"МР 2.2.1/2.1.1.1936-04. Временные методические рекомендации по применению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и вместимости на территории города Москвы"

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.12.2004)
Редакция от 09.12.2004 — Документ не действует

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия
человека, Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
9 декабря 2004 года

Срок действия - 3 года

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ" В ЧАСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГАРАЖЕЙ И АВТОСТОЯНОК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВМЕСТИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.2.1/2.1.1.1936-04

Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ч. Юань), Российской медицинской академией последипломного образования Министерства здравоохранения РФ (к.м.н. Л.Е. Беспалько, к.м.н. Т.Е. Бобкова, к.м.н. А.Л. Прядко), Центром госсанэпиднадзора в г. Москве (к.м.н. С.Г. Фокин).

1. Область применения

1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания человека при размещении и эксплуатации гаражей и автостоянок на здоровье населения.

1.2. Методические рекомендации могут быть использованы юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией гаражей и автостоянок различных типов и вместимости, постоянного и временного хранения в разных функциональных зонах.

2. Общие положения

2.1. Удаленность автостоянок, гаражей-стоянок от границ жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта определяется санитарным разрывом в соответствии с таблицей 4.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации.

Санитарные разрывы могут уменьшаться при внедрении наиболее совершенных мер по защите атмосферного воздуха на основании расчетов его загрязнения и физических факторов для проектируемых объектов, а также подтверждаются натурными наблюдениями для действующих объектов в соответствии с п. 2.18 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

2.2. Вместимость гаражей и стоянок индивидуального легкового автотранспорта рекомендуется рассчитывать с учетом перспективной численности населения и ожидаемого увеличения числа автомобилей.

2.3. Для зданий административного назначения, торговых центров, культурно-развлекательных и других объектов сферы обслуживания населения (массовой посещаемости) целесообразно предусматривать места кратковременного хранения автотранспорта.

2.4. Места хранения автотранспорта могут быть открытыми, закрытыми, подземными и т.д.

2.5. Объекты хранения индивидуального легкового автотранспорта могут размещаться в подвальных, цокольных или на первых надземных этажах, кроме случаев, предусмотренных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", СанПиН 2.4.1.1778-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: СанПиН "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" имеет номер 2.4.2.1178-02

2.6. При размещении гаражей-стоянок в зданиях различного типа следует предусматривать преимущественное расположение въезда и выезда автомобилей со стороны глухих торцов. При невозможности организации въезда и выезда автомобилей со стороны глухих торцов необходимо предусмотреть пандусы, навесы и другие противошумные конструкции. Вентиляцию следует предусматривать механическую вытяжную выше конька крыши здания, на высоту, обоснованную расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха.

2.7. Расстояние от въездов (выездов) гаражей-стоянок до окон отдельно стоящих индивидуальных коттеджей, в которые они встраиваются, не нормируется.

2.8. В случае надземного размещения гаражей-стоянок в зданиях их следует отделять техническим этажом либо предусматривать проведение шумозащитных мероприятий.

3. Гигиенические рекомендации к размещению гаражей и автостоянок

3.1. Гаражи-стоянки различных типов в зависимости от вместимости целесообразно размещать в разных функциональных зонах.

3.2. В границах жилой территории возможно размещение гаражей-стоянок вместимостью до 500 машиномест. Предпочтение следует отдавать территориям в местах пересечения транспортных магистралей, под эстакадным пространством, техническим зонам полосы отвода железных дорог, линий метрополитена (с использованием рельефа местности).

Гаражи-стоянки вместимостью до 500 машиномест могут размещаться на территории жилых групп и микрорайонов при соблюдении нормативных требований обеспеченности территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям (детские площадки, площадки отдыха, игр и спорта, хозяйственные площадки, зеленые насаждения, гостевые парковки и т.д.).

Подземные гаражи-стоянки могут располагаться под проездами, дорогами, площадями, скверами, газонами, функционально-планировочными элементами придомовых территорий.

3.3. Не следует размещать стоянки индивидуального грузового автотранспорта на придомовой территории и территориях жилых групп.

3.4. Объекты хранения ведомственного и коммунального транспорта предлагается размещать в коммунально-складских, промышленных и транспортных зонах города. В общественно-деловых зонах возможно размещение ведомственных гаражей малой и средней вместимости с организацией санитарного разрыва.

3.5. Не следует размещать гаражи и автостоянки в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и других объектов за счет площади, предусмотренной под санитарно-защитное озеленение.

4. Гигиенические рекомендации к инженерному оборудованию

4.1. В случае наличия мойки для автомашин в составе гаража-стоянки, расположенного на жилой территории, ее эксплуатация возможна только для обслуживания автомобилей этого гаража.

4.2. В случае необходимости размещения помещений технического обслуживания автомобилей в гараже-стоянке на территории жилой застройки должны быть соблюдены нормативы качества атмосферного воздуха и нормативные уровни шума.

4.3. В пристроенных гаражах-стоянках, оснащенных подъемниками, системами механической вентиляции, следует предусматривать проведение мероприятий, позволяющих обеспечить достижение нормативных уровней шума и вибрации в помещениях жилых и общественных зданий. Одним из наиболее эффективных мероприятий по предупреждению передачи структурного шума (вибрации) является наличие зазора между стенами здания и пристроенного гаража-стоянки, достаточность разрыва подтверждается расчетами.

4.4. На территории с высокоплотной застройкой с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха для гаражей закрытого типа следует предусматривать систему очистки вентиляционных выбросов на объектах хранения автотранспорта.

4.5. При использовании механической вентиляции помещений встроенных и пристроенных гаражей-стоянок проектные решения по шумозащите от вентиляционного оборудования рекомендуется обосновывать акустическими расчетами и с учетом работы вентиляции в ночное время.

4.6. Гаражи-стоянки, размещаемые под жилыми и общественными зданиями, рекомендуется обеспечивать автономными вводами систем водопровода, канализации.

4.7. На территории объектов хранения индивидуального легкового автотранспорта следует предусматривать твердые покрытия проездов и площадок в зонах движения и стоянки автомашин.

4.8. Поверхностные воды с указанных территорий целесообразно собирать и очищать на локальных сооружениях до степени, позволяющей принять их в системы канализации, либо допустимой для отведения в водный объект.

4.9. При наличии на территории гаражей и стоянок зон ремонта или эстакад для ремонта автомашин под ними рекомендуется оборудовать поддон или установить емкость для сбора замазученных отходов с целью предотвращения загрязнения почв с последующим вывозом и утилизацией в установленном порядке.

4.10. В гаражах, не оборудованных системами водоснабжения и канализации, и на охраняемых автостоянках рекомендуется устраивать туалет для персонала и водителей, а также площадки для сбора мусора.

5. Рекомендации по подготовке документов по размещению гаражей и автостоянок, представляемых в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор

В предпроектные и проектные документы на строительство объектов хранения автотранспорта, представляемые в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включают следующие материалы:

- пояснительная записка (отражаются градостроительная ситуация, существующее положение, функциональное назначение территории, технико-экономические показатели и т.д.);

- архитектурно-строительная часть;

- раздел "Охрана окружающей среды" (качественные и количественные характеристики выбросов вредных веществ в атмосферу, расчеты рассеивания вредных выбросов в атмосферном воздухе, расчет по возможным объемам образующихся отходов производства и потребления и условиям их размещения, условия отведения сточных вод, оценка состояния почв);

- раздел "Защита от шума";

- план мероприятий по охране окружающей среды с гарантией их финансирования;

- графические материалы (генплан М 1:500, ситуационный план М 1:2000, планы и разрезы здания гаража-стоянки с указанием высотных отметок, схема транспортных проездов, благоустройства прилегающей территории и окружающих существующих и перспективных объектов).