Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 495

"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами"
Редакция от 03.10.2002 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 14.07.2006 N 432»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2002 г. N 495

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ, ПАЕВЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

2. Установить, что лицензии, предоставляющие права на управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданные до принятия настоящего постановления, действительны до окончания указанного в них срока.

Указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявления лицензиатов до истечения срока их действия с выдачей лицензий на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами в соответствии с настоящим постановлением.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3390) в части лицензирования деятельности компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 июля 2002 г.
N 495

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ, ПАЕВЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, осуществляемой юридическими лицами.

2. Лицензирование деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами действительна на всей территории Российской Федерации.

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами являются:

а) создание лицензиата в форме закрытого или открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью;

б) отсутствие в числе участников лицензиата Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

в) совмещение лицензируемой деятельности только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами и деятельностью по управлению страховыми резервами страховых компаний;

г) наличие у лицензиата собственных средств в размере не ниже устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

д) обеспечение соотношения размера собственных средств лицензиата и суммарной стоимости активов (инвестиционных резервов) акционерных инвестиционных фондов, активов паевых инвестиционных фондов и пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, находящихся в управлении лицензиата, не ниже уровня, устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

е) отсутствие у лицензиата в составе совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа лиц, которые:

осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушения лицензионных требований и условий, если с момента такого аннулирования прошло менее 3 лет;

имеют взыскание за административное правонарушение в области финансов и рынка ценных бумаг, если с момента наложения такого взыскания прошло менее 1 года;

имеют судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

ж) соответствие работников лицензиата квалификационным требованиям, а также требованиям к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

з) соблюдение лицензиатом нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по управлению инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами и пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица;

лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо намерено осуществлять;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

г) копии документов, подтверждающих соответствие работников соискателя лицензии квалификационным требованиям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также копии документов, подтверждающих профессиональный опыт лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа;

д) документы, подтверждающие наличие собственных средств соискателя лицензии, рассчитанных на последнюю отчетную дату в соответствии с порядком, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В случае создания соискателя лицензии после последней отчетной даты необходимо представить документы, подтверждающие оплату уставного капитала соискателя лицензии;

е) документы, подтверждающие отсутствие у лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, а также лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа, судимости за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

ж) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

Документы, насчитывающие более одного листа текста, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью соискателя лицензии и заверены подписью уполномоченного лица соискателя лицензии. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

6. В случае представления соискателем лицензии в лицензирующий орган неполного комплекта документов лицензирующий орган вправе вернуть их соискателю лицензии без рассмотрения с обоснованием причин возврата в срок, не превышающий 10 дней.

7. Лицензирующий орган вправе проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, в том числе запрашивать у него документы и информацию, подтверждающие соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии обязан представлять в лицензирующий орган запрашиваемые им документы и информацию.

8. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Уведомление о предоставлении лицензии (в письменной форме) направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета для уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии и срока его уплаты.

9. Лицензия предоставляется на 5 лет.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

В случае продления срока действия лицензии такая лицензия действует бессрочно, а если в заявлении указан конкретный срок, - в течение срока, указанного в заявлении.

Заявление о продлении срока действия лицензии представляется лицензиатом в лицензирующий орган не позднее 10 дней до даты окончания срока действия лицензии.

10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом.

Лицензирующий орган вправе проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Проверки могут проводиться по месту нахождения лицензиата или по месту осуществления деятельности лицензиата (выездная проверка), а также по месту нахождения лицензирующего органа.

Проверка деятельности лицензиата осуществляется лицензирующим органом на основании решения, подписанного руководителем лицензирующего органа (или лицом, его замещающим), в котором указываются цель проведения проверки, период времени, за который осуществляется проверка деятельности лицензиата, а также срок ее проведения, который не должен превышать 60 дней.

Срок проведения выездной проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать 15 дней. При этом решение о проведении такой проверки должно быть принято не позднее чем через 10 дней с даты получения лицензирующим органом уведомления об устранении лицензиатом нарушений.

Должностные лица и работники лицензиата обязаны:

предоставлять по требованию инспекторов устные объяснения и необходимые документы, заверенные лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, или уполномоченным им лицом;

обеспечивать условия для проведения выездной проверки, в том числе доступ инспекторов в служебные помещения, к документам и программно-техническим средствам. Полномочия инспекторов подтверждаются заверенной копией решения лицензирующего органа о проведении проверки и их служебными удостоверениями.

По результатам проверки составляется акт (не позднее 10 дней после ее проведения), который подписывается инспекторами и вручается (направляется) лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или уполномоченному им лицу под расписку.

Акт подписывается лицензиатом в недельный срок со дня его получения.

Лицензиат в течение установленного актом срока обязан уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушений лицензионных требований и условий.

Лицензиат вправе отказаться от подписания акта. В этом случае в акте делается соответствующая запись.

Лицензиат вправе представить в письменной форме в лицензирующий орган возражения по акту с приложением необходимых документов, которые представляются одновременно с актом, подписанным лицензиатом. В случае отказа лицензиата от подписания акта указанные документы и возражения представляются в лицензирующий орган в срок, установленный для подписания акта.

11. Лицензиат обязан в 15-дневный срок проинформировать (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов зданий и помещений, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности.

12. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес, номера телефонов, сведения о государственной регистрации (с указанием места регистрации и наименования органа, осуществившего регистрацию), номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика;

г) номер лицензии;

д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

е) срок действия лицензии;

ж) сведения о переоформлении лицензии;

з) сведения о продлении срока действия лицензии;

и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

к) основание и дата аннулирования лицензии. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

13. Принятие решений о предоставлении лицензии, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия лицензии, аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, а также взимание лицензионных сборов осуществляются лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.