Решение Рособразования от 01.03.2005 N 2

"О работе Федерального агентства по образованию в 2004 году и основных задачах на 2005 год"
Редакция от 01.03.2005 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2005 г. N 2

О РАБОТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ В 2004 ГОДУ И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2005 ГОД

Заслушав и обсудив на своем расширенном заседании с участием представителей ректорского корпуса, директоров учреждений профессионального образования, педагогической и научной общественности доклад руководителя Федерального агентства по образованию (далее - Рособразование) Г.А. Балыхина "О работе Федерального агентства по образованию в 2004 году и основных задачах на 2005 год", рассмотрев представленные материалы по указанному вопросу, коллегия Рособразования полагает возможным в целом положительно оценить работу Рособразования в 2004 году по реализации государственной образовательной политики в установленной ему сфере деятельности: организации оказания государственных услуг в области образования, реализации государственной молодежной политики, повышения квалификации и переподготовки кадров профессорско-преподавательского состава, по осуществлению полномочий собственника федерального имущества.

В результате проведенной Рособразованием работы все подведомственные образовательные учреждения обеспечили организованное завершение 2003/2004 учебного года, проведение всех запланированных мероприятий по подготовке к новому учебному году и осуществление приема обучающихся на 2004/2005 учебный год.

В учебные заведения высшего профессионального образования зачислено на все формы обучения 995,1 тыс. человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета 45,2% от общего приема.

В учебные заведения среднего профессионального образования зачислено на все формы обучения 271,2 тыс. человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета 61,7% от общего приема.

В 2004 году осуществлены повышение квалификации и профессиональная переподготовка 58,9 тысячи научных, научно-педагогических и педагогических работников государственных учреждений образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Важнейшим элементом деятельности учебных заведений Рособразования является последовательное осуществление комплекса мер по повышению качества оказываемых образовательных услуг. Развивается практика экспериментальной и инновационной работы по различным аспектам деятельности учебных заведений.

Многие учебные заведения в новых экономических условиях сформировали стратегию развития, разработали и успешно реализуют новые образовательные программы, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и взаимодействия с работодателями, развития общественной активности и самодеятельности студенчества, активно привлекают внебюджетные источники финансирования.

Для расширения доступности образования реализован комплекс социально-экономических мер, в числе которых важное место принадлежит процедуре разграничения полномочий и ответственности в области образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере образования.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. утвержден федеральный перечень учреждений профессионального образования. В него включены 1264 государственных учреждения профессионального образования, в том числе 250 учреждений начального и 1014 учреждений среднего профессионального образования.

Осуществлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. передача 2727 учреждений начального и среднего профессионального образования, ранее подведомственных Рособразованию, в ведение субъектов Российской Федерации.

Одновременно идет процесс передачи в ведение Рособразования учреждений профессионального образования из других министерств и ведомств. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2005 г. N 64-р Рособразованию уже передаются более 600 учреждений, включая 6 вузов.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" по образовательному комплексу был установлен объем государственных капитальных вложений в размере 3,9 млрд рублей по 9 федеральным инвестиционным программам, по которым государственным заказчиком выступало Рособразование. Фактически в 2004 году было выполнено работ на общую сумму 7,3 млрд рублей.

В результате этого введено в эксплуатацию около 270 тыс. кв. м. площадей, в том числе по федеральной целевой программе "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" введено в эксплуатацию 26 общеобразовательных школ и 7 объектов учреждений профессионального образования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1507-р в г. Беслане (Республика Северная Осетия - Алания) ведется строительство 2 школ со сроком ввода к 1 августа 2005 года и 2 детских садов со сроком ввода 1 декабря 2005 года.

Значительный объем работ был выполнен Рособразованием в качестве государственного заказчика федеральных целевых программ в сфере образования, в рамках которых Рособразованием были приняты от бывшего Минобразования России государственные обязательства по 1404 госконтрактам на сумму, превышающую 6 млрд рублей. С учетом дополнительно проведенных конкурсов и заключенных по их результатам контрактов общая сумма средств федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных целевых программ в сфере образования, составила около 8 млрд рублей. При этом процент освоения ассигнований составил 99,8.

Положительно оценивая указанные выше результаты, коллегия, вместе с тем, со всей определенностью заявляет, что проделанная работа может рассматриваться лишь как исходная база, создание необходимых предпосылок для решения актуальных задач, определяемых приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренными Правительством России, среди которых:

развитие системы непрерывного профессионального образования, включая создание общенациональной системы оценки качества образования на всех его уровнях; расширение числа субъектов, реализующих программы непрерывного профессионального образования;

вовлечение работодателей в процесс выработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, совершенствования образовательных технологий и аттестации образовательных программ;

развитие модульных принципов построения программ непрерывного профессионального образования; постепенный переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;

осуществление повсеместного перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования (наряду с сохранением традиционной структуры подготовки по ряду специальностей);

выработка организационных и правовых механизмов интеграции программ профессионального образования разных уровней; активное внедрение новых образовательных технологий, современных форм и методов обучения, опирающихся на тесную интеграцию образования, науки и практической деятельности;

создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования, в том числе путем развития таких новых организационно-правовых форм, как государственные (муниципальные) автономные учреждения и автономные некоммерческие организации; повышения качества кадрового корпуса системы образования совершенствования механизмов оплаты труда педагогических работников, включая создание отраслевой системы оплаты труда; широкое развитие общественных институтов в управлении образованием на всех уровнях; обеспечение прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями, внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений.

Самого серьезного внимания требуют вопросы совершенствования воспитательной деятельности образовательных учреждений как неотъемлемой части образовательного процесса, направленного на формирование гражданской зрелости, развитие общественной активности, социальной и профессиональной адаптивности, высоких моральных и нравственных качеств.

Работа по реализации указанных мер в рамках полномочий и функций, установленных Рособразованию соответствующими указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, должна быть направлена на создание условий для воспитания компетентных и ответственных молодых граждан, повышения качества образования и обеспечения его доступности, роста эффективности использования финансовых и иных ресурсов, повышения гибкости сферы образования в реагировании на потребности общества и рынка труда.

Коллегия решила:

1. Согласиться в основном с выводами и оценками, содержавшимися в докладе руководителя Рособразования Г.А. Балыхина по обсуждаемому вопросу.

2. Поддержать представленные на утверждение Министра образования и науки Российской Федерации План и основные показатели деятельности Рособразования на 2005 год (приложение 1)*.

Одобрить Основные мероприятия по реализации этого плана (приложение 2 - не рассылается). Руководству Рособразования доработать мероприятия с учетом настоящего решения, утвердить и обеспечить контроль за их выполнением.

3. Руководителям подведомственных образовательных учреждений организовать обсуждение Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и разработку первоочередных и перспективных мер по их реализации применительно к условиям и специфике своего образовательного учреждения, рассматривая эту работу как логическое продолжение процессов модернизации российского образования, решения ее главных задач: расширения доступности и достижения высокого качества образования при максимальном снижении необходимых для этого затрат финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов, в целях созданий условий, позволяющих формировать поколение молодежи, осознающее свою ответственность за завтрашний день страны, обладающее знаниями и компетентностью, необходимыми для активного участия в его созидании, свободное от иждивенческих настроений, прочно укоренившихся в общественном сознании, - поколения, ориентированного на успешность в широком современном смысле этого слова.

4. Управлению учреждений образования (Бутко Е.Я.) содействовать развитию и внедрению в образовательный процесс учебных заведений систем управления качеством подготовки кадров, современных образовательных ресурсов и технологий, базирующихся на средствах информатизации и телекоммуникации, дистанционных формах обучения.

5. Управлению учреждений образования (Бутко Е.Я.), Управлению федерального имущества и материально-технической базы (Сергееву С.К.), Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.) обеспечить реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 января 2005 г. N 64-р о передаче в ведение Рособразования государственных учреждений образования и совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжить работу по оптимизации сети подведомственных Рособразованию государственных образовательных учреждений с учетом их профильности и регионального размещения, принять меры к рационализации сети филиалов образовательных учреждений и существенному улучшению качества их работы.

Изучить вопрос о необходимости актуализации организационно-нормативной документации учреждения среднего профессионального образования и подготовить соответствующие предложения.

6. Управлению учреждений образования (Бутко Е.Я.), Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.) обеспечить масштабы и структуру подготовки кадров в подведомственных учреждениях образования исходя из потребностей рынка труда.

Разместить и довести в установленные сроки государственное задание на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием до подведомственных высших учебных заведений и контрольные цифры приема до подведомственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом переданных в ведение Рособразования образовательных учреждений профессионального образования.

7. Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.), Управлению бухгалтерского учета и отчетности (Кокодееву С.Н.) совместно с другими управлениями осуществить меры по определению приоритетов бюджетного финансирования и подготовке на их основе предложений к проекту федерального бюджета на 2006 год, обеспечить исполнение бюджета 2005 года, контроль за своевременным, целевым, рациональным использованием средств, предусмотренных федеральным бюджетом для финансирования деятельности Рособразования и подведомственных ему учреждений, организаций и предприятий.

8. Управлению программ развития в сфере образования (Карпову А.В.), Управлению по делам молодежи (Баринову С.В.), Управлению международного образования и сотрудничества (Дмитриеву Н.М.) и Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.) обеспечить организационно-методическое сопровождение разработки проектов Федеральной целевой программы развития образования, федеральных целевых программ "Молодежь России" и "Русский язык" на 2006 - 2010 годы, государственной программы "Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации" и межведомственной программы "Внедрение эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов на 2006 - 2009 годы".

9. Управлению программ развития в сфере образования (Карпову А.В.) в срок до 15 марта 2005 года сформировать и представить для утверждения в установленном порядке проекты реализации федеральных целевых программ в 2005 году и план-график проведения конкурсов по этим программам.

10. Управлению федерального имущества и материально-технической базы (Сергееву С.К.) принять все меры для обеспечения выполнения возросшего объема инвестиционных программ, повышения эффективности использования выделенных средств, их консолидации на пусковых объектах с высокой степенью готовности, снижения стоимости работ и производственных издержек. Взять под особый контроль своевременный ввод объектов в г. Беслане.

Совместно с руководителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителями образовательных учреждений расширить практику привлечения дополнительных средств на строительство и реконструкцию объектов образовательных учреждений.

Подготовить письма в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с рекомендациями о разработке региональных программ в рамках программы "Безопасность образовательного учреждения".

11. Управлению международного образования и сотрудничества (Дмитриеву Н.М.) осуществить в 2005 году мероприятия, обеспечивающие:

поддержку участия образовательных учреждений в международном рынке образования путем организации за рубежом выставок-ярмарок образовательных услуг;

расширение подготовки в российских вузах и их филиалах национальных кадров для зарубежных стран;

содействие в инициировании и реализации международных программ и проектов с участием российских образовательных учреждений;

распространение русского языка в зарубежных странах.

12. Управлению программ развития в сфере образования (Карпову А.В.), Административному управлению (Павлюкову В.А.) обеспечить информирование общественности о материалах настоящего заседания коллегии путем размещения их на сайте Рособразования в Интернете, через печатные и электронные средства массовой информации.

Председатель коллегии
Г.БАЛЫХИН

Приложение
к Решению коллегии Рособразования
от 1 марта 2005 г. N 2

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ НА 2005 ГОД

N п/п Наименование мероприятий Форма представления материала Ответственные за подготовку Сроки выполнения (внесение в Минобрнауки России) Ожидаемые результаты от реализации мероприятий
1 2 3 4 5 6
1 Формирование планов и показателей деятельности Рособразования на 2005 год План и показатели деятельности Рособразования в Минобрнауки России и в Правительство РФ Балыхин Г.А., Павлюков В.А., руководители структурных подразделений Февраль Выполнение решений Правительства РФ, предусмотренных постановлениями от 06.04.2004 N 168, от 17.06.2004 N 288
2 Подготовка материалов к докладу "О реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации" Материалы в Минобрнауки России к докладу в Минэкономразвития России и в Администрацию Президента РФ Балыхин Г.А., Казенов А.А., руководители структурных подразделений Декабрь Оценка выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
3 Подготовка доклада "О ходе реализации в 2004 году федеральных целевых программ" Материалы в Минобрнауки России к докладу в Минэкономразвития России и в Минфин России Балыхин Г.А., Солинова М.В., Карпов А.В. Февраль Оценка хода реализации федеральных целевых программ, соответствие достигнутых в них результатов целям и задачам отчетного года.
Информация о ходе и полноте выполнения программных мероприятий (финансирование инвестиционных проектов, НИОКР и других работ)
4 Участие в разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и параметров прогноза на период до 2008 года в части, относящейся к сфере Рособразования Материалы в Минобрнауки России к докладу и аналитические таблицы в соответствии с перечнем показателей и форм для разработки прогноза Минэкономразвития России и Минфина России Балыхин Г.А., Рождественский А.В., Казенов А.А., Фролов Ю.Н., Сергеев С.К. Апрель-май, октябрь Прогнозные показатели развития сферы образования, оценка финансово-экономических последствий и учет при подготовке проекта федерального бюджета на среднесрочную перспективу и 2006 год и Федеральной адресной инвестиционной программы
5 Подготовка материалов к докладу "О выполнении Министерством образования и науки Российской Федерации Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2005 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)" Материалы в Минобрнауки России к докладу в Минэкономразвития России Балыхин Г.А., Казенов А.А., Рождественский А.В., руководители структурных подразделений Ежемесячно Анализ выполнения мероприятий, предусмотренных Планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2005 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)
6 Подготовка и рассмотрение на заседаниях коллегии Рособразования вопросов в сфере деятельности, установленной агентству, в соответствии с утвержденными планами проведения коллегий Рособразования в 2005 году Доклады, проекты решений коллегии, информационные и справочные материалы Балыхин Г.А., руководители структурных подразделений В течение года Выполнение решений Правительства РФ, предусмотренных постановлениями от 17.06.2004 N 288, от 06.04.2004 N 168
7 Организация деятельности системы повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций в установленной сфере деятельности Приказ Рособразования, статистические и аналитические материалы Казенов А.А., Бутко Е.Я. В течение года Развитие кадрового потенциала учреждений образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями.
Обеспечение работы головной организации и базовых центров
8 Участие в формировании Плана организации законопроектных работ Минобрнауки России на 2005 год и в его реализации Предложения к приказу Минобрнауки России, проекты законодательных актов Балыхин Г.А., Павлюков В.А., руководители структурных подразделений Февраль В течение года Подготовка проектов новых законов, изменений и дополнений в действующее законодательство
9 Проведение работы по реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ
Организация работы по передаче учреждений высшего и среднего профессионального образования из других министерств (ведомств) в ведение Рособразования
Проект распоряжения Правительства РФ, материалы к информации в Аппарат Правительства РФ по реализации закона Казенов А.А., Рождественский А.В., Бутко Е.Я., Фролов Ю.Н., Сергеев С.К. В течение года Оптимизация структуры управления системой профессионального образования
10 Подготовка предложений по совершенствованию работы с федеральными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, подведомственными Рособразованию. Приказы Рособразования, предложения к приказам Минобрнауки России, уставы организаций; доклад руководству Минобрнауки России Казенов А.А., Бутко Е.Я., Сергеев С.К. III квартал Повышение эффективности деятельности подведомственных Рособразованию организаций
  Реализация мероприятий по оптимизации (созданию, реорганизации и ликвидации) подведомственных Рособразованию учреждений В течение года
11 Мониторинг освоения государственных капитальных вложений по подведомственным федеральным бюджетным учреждениям в сфере образования. Материалы в Минобрнауки России к докладу в Минэкономразвития России Казенов А.А., Сергеев С.К. Декабрь
Анализ результатов освоения государственных капитальных вложений по наиболее значимым бюджетным учреждениям в сфере образования и предложения по повышению их эффективности
  Организация работ по реализации Федеральной адресной инвестиционной программы в части финансирования строительства учреждений профессионального образования. Весь период
  Организация работ по восстановлению объектов образования Чеченской Республики в рамках реализации ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" (2002 год и последующие годы). Весь период
  Обеспечение строительства в г. Беслане Республики Северная Осетия - Алания:  
  двух школ, 1 августа
  двух детских садов 1 декабря
12 Реализация федеральных целевых и государственных программ в сфере образования и молодежной политики:
ФПРО на 2002-2005 годы;
ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)";
ФЦП "Электронная Россия" (2002-2010 годы);
ФЦП "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы";
ФЦП "Дети России" на 2003-2006 годы (подпрограммы "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
ФЦП "Молодежь России (2001-2005 годы)";
ФЦП "Русский язык" на 2002-2005 годы;
ФЦП "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств";
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002- 2010 годы;
раздела "Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы" ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"
Документация, предусмотренная функциями государственного заказчика Балыхин Г.А., Солинова М.В., Казенов А.А., Рождественский А.В., руководители структурных подразделений   Внедрение механизмов, программно-целевого управления и планирования, ориентированного на конечный результат.
Проведение конкурсов, реализация государственных контрактов
13 Участие в обеспечении работы правительственных и межведомственных комиссий в сфере образования.
Организация работы экономического и других советов при Рособразовании
Информационно-аналитические материалы, протоколы и проекты решений Балыхин Г.А., Казенов А.А., Рождественский А.В., Солинова М.В., руководители структурных подразделений, Вишневский О.В. В течение года Проекты нормативных правовых актов, постановлений и распоряжений Правительства РФ и другие документы
14 Участие в подготовке доклада "О результатах и основных направлениях деятельности Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования на 2006 год и на период до 2008 года" Материалы в Минобрнауки России к проекту доклада в Правительство РФ Рождественский А.В., Фролов Ю.Н., руководители структурных подразделений Март Определение структуры доходов и расходов госбюджета на 2006 год и на перспективу до 2008 года во взаимосвязи с целями, задачами и показателями деятельности Рособразования
15 Формирование бюджетных проектировок на 2006 год по субъекту бюджетного планирования "Рособразование" Документы, определенные Минфином России Рождественский А.В., Фролов Ю.Н., руководители структурных подразделений В установленные сроки Повышение эффективности расходов федерального бюджета по направлениям финансирования, закрепленным за Рособразованием как субъектом бюджетного планирования
16 Подготовка материалов к докладу об основных принципах отраслевой системы оплаты труда Материалы в Минобрнауки России к проекту доклада в Правительство РФ Казенов А.А., Сергеев С.К. Февраль - март Предложения в Концепцию отраслевой системы оплаты труда
17 Подготовка материалов о ресурсном обеспечении образовательных учреждений Материалы к предложениям в Правительство РФ Казенов А.А., Сергеев С.К. Февраль - март Улучшение системы планирования расходов и финансирования образовательных учреждений федерального подчинения
18 Участие в разработке Положения о целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием Предложения в Минобрнауки России к проекту постановления Правительства РФ Казенов А.А., Бутко Е.Я. Апрель Повышение качества подготовки специалистов
19 Разработка мероприятий по реализации положений Болонской декларации в России Предложения в приказ Минобрнауки России Казенов А.А., Бутко Е.Я. Март Интеграция в европейское образовательное пространство
20 Разработка комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации Предложения в Межведомственную программу действий Балыхин Г.А., руководители структурных подразделений Март Выполнение решений, принятых на заседании Правительства РФ 09.12.2004, протокол N 47
21 Участие в разработке Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации Предложения к приказу Минобрнауки России Казенов А.А., Бутко Е.Я. IV квартал Обеспечение равных условий при государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и равных возможностей при поступлении в учреждения профессионального образования
22 Подготовка предложений о внесении изменений в Положение об аттестации педагогических кадров Предложения к приказу Минобрнауки России Казенов А.А., Бутко Е.Я. Декабрь Повышение качества подготовки педагогических кадров и приведение в соответствие положения об их аттестации
23 Участие в разработке проекта контрольных цифр приема в федеральные образовательные учреждения профессионального образования Российской Федерации в 2005 году, определение контрольных цифр приема по подведомственным учреждениям профессионального образования Предложения в приказ Минобрнауки России; приказы Рособразования Рождественский А.В., Фролов Ю.Н., Бутко Е.Я. Февраль-март Оптимизация объемов приема в федеральные образовательные учреждения профессионального образования в соответствии с современными требованиями рынка труда
24 Подготовка предложений к проектам федеральных целевых программ:
Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на период 2006- 2010 годов
"Молодежь России" на период 2006-2010 годов
Предложения в Минобрнауки России к проекту постановления Правительства РФ, пояснительным запискам и обоснованиям, другие сопутствующие документы Солинова М.В., Карпов А.В., руководители структурных подразделений Солинова М.В., Казенов А.А., Карпов А.В., Баринов С.В. Март Повышение качества образования с учетом приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также эффективности использования средств федерального бюджета
25 Участие в разработке Стратегии государственной молодежной политики Предложения к стратегии, проекту решения Правительства РФ Казенов А.А., Баринов С.В. IV квартал Увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России, молодежи в органах власти всех уровней. Увеличение доли молодых граждан - членов общественных объединений
26 Участие в разработке Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2010 года Предложения в Минобрнауки России к проекту постановления Правительства РФ Казенов А.А., Баринов С.В. II квартал Увеличение удельного веса детей, обучающихся по программам дополнительного образования, - до 37,5%
27 Участие в разработке концепции и программы внедрения эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов Предложения к приказу Минобрнауки России Казенов А.А., Баринов С.В. II квартал Снижение удельного веса безработных в общей численности молодых граждан до 30 лет
28 Реализация Плана основных мероприятий, посвященных празднованию 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Информация о реализации мероприятий плана в Минобрнауки России, в Правительство РФ Казенов А.А., Баринов С.В. Ежеквартально Увеличение доли патриотически настроенных молодых граждан
29 Содействие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" Обращения в министерства образования и в российские посольства государств - участников СНГ Балыхин Г.А., Дмитриев Н.М. I-II квартал Обеспечение доступа граждан государств - участников СНГ и соотечественников к получению российского образования, поддержка образовательных учреждений СНГ, осуществляющих учебный процесс на русском языке
30 Подготовка предложений в МИД России и Минобрнауки России по проектам межправительственных соглашений о сотрудничестве в области образования Проекты соглашений Балыхин Г.А., Дмитриев Н.М. IV квартал Развитие международного сотрудничества
31 Координация информационно-выставочных мероприятий за рубежом, на которых организация российских экспозиций осуществляется с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.01.2005 N 65-р и Сводным планом выставочно-ярмарочных мероприятий Минобрнауки России на территории России и за рубежом Подготовка экспозиций Балыхин Г.А., Дмитриев Н.М. В течение года Продвижение на технологические рынки стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Таиланда, латиноамериканских стран и стран СНГ передовых российских технологий, в том числе технологий и услуг в сфере образования
32 Разработка предложений "О комплексном решении проблем противодействия терроризму и обеспечении безопасности объектов образования и науки Российской Федерации" Материалы к докладу А.А. Фурсенко на комиссии, проект комплексного плана Казенов А.А., Сергеев С.К. IV квартал План комплексного решения проблем противодействия терроризму и обеспечения безопасности объектов образования и науки Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу

Основные показатели деятельности Федерального агентства по образованию в 2000 - 2005 гг.

N п/п Показатели Единица измерения 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Оптимизация сети образовательных учреждений путем их реорганизации в рамках реализации административной реформы Единицы - - - - 5 Не менее 15
2 Удельный вес учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, перешедших на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура), в общем их числе Проценты 25,0 30,0 35,0 42,0 70,0 85,0
3 Удельный вес государственных высших учебных заведений, подведомственных Рособразованию, внедривших систему управления качеством высшего профессионального образования с учетом мирового опыта, в общем их числе Проценты 0 0,5 1,0 1,5 4,5 9,0
4 Доля педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, имеющих ученые степени: Процент от численности педагогических работников            
  - кандидата наук   47,3 46,9 46,4 47,0 47,2 47,4
  - доктора наук   10,6 10,8 11,0 11,2 11,3 11,8
5 Удельный вес преподавателей подведомственных Рособразованию образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в общей их численности: Проценты            
  - учреждения высшего профессионального образования   4,5 4,6 5,0 5,4 7,3 7,6
  - учреждения дополнительного профессионального образования   9,0 9,6 9,8 10,3 10,5 11,0
  - учреждения среднего профессионального образования   12,0 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5
  - учреждения начального профессионального образования   10,3 11,6 12,7 13,8 14,8 15,8
6 Удельный вес лиц, принятых в подведомственные Рособразованию учреждения высшего профессионального образования по результатам предметных олимпиад (конкурсов), в общей численности принятых Проценты - 3,8 4,1 4,6 5,1 6,2
7 Удельный вес студентов, принятых в государственные высшие учебные заведения, подведомственные Рособразованию, на бюджетные места по окончании подготовительных отделений (в общем приеме) Проценты 8,5 8,5 9,0 9,5 10,0 12,0
8 Удельный вес иностранных студентов (включая государства - участники СНГ) в общей численности студентов подведомственных Рособразованию высших учебных заведений Проценты 1,5 2,1 1,5 1,5 1,8 1,9
9 Целевая поддержка участия обучающихся во всероссийских и международных предметных олимпиадах и конкурсах Кол-во мероприятий (ед.) 24 25 24 25 24 30
10 Количество российский образовательных программ, реализуемых за рубежом Единицы - - 83 91 99 104
11 Численность учащихся и студентов, обучающихся по российским программам за рубежом Тыс. чел. - - 27,5 29 31 31,3
12 Численность реализуемых международных программ в сфере образования (на федеральном уровне) Единицы - - 108 116 121 130
13 Число учебных заведений (государственных), участвующих в реализации международных программ Единицы - - 350 350 370 380
14 Удельный вес финансирования международных программ и проектов в расходах федерального бюджета на образование Проценты - - 1,5 1,6 1,6 1,6
15 Организация всероссийских мероприятий по 17 направлениям организации работы с молодежью, Кол-во мероприятий/ число участников (млн. чел.) 270/1,05 290/1,1 320/1,2 357/1,3 381/1,5 400/2
  в т.ч. доля мероприятий, проводимых общественными объединениями при поддержке Рособразования Проценты 3 5 10 13 15 18
16 Охват молодежи, участвовавшей в мероприятиях, по отношению к общему числу молодых людей в Российской Федерации (от 14 до 30 лет) Проценты 8 10 12 13 15 20
17 Организация всероссийских массовых мероприятий (конкурсов, фестивалей, соревнований, эстафет, выставок и т.п.) по 10 направлениям внешкольной работы с детьми/количество участников Единицы / млн. чел. 89/4,3 90/4,5 93/4,6 95/4,8 100/5 120/5,5
18 Организация деятельности студенческих отрядов/их численность/объем выполняемых работ Тыс. ед./ - 07/ 1,6/ 2,6/ 3,5/ 4,2/
  тыс. чел./ - 25/ 82/ 110/ 150/ 200/
  млн. руб. - 300 1148 1650 2400 3600
19 Организация деятельности центров трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования В процентах от числа подведомственных Рособразованию учреждений - - - - 68,4 73
20 Обеспеченность студентов общежитиями в подведомственных Рособразованию учреждениях (удельный вес студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях) Обеспеченность общежитиями в процентах вузы/ ссузы 84/87 82/85 81/86 81/86,5 83/87 84/87
21 Удельный вес нетрудоустроенных выпускников очной формы обучения государственных учреждений профессионального образования, подведомственных Рособразованию, в общей численности выпускников:              
  - начальное профессиональное образование Проценты 10,8 8,7 7,3 6,1 5,6 4,9
  - среднее профессиональное образование   17,0 14,5 12,0 10,5 9,5 8,5
  - высшее профессиональное образование   12,0 11,0 10,0 9,5 9,0 7,5
22 Удельный вес научных сотрудников вузов и научных учреждений Рособразования в возрасте до 39 лет Проценты 39,8 39,6 37,6 38,2 38,3 38,4
23 Удельный вес кандидатов и докторов наук в численности научных сотрудников вузов и научных учреждениях Рособразования Проценты 43,5 43,4 44,8 43,6 43,7 43,8
24 Число патентов на изобретения, полученных работниками вузов и научных учреждений Рособразования Единицы 2529 2412 2703 3498 3600 3700
25 Материально-техническое оснащение подведомственных образовательных учреждений учебно-лабораторным, противопожарным и охранным оборудованием Комплекты - 90 1700 1011 1726 3138
26 Ввод в эксплуатацию зданий и сооружений подведомственных образовательных учреждений, общежитий:              
  - учебно-лабораторные корпуса Тыс. кв. м. 55,48 85,48 87,26 239,3 225,0 250,0
  - общежития   8,7 8,6 9,5 10,3 25,0 40,0
27 Количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия в рамках ФЦП "Жилище (2002-2010 годы)" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Кол-во семей, улучшивших жилищные условия - - - 27 600 33 200 57 000
28 Число персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся (студентов):              
  - государственные и муниципальные дневные средние (полные) общеобразовательные учреждения Единицы 0,1 0,6 1,1 1,8 2,5 2,9
  - учреждения высшего профессионального образования   2,2 3,1 4,3 5,5 6,3 6,9
29 Удельный вес образовательных учреждений, имеющих доступ в Интернет:              
  - общеобразовательные учреждения Проценты 0,5 2,0 9,0 26 51,0 57,0
  - среднее число ежедневных посещений системы образовательных порталов Тыс. ед. 0,0 0,0 15,0 34,0 55,0 70,0
30 Численность иностранных обучающихся, участвующих в международных олимпиадах (включая государства - участники СНГ) Человек - 258 101 106 447 800
31 Удельный вес студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в подведомственных Рособразованию учреждениях профессионального образования в общей численности студентов:              
  - среднее профессиональное образование Проценты 0,2 0,25 0,3 0,3 0,35 0,4
  - высшее профессиональное образование   0,15 0,35 0,35 0,35 0,4 0,4
32 Удельный вес детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных спортивно-оздоровительными мероприятиями (олимпиады, спартакиады) Проценты - - - 0,2 0,2 0,2
33 Удельный вес государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, оснащенных оборудованием для медицинских кабинетов школ Проценты - - - 0,4 0,04 0,04
34 Удельный вес специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, оснащенных оборудованием для организации допрофессиональной подготовки Проценты - - - 2,3 2,3 2,3
35 Удельный вес специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, обеспеченных автотранспортом Проценты - - - 0,6 0,6 0,6