Письмо ГТК РФ от 16.10.2002 N 17-12/41248

"О рассмотрении ходатайств об изменении эксперта"
Редакция от 16.10.2002 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 октября 2002 г. N 17-12/41248

О РАССМОТРЕНИИ ХОДАТАЙСТВ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЭКСПЕРТА

При назначении экспертизы по делам об административных правонарушениях (далее - АП) должностные лица, в производстве которых находится дело об АП (далее - должностные лица), во многих случаях не могут принять правильное и квалифицированное решение при рассмотрении ходатайств привлекаемых к ответственности лиц об изменении эксперта, в связи с чем разъясняем следующее.

В необходимых случаях для участия в производстве по делу об АП может быть привлечен эксперт (ст. 25.9 КоАП России). О назначении эксперта должностные лица выносят определение (ст. 26.4 КоАП России).

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле.

Как показывает практика, лица, в отношении которых ведется производство по делу об АП, до направления определения о назначении экспертизы для исполнения в отдельных случаях заявляют ходатайства об изменении эксперта. Причиной заявления ходатайств выступает сомнение лиц в объективности заключения эксперта, назначаемого должностными лицами, так как в большинстве случаев такими экспертами являются работники экспертных таможенных учреждений, которые, по мнению заявителей, заинтересованы в исходе дела, в том числе, и в привлечении их к ответственности.

В этой связи необходимо учитывать, что закон к числу обстоятельств, дающих основание считать эксперта заинтересованным в исходе дела, относит такие обстоятельства, которые сами по себе или в совокупности с другими обстоятельствами указывают на наличие у эксперта личного (прямого или косвенного) интереса в исходе дела, вызывают сомнения в его беспристрастности. Такие обстоятельства могут быть обусловлены дружескими или неприязненными отношениями с лицами, участвующими в деле, служебной зависимостью от них, существованием между ними отношений подчиненности или старшинства по служебной линии, либо быть вызваны враждой, завистью, местью и т. п. мотивами.

Личная заинтересованность эксперта в исходе дела должна определяться в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела.

Таким образом, должностные лица при рассмотрении ходатайств об изменении эксперта должны устанавливать обоснованность и аргументированность ходатайств, то есть наличие конкретных фактов, свидетельствующих о личной заинтересованности эксперта в исходе дела, примерный перечень которых приведен выше.

Кроме того, при принятии решения об удовлетворении ходатайств об изменении эксперта должностным лицам необходимо учитывать статус экспертного учреждения, в котором работает эксперт (его специализацию, виды проводимых экспертиз, опыт экспертов, репутацию учреждения), а также размер возможных издержек по делам об АП.

Одновременно считаем возможным положительно решать вопрос об удовлетворении ходатайств привлекаемых к ответственности лиц о проведении независимой экспертизы, если ими выражена готовность добровольно оплатить возникшие в связи с этим расходы. При этом назначение и проведение экспертизы по нашему мнению должно осуществляться в соответствии с требованиями КоАП России.

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
А.В. КОНСТАНТИНОВ