Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. ГОСТ р 52160-2003

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 18.12.2003 N 375-СТ)
Редакция от 18.12.2003 — Документ не действует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants. Norms and methods of the control for estimation of technical condition

ГОСТ Р 52160-2003

Дата введения 2005-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст

4 Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для пери одических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств категорий М_1 M_2, М_3, N_1t N_2, N_3, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей).

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:

I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;

III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;

IV. измерения мощности двигателей.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1свободное ускорение: Увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) до упора.

3.2 максимальная частота вращения n_mах, мин (-1): Ограниченная регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при нажатой до упора педали.

3.3 минимальная частота вращения n_min, мин (-1): Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

3.7 коэффициент поглощения света k, м (-1): Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до .

3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.

3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Х_м, м (-1): Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.

3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Х_м, м (-1): Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Х_м, полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.

3.11 предельно допустимое значение дымности X_L, м (-1): Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.

3.12 обкатка автомобиля: Пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.

3.13 автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.

4. Нормы дымности

4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А.

4.2 Дымность обкатанных автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения X_L, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенное на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24 или приложением 2 Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных автомобилей не должна превышать более чем на 0,5 м (-1) значение коэффициента поглощения X_L.

4.3 Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

2,5 м (-1) -для двигателей без наддува;

3,0 м (-1) - для двигателей с наддувом.

5. Методы контроля

5.1 Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.

5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин (-1) и погрешностью измерений не более ± 2,5 % верхнего предела измерений.

5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.

5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.

5.3 Подготовка к измерениям

5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3 Измеряют значения n_min и n_mах, которые должны быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем.

5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М_3 и грузовых автомобилей категорий N_2, N_3);

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.

Примечание - При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.

5.4 Измерение дымности

5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

- при работе двигателя в режиме холостого хода на n_min равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2-3 с. Отпускают педаль и через 8-10 с приступают к выполнению следующего цикла;

- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

- измеряют значения Х_M на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

- измеренные значения Х_M считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м (-1);

- определяют среднеарифметическое значение X_M четырех последних измерений Х_M, которое принимается за результат измерения.

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.

5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Х_M, полученное в одной из выпускных труб.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

ПЕРЕСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ К В N (ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ 0,43 М)

k, м (-1) 0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,55 0,6 0,65
N, % 0,0 4 8 11 15 20 21 23 24
k, м (-1) 0,7 0,75 0,8 0,85 0,9 0,95 1,0 1,05 1,1
N, % 26 28 29 31 32 34 35 36 38
k, м (-1) 1,15 1,2 1,25 1,3 1,35 1,4 1,45 1,5 1,55
N, % 39 40 42 43 44 45 46 47 49
k, м (-1) 1,6 1,65 1,7 1,75 1,8 1,85 1,9 1,95 2,0
N, % 50 51 52 53 54 55 56 57 58
k, м (-1) 2,05 2,1 2,15 2,2 2,25 2,3 2,35 2,4 2,45
N, % 59 59,5 60 61 62 63 64 64,4 65
k, м (-1) 2,5 2,55 2,6 2,65 2,7 2,75 2,8 2,85 2,9
N, % 66 67 67,3 68 69 69,3 70 71 71,3
k, м (-1) 3,0 3,05 3,1 3,15 3,2 3,25 3,3 3,35 3,4
N, % 72,5 73 73,6 72 75 75,3 76 76,3 77
k, м (-1) 3,45 3,5 3,55 3,6 3,65 3,7 3,75 3,8 3,85
N, % 77,3 78 78,3 79 79,2 80 80,1 80,5 81
k, м (-1) 3,9 3,95 4,0 4,05 4,1 4,15 4,2 4,25
N, % 81,3 81,7 82 82,5 83 83,3 83,7 84 100

Примечание - Пересчет значений N в k проводят по формуле

k = - 1 ln (1 - N ),
L 100

где k - коэффициент поглощения света, м (-1);

L - эффективная база дымомера, м;

N - коэффициент ослабления света, %.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)

ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ ГРАФИКОВ ЗАВИСИМОСТИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (Л) И ДЫМНОСТИ (К) ОТ ВРЕМЕНИ (T) ЗА ЕДИНИЧНЫЙ ЦИКЛ СВОБОДНОГО УСКОРЕНИЯ

а - начало 1-го цикла свободного ускорения;

б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения

1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n);

2- дымность отработавших газов двигателя (k);

n_min - минимальная частота вращения;

n_max - максимальная частота вращения;

t_0 - общее время одного цикла свободного ускорения (12-15 с);

t_СУ - время свободного ускорения от n_min до n_mах (1-2 с);

t_НПУ - время нажатой до упора педали (2-3 с);

t_ХХ - время работы на n_min (8-10 с);

Х_М - максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения