Приказ ФТС РФ от 09.09.2005 N 847

"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности"
Редакция от 09.09.2005 — Документ утратил силу, см. «Приказ ФТС РФ от 04.04.2007 N 432»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 9 сентября 2005 г. N 847

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ И ДЕЛАМИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ

В целях осуществления контроля за производством дознания, неотложных следственных действий по уголовным делам, а также производством по делам об административных правонарушениях особой важности, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности (далее - Инструкция).

2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации довести положения настоящей Инструкции до сведения подчиненных должностных лиц и обеспечить контроль за ее неукоснительным выполнением.

3. Считать утратившими силу приказ ГТК России от 19.06.2002 N 626 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за делами об административных правонарушениях особой важности" и распоряжение ГТК России от 23.05.2002 N 348-р "О контроле за производством дознания в таможенных органах Российской Федерации".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Н.А. Волобуева.

Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ

Приложение
к приказу ФТС России
от 09.09.2005 N 847

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ И ДЕЛАМИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности определяет полномочия Управления таможенных расследований и дознания ФТС России (УТРД) и оперативных таможен по контролю за осуществлением производства дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам, а также производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России), отвечающим критериям особой важности.

2. Контроль осуществляется в целях проверки:

- организации работы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

- правильности квалификации уголовного преступления и административного правонарушения;

- соблюдения сроков производства дознания, неотложных следственных действий, административного производства;

- соблюдения прав и законных интересов лиц,в отношении которых возбуждены уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

- всесторонности, полноты и объективности производства дознания, неотложных следственных действий, административного производства;

- правильности принимаемых процессуальных решений по делам.

3. Организация контроля в целом осуществляется УТРД.

II. Осуществление контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам

4. Оперативные таможни осуществляют контроль за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам:

1) возбужденным таможенными органами по части 1 статьи 188 УК РФ при стоимости предмета преступления от 5 до 15 млн. рублей, по части 2 статьи 194 УК РФ при общей сумме неуплаченных таможенных платежей от 5 до 15 млн. рублей;

2) возбужденным таможенными органами по части 2 статьи 188 УК РФ по фактам незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере <*>, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

<*> Особо крупным размером признается количество наркотических средств и психотропных веществ, определенное пунктом 2 примечания к статье 228 УК РФ.

3) возбужденным таможенными органами по части 1, части 2 статьи 189 УК РФ;

4) возбужденным по материалам дел об административных правонарушениях особой важности, находившимся на контроле в оперативной таможне.

5. УТРД осуществляет контроль за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам:

1) возбужденным таможенными органами, непосредственно подчиненными ФТС России, оперативными таможнями и отвечающим критериям, установленным пунктом 4 настоящей Инструкции;

2) возбужденным таможенными органами по части 1 статьи 188 УК РФ при стоимости предмета преступления от 15 млн. рублей и выше, части 2 статьи 194 УК РФ при общей сумме неуплаченных таможенных платежей от 15 млн. рублей и выше;

3) возбужденным по части 3, части 4 статьи 188 УК РФ, части 3 статьи 189 УК РФ;

4) возбужденным в отношении должностных лиц международных, общественных, религиозных организаций, а также лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или)иммунитетами в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;

5) возбужденным по материалам дел об административных правонарушениях особой важности, находившимся на контроле в УТРД;

6) по которым в отношении подозреваемого или обвиняемого применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

6. Начальники органов дознания (таможен) обеспечивают представление по находящимся на контроле уголовным делам копий следующих документов:

- постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству;

- планов расследований по уголовным делам;

- протоколов о задержании подозреваемого лица;

- постановлений об освобождении подозреваемого;

-постановлений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

- постановлений суда об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

- постановлений о продлении срока содержания под стражей;

- постановлений об отмене (изменении) меры пресечения;

- постановлений о приостановлении дознания;

- постановлений о возобновлении приостановленного дознания и о продлении срока дознания;

- постановлений о привлечении в качестве обвиняемого;

- постановлений о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

- постановлений о частичном прекращении уголовного преследования;

- постановлений об отмене прокурором постановления о прекращении уголовного дела;

- постановлений о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности;

- обвинительных актов;

- постановлений о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания;

- постановлений о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта;

- приговора суда (при его наличии в таможенном органе);

- актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности при производстве дознания по уголовным делам,о принятых мерах по устранению нарушений закона.

7. Копии указанных документов направляются органами дознания в УТРД или оперативные таможни немедленно после их составления (получения) по факсимильной связи и (или) электронной почте.

III. Осуществление контроля за делами об административных правонарушениях особой важности

8. Оперативные таможни осуществляют контроль заделами об административных правонарушениях:

1) возбужденными таможенными органами подведомственного региона, прокурорами по статьям 6.15, 7.12, 14.10, статье 16.1, частям 1 и 3 статьи 16.2, 16.3, 16.7, части 1 статьи 16.9, статьям 16.16, 16.19, части 1 статьи 16.20, статье 16.21 КоАП России,по которым стоимость предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения составляет от 10 до 30 млн. рублей, а также возбужденными по части 2 статьи 16.2 КоАП России при сумме неуплаченных таможенных платежей от 1 до 3 млн. рублей, по части 4 статьи 15.25 КоАП России при сумме не зачисленных на счета в уполномоченных банках денежных средств от 10 до 30 млн. рублей;

2) предметами административных правонарушений по которым являются:

- наркотические средства,психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества;

- вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие (за исключением гладкоствольного охотничьего оружия) или боеприпасы к нему;

- ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения;

- материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

- культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

9. УТРД осуществляет контроль заделами об административных правонарушениях:

1) возбужденными таможенными органами, непосредственно подчиненными ФТС России, оперативными таможнями, прокурорами по статьям, указанным в подпункте 1 пункта 8 настоящей Инструкции, по которым стоимость предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения составляет от 10 млн. рублей и выше, по части 2 статьи 16.2 КоАП России при сумме неуплаченных таможенных платежей от 1 млн. рублей, по части 4 статьи 15.25 КоАП России при сумме не зачисленных на счета в уполномоченных банках денежных средств от 10 млн. рублей и выше, а также предметами административных правонарушений по которым являются товары, указанные в подпункте 2 пункта 8 Инструкции;

2) возбужденными таможенными органами, прокурорами по статьям, указанным в подпункте 1 пункта 8 настоящей Инструкции, по которым стоимость предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения составляет от 30 млн. рублей и выше, а также возбужденными по части 2 статьи 16.2 КоАП России при сумме неуплаченных таможенных платежей от 3 млн. рублей и выше, по части 4 статьи 15.25 КоАП России при сумме не зачисленных на счета в уполномоченных банках денежных средств от 30 млн. рублей и выше;

3) возбужденными в отношении:

- международных, общественных, религиозных организаций, представителей этих организаций;

- дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, персонала этих представительств, а также других лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- государственных органов и их должностных лиц.

10. УТРД и оперативные таможни при необходимости осуществляют контроль за:

1) делами об административных правонарушениях, имеющих значительный общественный резонанс, а также в случаях причастности должностных лиц таможенных органов к совершению административных правонарушений, обжалования действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях;

2) делами об административных правонарушениях, возбужденными таможенными органами в отношении одного и того же лица по аналогичным правонарушениям;

3) проведением проверочных мероприятий при выявлении данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

11. УТРД и оперативные таможни осуществляют контроль за делами об административных правонарушениях особой важности с использованием комплекса программных средств "Контроль производства по делам об административных правонарушениях".

12. Таможенные органы представляют по находящимся на контроле делам об административных правонарушениях копии следующих документов:

- определений о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования;

- протоколов о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

- планов расследований по делам об административных правонарушениях;

- протоколов об административных правонарушениях и постановлений прокурора о возбуждении дел об административных правонарушениях;

- постановлений и определений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в соответствии со статьями 28.9, 29.9 КоАП России;

- актов прокурорского реагирования, вынесенных при производстве по делам об административных правонарушениях;

- постановлений,вынесенных судьями по делам об административных правонарушениях, направленным для рассмотрения в суд на основании статьи 23.1 КоАП России, решений судов, вынесенных в связи с их пересмотром (при их наличии в таможенном органе);

- ходатайств таможенных органов о принесении протестов органами прокуратуры на постановления, решения, вынесенные таможенными органами либо судьями;

- жалоб (протестов) на вынесенные должностными лицами таможенных органов постановления по делам об административных правонарушениях, поданных лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП России, и решений, принятых по результатам их рассмотрения вышестоящим таможенным органом, вышестоящим должностным лицом;

- заявлений (жалоб, протестов) об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях и судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, принятых в связи с пересмотром постановлений по делам об административных правонарушениях (при их наличии в таможенном органе).

При необходимости УТРД и оперативные таможни могут затребовать иные документы.

13. Копии указанных документов направляются таможенными органами в трехдневный срок после их составления (получения) в оперативные таможни или УТРД по факсимильной связи и (или) электронной почте.

14. В целях оказания методической помощи таможенные органы направляют проекты всех постановлений по делам об административных правонарушениях особой важности за пять дней до их вынесения в соответствующий контролирующий таможенный орган по факсимильной связи и (или) электронной почте.

IV. Полномочия УТРД и оперативных таможен при осуществлении контроля

15. УТРД и оперативные таможни при осуществлении контроля вправе:

- истребовать справки, копии процессуальных документов, иные материалы по уголовным делам либо делам об административных правонарушениях особой важности для изучения;

- заслушивать должностных лиц, в производстве которых находятся уголовные дела либо дела об административных правонарушениях, а также руководителей таможенных органов о ходе и перспективах дознания, административного расследования;

требовать составления плана процессуальных действий и мероприятий с указанием сроков их исполнения, участвовать в его составлении, принимать отчет о его выполнении;

- давать предложения по организации дознания, неотложных следственных действий по уголовным делам, производства по делам об административных правонарушениях;

- осуществлять выезды в таможенные органы в целях осуществления контроля за производством дознания, неотложных следственных действий, по делам об административных правонарушениях,а также для оказания организационно-методической помощи, координации взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами;

- взаимодействовать с оперативными и другими функциональными подразделениями ФТС России, таможенных органов, а также с правоохранительными, контролирующими и иными органами, учреждениями и организациями Российской Федерации в ходе осуществления контроля;

- запрашивать в подразделениях ФТС России, таможенных органах информацию, документы, заключения, аналитические материалы и другие сведения, необходимые для осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности, получать от них и использовать в работе консультации и официальные заключения;

- в случае необходимости исполнять отдельные поручения по уголовным делам и делам об административных правонарушениях особой важности в соответствии с УПК РФ и КоАП России;

- согласовывать проекты постановлений по делам об административных правонарушениях особой важности;

- участвовать в рассмотрении жалоб, обращений и актов прокурорского реагирования, вносимых по уголовным и административным делам в таможенные

органы, в судебных заседаниях;

- принимать решение о постановке на контроль уголовных дел и дел об административных правонарушениях после получения процессуальных документов о возбуждении уголовного дела либо административного производства исходя из их сложности и важности.

V. Заключительные положения

16. УТРД по указанию руководства ФТС России, а оперативная таможня по указанию руководства ФТС России, УТРД, регионального таможенного управления осуществляют контроль за иными уголовными делами и делами об административных правонарушениях, не относящимися к категории дел особой важности.

17. По решению руководства УТРД оперативные таможни осуществляют контроль за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности, относящимися к компетенции УТРД.

18. УТРД и оперативные таможни информируют таможенный орган о постановке на контроль и о снятии с контроля уголовных дели дел об административных правонарушениях особой важности.

19. В случае отсутствия точных сведений о стоимости товаров и (или) транспортных средств, являющихся предметами уголовных преступлений либо административных правонарушений, либо сумме неуплаченных таможенных платежей в целях постановки дел на контроль следует исходить из сведений о стоимости товаров и (или) транспортных средств, указанных в документах, имеющихся на стадии возбуждения уголовного дела либо дела об административном правонарушении, иных сведений об ориентировочной стоимости товаров и (или) транспортных средств либо сумме неуплаченных таможенных платежей, имеющихся у таможенного органа.

При уточнении в ходе производства стоимости товаров и (или) транспортных средств, являющихся предметами уголовных преступлений либо административных правонарушений, в сторону уменьшения по сравнению со стоимостью товаров и (или) транспортных средств, указанных в пунктах 8 и 9 Инструкции, уголовные дела и дела об административных правонарушениях снимаются с контроля оперативными таможнями либо УТРД.

20. УТРД и оперативные таможни снимают с контроля:

- уголовные дела - после утверждения прокурором обвинительного акта и направления его в суд, направления уголовного дела по подследственности либо принятия решения о прекращении уголовного дела;

- дела об административных правонарушениях - после вступления постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях в законную силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП России и обращения их к исполнению.

21. Начальники оперативных таможен направляют сведения о находящихся на контроле в оперативных таможнях уголовных делах и делах об административных правонарушениях особой важности в УТРД по форме и согласно порядку, установленному ФТС России.

22. Начальник УТРД ежемесячно докладывает руководству ФТС России о находящихся на контроле уголовных делах и делах об административных правонарушениях особой важности.

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
А.А.ШАБУНИН