МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 февраля 2005 г. N 40
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании решения коллегии Минобрнауки России (протокол заседания коллегии от 16 декабря 2004 г. N ПК-8) и письма Национального фонда подготовки кадров от 25 января 2005 г. N 58/02а/ЕС, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы (далее - План мероприятий).
2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) и Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.):
включать в ежегодные планы работы мероприятия по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации в соответствии со сроками, указанными в Плане мероприятий;
ежегодно до 1 декабря представлять в Департамент государственной политики в образовании (Калине И.И.) промежуточные и итоговые отчеты по выполнению Плана мероприятий.
3. Возложить координацию по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией на Национальный фонд подготовки кадров (Соболеву Е.Н.).
4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.), Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) обеспечить размещение информации по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации через средства массовой информации и на web-сайтах.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства образования и науки РФ
15 февраля 2005 г. N 40
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ
Цели развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях -бакалавриат и магистратура. | Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части установления двух уровней высшего профессионального образования). | 2005 г. | Минобрнауки России |
Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования). | 2005 г. | Минобрнауки России | |
Разработка моделей подготовки бакалавров и магистров с учетом особенностей профилей подготовки в высшем профессиональном образовании. | 2005 - 2006 гг. | Минобрнауки России | |
Разработка Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования с учетом российских и мировых потребностей рынка труда. | 2005 - 2006 гг. | Минобрнауки России | |
Определение профилей высшего профессионального образования, сохраняющих непрерывную подготовку специалистов. | 2006 г. | Минобрнауки России | |
Разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. | 2007 - 2008 гг. | Минобрнауки России | |
Создание информационных, аналитических и методических ресурсов, web-сайта по двухуровневой системе для интернет-портала по Болонской декларации. | 2005 - 2010 гг. | Рособразование | |
2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) | Подготовка информационных материалов для высших учебных заведений по практике применения зачетных единиц и ходу эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе, проводимого в соответствии с приказом Минобразования России от 2 июля 2003 г. N 2847: анализ опыта, накопленного высшими учебными заведениями уже перешедшими на систему кредитов; обобщение результатов эксперимента по использованию системы зачетных единиц в российских вузах; подготовка и распространение информационных и методических материалов и инструкций. | 2005 - 2010 гг. 2005 - 2006 гг. | Минобрнауки России Рособразование |
Расширение инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц: ; | Рособразование | ||
расширение внедрения системы зачетных единиц в вузах России | 2005 г. | ||
внедрение модульных технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования; | 2005 - 2007 гг. | ||
разработка предложений по переходу на "асинхронную" (модульную) организацию образовательного процесса. | 2006 г. | ||
Формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в профессиональном образовании Российской Федерации. | 2005 - 2006 гг. | Минобрнауки России | |
Создание и поддержание web - сайта с информацией о системе зачетных единиц и опыте ее внедрения в российских вузах для интернет-портала по Болонской декларации. | 2005 - 2010 гг. | Рособразование | |
Переход российской системы высшего профессионального образования на систему зачетных единиц. | 2008 г. | Минобрнауки России | |
3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) | Разработка образца приложения к диплому о высшем профессиональном образовании: | 2005 - 2006 гг. | Минобрнауки России |
разработка единой системы классификации образовательных программ профессионального образования Российской Федерации; | 2006 г. | ||
перевод на английский язык дисциплин федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их публикация; | 2005 - 2006 гг. | ||
разработка методических рекомендаций по заполнению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании. | 2006 г. | ||
Создание и поддержание web - сайта с информацией о введении приложения к диплому о высшем профессиональном образовании для интернет-портала по Болонской декларации. | 2005 - 2008 гг. | Рособразование | |
Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)". | 2008 г. | Рособразование | |
4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации | Решение вопросов признания иностранных документов об образовании в государствах - участниках Болонской декларации: разработка методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах - участниках Болонской декларации; совершенствование системы признания иностранных документов об образовании на территории Российской Федерации. | 2005 - 2006 гг. | Рособрнадзор |
Создание системы подготовки и переподготовки кадров по вопросам признания на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании. | 2005 - 2007 гг. | Рособрнадзор Рособразование | |
5. Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования | Создание системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования с целью обеспечения гармонизации российской системы оценки качества образования с европейскими системами. | 2006 г. | Рособрнадзор |
Разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ высшего профессионального образования. | 2006 г. | Рособрнадзор | |
Создание инфраструктуры признания российской системы оценки качества образования другими странами-участниками Болонского процесса: создание и поддержка web-сайта российской системы аккредитации, реестра аккредитованных образовательных учреждений и образовательных программ высшего профессионального образования на русском и английском языках; создание банка данных образовательных программ российских и зарубежных вузов, лицензированных в Российской Федерации и результатов их оценивания при аккредитации; формирование банка данных российских экспертов для участия в работе международных комиссий по оценке качества образования. | 2005 - 2007 гг. | Рособрнадзор | |
Привлечение зарубежных экспертов к работе экспертных комиссий по оценке качества образования. | начиная с 2005 г. | Рособрнадзор | |
Участие в работе международных ассоциаций (сетей). | По приглашениям | Рособрнадзор | |
Содействие вхождению России в Европейскую сеть агентств по обеспечению качества ENQA. | 2005 - 2006 гг. | Рособрнадзор | |
Организация проведения рабочих семинаров Международной сети агентств по гарантии качества высшего образования INQAAHE (2008 г.) и Сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENET (2007 г.) в России. | 2005 - 2008 гг. | Рособрнадзор | |
Создание Евразийской сети органов по оценке качества образования (стран СНГ и Балтии) и обеспечение совместной деятельности. | 2004 - 2005 гг. | Рособрнадзор | |
6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов | Нормативно-правовая поддержка осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов. | 2005 г. | Минобрнауки России |
Создание системы предоставления институциональных и индивидуальных грантов для обеспечения внутрироссийской и европейской мобильности российских студентов и преподавателей. | 2006 - 2008 гг. | Минобрнауки России Рособразование |