Приказ ФАС РФ от 02.02.2005 N 12

"Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства"
Редакция от 02.02.2005 — Документ утратил силу, см. «Приказ ФАС РФ от 22.12.2006 N 337»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2005 г. N 6557


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 2 февраля 2005 г. N 12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В целях реализации норм Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 499; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966; N 32, ст. 1882; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 22, ст. 1977; 1998, N 19, ст. 2066; 2000, N 2, ст. 124; 2002, N 1, ст. 2; N 12, ст. 1093; N 41, ст. 3969) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке.

3. Приказы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 25.07.96 N 91 (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.1996, N 1143), от 11.03.1999 N 71 (зарегистрирован в Минюсте России 20.04.1999, N 1761), от 22.06.2000 N 469 (зарегистрирован в Минюсте России 19.09.2000, N 2384), от 02.07.2002 N 556 (зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, N 3674) и от 25.11.2003 N 404 (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2003, N 5325) не применяются с момента вступления в силу настоящего Приказа.

4. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

Руководитель
И.Ю.АРТЕМЬЕВ

Приложение
к Приказу ФАС России

ПРАВИЛА
РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).

Правила устанавливают организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) и ее территориальными органами.

1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. Основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства являются представления органов, заявления организаций и физических лиц (далее - заявление).

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены ФАС России (территориальным органом) по собственной инициативе, в том числе на основании результатов проведенных им проверок.

1.2. ФАС России (территориальный орган) на основании сведений, ставших ему известными в результате осуществления законной деятельности, возбуждает дела по собственной инициативе в порядке, установленном настоящими Правилами.

1.3. Заявление подается в ФАС России (территориальный орган) в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежащим образом заверенных копиях), свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Заявление подписывается заявителем или его представителем. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

В случае невозможности представления документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства, заявителю необходимо указать причину невозможности представления указанных документов, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" на документах, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна". Указанная информация не подлежит разглашению и передаче другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.4. Заявление, поданное с нарушением требований пункта 1.3 настоящих Правил, к рассмотрению не принимается, о чем ФАС России (территориальный орган) в письменной форме извещает заявителя в течение месяца со дня поступления заявления.

1.5. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующим территориальным органом, на территории деятельности которого было совершено правонарушение, либо находится (проживает) лицо, совершившее правонарушение за исключением случаев, когда дело принимает к своему рассмотрению ФАС России.

1.6. В случае необходимости ФАС России может затребовать к своему рассмотрению дело, находящееся в производстве территориального органа, путем направления территориальному органу письменного поручения. В этом случае территориальный орган, передав ФАС России материалы дела, обязан одновременно уведомить об этом лиц, участвующих в деле.

В случае если при предварительном рассмотрении заявления территориальный орган установит, что рассмотрение заявления относится к компетенции ФАС России или другого территориального органа, он обязан направить заявление со всеми материалами в антимонопольный орган, к компетенции которого относится рассмотрение данного заявления, одновременно уведомив об этом заявителя, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления.

В случае направления ФАС России территориальному органу поручения о рассмотрении заявления ФАС России уведомляет заявителя об указанном поручении с указанием наименования и адреса территориального органа, а также фамилии, имени, отчества его руководителя, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления.

1.7. ФАС России (территориальный орган) предварительно рассматривает заявление, поданное с соблюдением настоящих Правил, и изучает документы и материалы, представленные с заявлением, в течение месяца со дня поступления заявления.

При предварительном рассмотрении заявления и изучении других документов и материалов ФАС России (территориальный орган):

определяет, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело;

устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению;

определяет достаточность материалов для возбуждения дела;

определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле;

решает вопрос о возможности рассмотрения дела в порядке особого производства;

решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.

В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России (территориальный орган) для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления до трех месяцев с момента поступления заявления. О продлении срока ФАС России (территориальный орган) уведомляет в письменной форме заявителя.

1.8. В ходе предварительного рассмотрения заявления и материалов ФАС России (территориальный орган) вправе запрашивать у коммерческих и некоммерческих организаций (их должностных лиц), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти органов или организаций (их должностных лиц), физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, необходимые документы для ознакомления, получать письменные или устные объяснения по фактам, послужившим поводом для обращения с заявлением.

1.9. По результатам предварительного рассмотрения заявления ФАС России (территориальный орган):

возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства;

отказывает в возбуждении дела в связи с тем, что рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции ФАС России (территориального органа), либо в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

ФАС России (территориальный орган) обязан в течение месяца со дня поступления заявления уведомить заявителя в письменной форме об отказе в возбуждении дела.

2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРИНЯТИЯ ПО НИМ РЕШЕНИЙ И ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ

2.1. При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства руководитель ФАС России (руководитель территориального органа) издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).

Приказом о создании Комиссии (далее - Приказ) назначается председатель Комиссии, которым является заместитель руководителя ФАС России (руководитель или заместитель руководителя территориального органа), и утверждается персональный состав Комиссии.

В состав Комиссии включаются специалисты ФАС России (территориального органа). Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек.

Замена председателя Комиссии, а также исключение, дополнение или замена членов Комиссии производится путем внесения изменений и (или) дополнений в Приказ.

2.2. Председатель Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня издания Приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В определении о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства должны быть указаны:

дата и место вынесения определения;

наименование антимонопольного органа, вынесшего определение;

факты и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства;

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой возбуждено дело;

нормы антимонопольного законодательства, которые подлежат применению;

персональный состав Комиссии по рассмотрению дела, утвержденной приказом руководителя ФАС России (руководителя территориального органа), с указанием должностей;

состав лиц, привлеченных к участию в деле, с указанием наименования - для юридических лиц, Ф.И.О. и должности - для физических лиц;

перечень документов и информации, которые обязаны представить указанные лица к определенному сроку;

дата, время и место заседания.

2.3. Определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их законным представителям. В случае необходимости определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства может быть направлено по факсимильной связи, электронной почте или с использованием иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт его получения адресатом. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении определения, приобщаются к материалам дела.

2.4. Комиссия, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимая по ним решения, выступает от имени ФАС России (территориального органа).

2.5. Лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики.

Стороной по делу являются заявитель(и) и (или) лицо (лица), в отношении которого (которых) возбуждено производство по делу.

Заинтересованными лицами могут быть лица, чьи права и законные интересы нарушены либо могут быть нарушены в результате действий лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу, а также лица, на чьи права или обязанности по отношению к одной из сторон дела может повлиять принятое антимонопольным органом решение.

В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, и привлеченные Комиссией для дачи заключения.

Переводчиком может быть лицо, которое свободно владеет языком, знание которого необходимо для перевода в ходе рассмотрения дела, и привлечено Комиссией к участию в рассмотрении дела.

Стороны и заинтересованные лица могут осуществлять свои права и обязанности через представителей.

От имени федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, организаций, граждан, индивидуальных предпринимателей в рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства вправе участвовать руководители указанных органов и иные должностные лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) их представители. Полномочия указанных лиц подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.6. Стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о возбуждении дела вправе:

знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;

давать устные и письменные объяснения;

представлять доказательства и участвовать в их исследовании;

заявлять ходатайства;

делать заявления;

возражать против заявлений и доводов других лиц;

пользоваться другими правами, предусмотренными настоящими Правилами.

Стороны и заинтересованные лица должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им правами.

2.7. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются на заседании Комиссии с участием лиц, участвующих в деле, в установленные определением дату, время и месте проведения заседания.

2.8. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев с момента истечения указанного трехмесячного срока.

2.9. Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется Председателем Комиссии и фиксируется в протоколе, который ведется одним из членов Комиссии или специалистом ФАС России (территориального органа), привлеченным Председателем Комиссии специально для ведения протокола.

В протоколе заседания Комиссии указывается:

год, месяц, число и место проведения заседания Комиссии;

наименование и номер дела;

наименование антимонопольного органа, рассматривающего дело;

состав Комиссии;

сведения о явке лиц, участвующих в деле, а также сведения о представленных Комиссии и предъявленных для обозрения документов, удостоверяющих личность, и подтверждающих надлежащее полномочие лиц, участвующих в деле, и их представителей;

сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей;

устные и письменные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

возражения лиц, участвующих в деле, против заявлений, ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения экспертов по данным ими заключениям;

сведения о действиях по исследованию доказательств, проведенных на заседании Комиссии;

дата составления протокола;

иные сведения.

Протокол заседания Комиссии оформляется в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания Комиссии.

Протокол заседания Комиссии подписывается Председателем Комиссии и специалистом, который вел протокол заседания Комиссии.

В случае, если на заседании Комиссии производится аудиозапись заседания, в протоколе должна быть сделана отметка об использовании технических средств записи заседания Комиссии. В этом случае лица, участвующие в деле, предупреждаются об использовании технических средств записи заседания Комиссии. Материальные носители аудиозаписи приобщаются к протоколу заседания Комиссии.

2.10. Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется Председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

2.11. В назначенное время председатель Комиссии открывает заседание Комиссии и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. В случае неявки кого-либо из участников заседания или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председатель Комиссии ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае если Комиссия признает невозможным рассмотреть дело в данном заседании, принимается решение о его отложении, о чем выносится соответствующее определение.

2.12. В отсутствие сторон по делу (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанные в нем обстоятельства не были признаны Комиссией уважительными.

2.13. Рассмотрение дела по существу начинается с сообщения одного из членов Комиссии об обстоятельствах дела и содержании имеющихся материалов.

2.14. Производство по делу ведется на русском языке <*>. Стороны, их представители и заинтересованные лица, не владеющие русским языком, вправе делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

<*> На основании статьи 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации".

2.15. При рассмотрении дела Комиссия непосредственно исследует доказательства по делу, в том числе:

знакомится с письменными доказательствами;

осматривает вещественные доказательства;

заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает такие объяснения, заключения, представленные в письменной форме.

В ходе рассмотрения дела Комиссия вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления, получать объяснения от сторон по делу по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), привлекать к участию в деле иных лиц.

2.16. Заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, по обстоятельствам дела, по существу заявленных требований и возражений, а также иным вопросам, связанным с рассмотрением дела, обосновываются лицами, их заявившими, и разрешаются Комиссией после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. Указанные заявления и ходатайства, заявленные в устной форме, заносятся в протокол заседания Комиссии. Факт подачи письменных заявлений и ходатайств фиксируется в протоколе. Результат рассмотрения Комиссией указанных заявлений и ходатайств также фиксируется в протоколе.

2.17. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии.

Перерыв может быть объявлен на срок, не превышающий пяти рабочих дней. О перерыве в заседании Комиссии делается отметка в протоколе заседания с указанием даты и времени, когда заседание будет продолжено. О дате и времени продолжения заседания Комиссии лица, участвующие в деле, извещаются ФАС России (территориальным органом) в письменной форме или под роспись в приложении к протоколу.

После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, которым было завершено последнее перед перерывом заседание Комиссии.

2.18. В связи с невозможностью рассмотрения дела в назначенный срок о новой дате и времени рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещаются ФАС России (территориальным органом) в письменной форме.

2.19. В случае если при подготовке дела к рассмотрению или во время рассмотрения дела Комиссией будет установлено, что дело возбуждено в отношении не того лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия может по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе заменить ненадлежащее лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу, надлежащим. В этом случае рассмотрение дела откладывается с вынесением определения согласно пункту 2.24 настоящих Правил.

2.20. ФАС России (территориальный орган) вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе объединить в одном производстве два и более дел о нарушениях антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел, если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению дел.

Решение о выделении дела оформляется приказом руководителя ФАС России (территориального органа), которым назначается председатель Комиссии по рассмотрению выделенного дела и утверждается персональный состав Комиссии.

Решение об объединении дел, когда председателями комиссий по объединяемым делам являются разные лица, оформляется приказом руководителя ФАС России (территориального органа), которым назначается председатель Комиссии по рассмотрению объединенных дел и утверждается персональный состав Комиссии.

В случае, когда председателем комиссий по объединяемым делам является одно лицо, решение об объединении дел оформляется приказом руководителя ФАС России (территориального органа), которым утверждается персональный состав Комиссии.

На основании приказа о выделении или об объединении дел председатель Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня подписания приказа выносит определение о выделении дела в отдельное производство или определение об объединении дел в одно производство.

В определении о выделении из дела (дел) в отдельное производство должны быть указаны:

дата и место вынесения определения;

наименование антимонопольного органа, вынесшего определение;

приказ руководителя ФАС России (руководителя территориального органа) о выделении из дела (дел);

мотивы выделения дела (дел) в отдельное производство;

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой возбуждено выделяемое дело (дела);

норма антимонопольного законодательства, по признакам нарушения которой возбуждено дело;

персональный состав Комиссии по рассмотрению дел, утвержденной приказом руководителя ФАС России (руководителя территориального органа), с указанием должностей;

состав лиц, привлеченных к участию в деле, с указанием наименования - для юридических лиц, Ф.И.О. - для физических лиц;

дата, время и место заседания.

В определении об объединении дел в одно производство должны быть указаны:

дата и место вынесения определения;

наименование антимонопольного органа, вынесшего определение;

приказ руководителя ФАС России (руководителя территориального органа) об объединении дел;

мотивы объединения дел в одно производство;

номера объединяемых дел;

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой возбуждено объединяемое дело;

норма антимонопольного законодательства, по признакам нарушения которой возбуждено дело;

персональный состав Комиссии по рассмотрению дел, утвержденной приказом руководителя ФАС России (руководителя территориального органа) с указанием должностей;

состав лиц, привлеченных к участию в деле, с указанием наименования - для юридических лиц, Ф.И.О. - для физических лиц;

дата, время и место заседания.

Указанные определения направляются лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном Правилами. Рассмотрение дела начинается сначала.

2.21. Рассмотрение дела может быть отложено Комиссией (с указанием даты и времени рассмотрения дела):

в связи с мотивированным ходатайством стороны по делу об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на заседание по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;

в связи с необходимостью получения Комиссией либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств;

в связи с необходимостью привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению Комиссии, обязательно;

в случае неявки на заседание Комиссии лица (лиц), участвующих в деле, если Комиссия примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица (лиц);

в случае необходимости замены ненадлежащего лица надлежащим лицом в соответствии с пунктом 2.19 настоящих Правил;

в иных случаях, установленных настоящими Правилами, либо когда разрешение дела невозможно в данном заседании.

При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.

2.22. Рассмотрение дела может быть приостановлено Комиссией в случаях:

нахождения на рассмотрении в ФАС России (территориальном органе), в суде или арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;

необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации;

необходимости установления местонахождения лица, в отношении которого возбуждено дело.

Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжается с момента возобновления дела.

Рассмотрение дела продолжается с момента, которым было завершено последнее перед приостановлением дела заседание Комиссии.

2.23. В случае реорганизации или ликвидации ФАС России (территориального органа) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства приостанавливается приказом ФАС России.

2.24. Об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела выносится определение, которое подписывается Председателем и членами Комиссии, и в течение трех рабочих дней направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их законным представителям.

В определении об отложении рассмотрения дела должны быть указаны:

номер дела;

дата и место вынесения определения;

наименование антимонопольного органа, вынесшего определение;

персональный состав Комиссии по рассмотрению дела с указанием должностей;

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой возбуждено дело;

норма антимонопольного законодательства, по признакам нарушения которой возбуждено дело;

мотивы отложения дела;

пункт настоящих Правил, в соответствии с которым дело откладывается;

дата, время и место заседания.

В определении о приостановлении рассмотрения дела должны быть указаны:

номер дела;

дата и место вынесения определения;

наименование антимонопольного органа, вынесшего определение;

персональный состав Комиссии по рассмотрению дела с указанием должностей;

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой возбуждено дело;

норма антимонопольного законодательства, по признакам нарушения которой возбуждено дело;

мотивы приостановления дела;

пункт настоящих Правил, в соответствии с которым дело приостанавливается.

В определении о возобновлении рассмотрения дела должны быть указаны:

номер дела;

дата и место вынесения определения;

наименование антимонопольного органа, вынесшего определение;

персональный состав Комиссии по рассмотрению дела с указанием должностей;

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой возбуждено дело;

норма антимонопольного законодательства, по признакам нарушения которой возбуждено дело;

сведения об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление рассмотрения дела;

пункт настоящих Правил, в соответствии с которым дело возобновляется;

дата, время и место заседания.

2.25. Производство по делу может быть прекращено полностью или в части в случаях:

добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, его совершившим;

неподтверждения Комиссией наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства;

ликвидации лица, являвшегося стороной по делу и которое совершило действие, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, если спорное правоотношение не допускает правопреемства.

Производство по делу подлежит прекращению в связи с вступлением в законную силу соответствующего решения суда, арбитражного суда, которое является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Прекращение производства по делу оформляется решением, составленным с учетом положений пункта 2.27 настоящих Правил.

2.26. По результатам рассмотрения дела по существу Комиссия принимает решение.

Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, в отсутствие лиц, участвующих в деле. Председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель Комиссии голосует последним.

При равенстве количества голосов, отданных "за" и "против" решения, голос председателя Комиссии является определяющим.

Решение подписывается председателем и членами Комиссии. Если член Комиссии не согласен с решением, он подписывает его, изложив письменно особое мнение. Особое мнение приобщается к делу, но не оглашается.

2.27. Решение Комиссии должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения должна содержать наименование антимонопольного органа, принявшего решение; состав Комиссии; номер дела, дату и место принятия решения; предмет рассмотрения дела; наименование лиц, участвующих в деле (наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя).

Описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также доказательства, на которых основаны выводы Комиссии об этих обстоятельствах;

законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась Комиссия при принятии решения;

доводы, по которым Комиссия отклоняет те или иные доказательства;

сведения о нарушении требований конкретных законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе антимонопольного законодательства;

сведения о наличии оснований для прекращения производства по делу в отношении одного или нескольких лиц;

сведения о наличии оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства;

иные сведения.

Резолютивная часть решения должна содержать:

выводы Комиссии о признании в действиях лица, в отношении которого возбуждено дело, нарушения антимонопольного законодательства со ссылками на конкретные нормы антимонопольного законодательства, нарушение которых было признано в результате рассмотрения дела Комиссией, либо о прекращении производства по делу;

сведения о выдаче предписания (пункт 2.30 настоящих Правил) с указанием лиц, которым выдается предписание;

другие меры по устранению нарушения, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и другое.

В решении Комиссии могут быть даны рекомендации о совершении действий, направленных на развитие конкуренции соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям.

2.28. Решение, принятое Комиссией, подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом оглашается только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента оглашения резолютивной части.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

Решение Комиссии направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их законным представителям.

2.29. В случае выявления в процессе рассмотрения дела признаков преступления со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, Комиссия принимает решение о направлении материалов дела в соответствующие правоохранительные органы. При этом в ФАС России (территориальном органе) остаются копии передаваемых документов.

2.30. На основании решения Комиссии в соответствии со статьей 12 Закона о конкуренции выдается предписание.

Предписание выдается Комиссией одновременно с вынесением решения.

В случае, когда на момент вынесения решения Комиссии не представляется возможным установить размер дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства и подлежащего перечислению в федеральный бюджет, предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, может быть выдано в течение трех месяцев со дня вынесения решения. В случае обжалования такого решения в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о конкуренции и разделом 4 настоящих Правил предписание может быть выдано в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Предписание подписывается председателем и членами Комиссии и направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их законным представителям.

В предписании должны быть указаны:

дата и место выдачи предписания;

наименование антимонопольного органа, выдавшего предписание;

персональный состав Комиссии по рассмотрению дела с указанием должностей;

сведения о решении, на основании которого выдается предписание;

наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), в отношении которой выдается предписание;

норма антимонопольного законодательства, которая применена в отношении нарушителя;

конкретные требования, предусмотренные статьей 12 Закона о конкуренции, и разумные сроки исполнения;

сроки, в которые нарушитель должен сообщить о выполнении предписания;

сведения о возможности и сроках обжалования предписания со ссылкой на законодательство Российской Федерации.

2.31. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.

Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания либо несвоевременное исполнение предписания.

2.32. Комиссия вправе изменить полностью или в части требования выданного предписания в случае объективной необходимости по собственной инициативе или по мотивированному ходатайству лица, которому оно выдано.

Подача такого ходатайства приостанавливает исполнение предписания на время его рассмотрения до принятия решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства.

Указанное ходатайство должно быть рассмотрено Комиссией в течение месяца со дня его поступления. Данный срок может быть продлен определением Комиссии, но не более чем на два месяца с момента истечения месячного срока.

В случае удовлетворения ходатайства выдается новое предписание. В случае отклонения ходатайства выносится мотивированное определение.

Указанные предписание или определение направляются заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их законным представителям.

2.33. Комиссия, принявшая решение и (или) предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения или предписания, исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания в течение шести месяцев с момента вынесения решения или выдачи предписания.

По вопросам разъяснения решения и (или) предписания, исправления описки, опечатки и арифметической ошибки Комиссия выносит определение.

Определение по вопросу разъяснения решения и (или) предписания направляется Комиссией в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления.

В случае исправления Комиссией описки, опечатки и арифметической ошибки определение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их законным представителям.

2.34. Контроль исполнения предписания возлагается председателем Комиссии на одного из членов Комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания Комиссии.

Контроль исполнения предписания может быть возложен ФАС России на территориальный орган, на территории деятельности которого совершено правонарушение либо находится (проживает) лицо, которому выдано предписание.

2.35. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предписание, Комиссией в случае признания указанных в ходатайстве обстоятельств уважительными может быть принято решение о продлении срока исполнения предписания, но не более чем на шесть месяцев.

Указанное ходатайство может быть направлено в ФАС России (территориальный орган) не позднее десяти дней до истечения срока исполнения предписания.

Определение о продлении срока исполнения предписания подписывается Председателем и членами Комиссии и направляется в течение десяти рабочих дней лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их представителям под расписку.

2.36. В случае привлечения к административной ответственности за невыполнение в срок предписания Комиссия выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания.

Данное определение подписывается председателем и членами Комиссии и в течение пяти рабочих дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицам, участвующим в деле, или их законным представителям.

3. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА)

В соответствии со статьей 28 Закона о конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений и предписаний антимонопольного органа.

Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, о принудительном разделении коммерческой или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций, об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в законную силу.

В остальных случаях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 12 Закона о конкуренции, подача заявления не приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа.

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания.