разработке и выполнении международных договоров Российской Федерации по проблемам миграции.

Раздел 4. Обмен информацией

Федеральная миграционная служба России, Госкомсанэпиднадзор России и Минздравмедпром России, а также их территориальные органы и учреждения обмениваются информацией без взаимных расчетов.

4.1. Федеральная миграционная служба России, ее территориальные органы и учреждения представляет:

правила, инструкции, нормативные и другие документы по реализации государственной миграционной политики;

сведения о прибывающих иностранных гражданах, лицах без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации, и, при необходимости, о лицах, следующих транзитом;

информацию о предполагаемых местах временного размещения и расселения на постоянное место жительства иммигрантов;

своевременную информацию о расторжении договоров на оказание медико-санитарной помощи, об изменении порядка финансирования мероприятий Федеральной миграционной программы.

4.2. Госкомсанэпиднадзор России, органы и учреждения госсанэпидслужбы представляют:

правила, инструкции, нормативные и другие документы по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденные Госкомсанэпиднадзором России;

заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы мест предполагаемого временного размещения и постоянного места жительства иммигрантов;

в соответствии с информацией ВОЗ, перечень стран, неблагополучных по особо опасным инфекциям, а также сведения о заболеваемости особо опасными инфекциями на территории Российской Федерации.

4.3. Минздравмедпром России, территориальные органы управления здравоохранения представляют:

правила, инструкции, нормативные и другие документы по оказанию медицинской помощи населению, утвержденные Минздравмедпромом России, в рамках которых оказывается медицинская помощь мигрантам;

информацию о состоянии здоровья и заболеваемости населения;

перечень лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих лицензию на оказание медико-санитарной помощи иммигрантам.

Заместитель Министра здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
Н.Н.ВАГАНОВ

Первый
Заместитель Председателя Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
С.В.СЕМЕНОВ

Первый
Заместитель Руководителя Федеральной
миграционной службы Российской Федерации
Ю.В.РОЩИН