Приказ ФСНП РФ от 16.08.2002 N 379

"Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в федеральных органах налоговой полиции сообщений о преступлениях"
Редакция от 16.08.2002 — Действует

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 сентября 2002 г. N 3810


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 августа 2002 г. N 379

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

В целях приведения нормативных правовых актов ФСНП России в соответствие с УПК России, вступившим в действие с 1 июля 2002 г., приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в федеральных органах налоговой полиции сообщений о преступлениях (далее - Инструкция).

2. Заместителям Директора ФСНП России - начальникам главных управлений ФСНП России по федеральным округам, начальникам подразделений ФСНП России, территориальных и местных органов налоговой полиции в месячный срок привести в соответствие с Инструкцией учетно - регистрационную документацию, организационно - распорядительные акты.

3. Административно - хозяйственному управлению ФСНП России (Тищенко А.П.), начальникам хозяйственных подразделений территориальных органов налоговой полиции на постоянной основе обеспечивать соответствующие подразделения по их заявкам необходимой документацией, предусмотренной Инструкцией.

4. Главному организационно - инспекторскому управлению ФСНП России (Шаленков К.Л.) при осуществлении инспекторских и контрольных проверок органов налоговой полиции в обязательном порядке проверять состояние учетно - регистрационной дисциплины.

5. ГОИУ ФСНП России (Шаленков К.Л.) совместно с Правовым управлением ФСНП России (Зиновьев В.В.), ГИТУ ФСНП России (Песчанских Г.В.), другими заинтересованными подразделениями в трехмесячный срок представить предложения по приведению нормативных правовых актов ФСНП России в соответствие с настоящим Приказом.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Директора ФСНП России генерал - лейтенанта С.В. Веревкина - Рахальского.

7. Приказ довести до сотрудников федеральных органов налоговой полиции в части, их касающейся.

Директор
М.Е.ФРАДКОВ

Приложение
к Приказу ФСНП России
от 16 августа 2002 г. N 379

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Настоящая Инструкция устанавливает единый для всех федеральных органов налоговой полиции порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением и сроки хранения соответствующих документов.

I. Общие положения

1. В соответствии с пунктом 43 статьи 5 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации <*> (далее - УПК России) под сообщениями о преступлении понимается: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921.

1.1. Заявление о преступлении.

Устные и письменные заявления о преступлении подаются непосредственно заявителем и должны быть оформлены в соответствии с требованиями статьи 141 УПК России.

1.2. Заявление о явке с повинной.

Устные и письменные заявления о явке с повинной подаются непосредственно заявителем и должны быть оформлены в соответствии с требованиями статьи 142 УПК России.

1.3. Рапорт об обнаружении преступления.

Информация о преступлениях, полученная не из источников, указанных в пунктах 1.1 и 1.2 настоящей Инструкции, принимается в соответствии со статьей 143 УПК России, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Форма рапорта указана в приложении N 1 к УПК России.

2. Сообщения о преступлениях, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, подлежат в соответствии со статьей 144 УПК России обязательному приему и проверке. По результатам их рассмотрения принимается одно из решений, предусмотренных статьей 145 УПК России.

Сообщения о преступлениях, распространенные в средствах массовой информации, регистрируются, проверяются и по ним принимаются процессуальные решения в соответствии со статьей 145 УПК России только при наличии предусмотренного частью 2 статьи 144 УПК России поручения прокурора.

3. Поступающие в федеральный орган налоговой полиции анонимные заявления о преступлениях не могут служить поводами к возбуждению уголовного дела.

Подобные анонимные заявления о преступлениях без регистрации их в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, передаются в компетентные подразделения федеральных органов налоговой полиции для возможного использования при решении задач оперативно - розыскной деятельности.

4. Порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях включает в себя:

4.1. Действия должностного лица федерального органа налоговой полиции, наделенного в соответствии с федеральным законодательством и настоящей Инструкцией полномочиями по получению сообщений о преступлениях, по составлению соответствующих протоколов, а также по выдаче заявителю документов, подтверждающих прием от него сообщения о преступлении (прием сообщений о преступлениях).

4.2. Присвоение поступающему сообщению о преступлении порядкового номера и фиксацию в учетной документации кратких соответствующих сведений (регистрация сообщений о преступлениях).

4.3. Проверку зарегистрированного сообщения о преступлении и принятие по ее результатам процессуального решения в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством (разрешение сообщений о преступлениях).

5. Организация работы по обеспечению круглосуточного приема, полноты регистрации сообщений о преступлениях, по соблюдению законности при их разрешении, по осуществлению необходимого контроля за учетно - регистрационной дисциплиной возлагается на начальников федеральных органов налоговой полиции.

6. Для разъяснения гражданам порядка рассмотрения сообщений о преступлениях в местах, доступных для посетителей федеральных органов налоговой полиции, вывешивается информация, содержащая сведения о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, о правах заявителей, а также служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законности при рассмотрении сообщений о преступлениях.

II. Прием сообщений и иной информации о преступлениях

7. Сообщения о преступлениях, вне зависимости от места и времени совершения преступления, принимаются в любом федеральном органе налоговой полиции в соответствии с установленным режимом его работы.

8. Вне служебных помещений федеральных органов налоговой полиции прием сообщений о преступлениях обязаны осуществлять все находящиеся при исполнении служебных обязанностей сотрудники федеральных органов налоговой полиции. Они не вправе отказываться от приема этой информации под предлогом обслуживания другой территории или по иным причинам.

Полученные при этом ими сообщения и иная информация о преступлениях передаются с соответствующим рапортом в дежурную часть органа налоговой полиции, а в случае ее отсутствия - сотруднику налоговой полиции, на которого возложена обязанность регистрации сообщений о преступлениях.

При непосредственном выявлении сотрудником налоговой полиции признаков преступления им составляется рапорт об обнаружении преступления.

9. Заявления о преступлении, заявления о явке с повинной (подпункты 1.1, 1.2 настоящей Инструкции) принимаются в соответствии с требованиями статей 141, 142, 143 УПК России.

Устные заявления о преступлениях заносятся в протокол, составляемый по форме в соответствии с приложениями 1, 2 к Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации.

При приеме заявлений о преступлениях устанавливается личность заявителя и он предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Заявителю в соответствии со статьей 144 УПК России выдается под роспись отрывной листок талона - уведомления (приложение 1) с указанием данных о лице, принявшем заявление, а также даты и времени принятия заявления.

10. Поступившая по почте, нарочным либо по телеграфу, телефаксу в федеральный орган налоговой полиции информация о предполагаемом преступлении регистрируется как входящая корреспонденция по установленным правилам делопроизводства. По письменному указанию начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя в соответствии с распределением обязанностей данная информация подлежит проверке на наличие признаков преступления. В аналогичном порядке подлежит регистрации и проверке информация, поступающая в органы налоговой полиции в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

Поступающая по телефону в федеральный орган налоговой полиции информация о преступлении принимается сотрудником дежурной части и докладывается рапортом начальнику федерального органа налоговой полиции либо его заместителю в соответствии с распределением обязанностей. Она также подлежит проверке по их указанию.

III. Регистрация сообщений о преступлениях

11. Регистрация сообщений о преступлениях (заявлений, явок с повинной, рапортов об обнаружении преступления) производится непосредственно при их поступлении в дежурную часть федерального органа налоговой полиции. В федеральных органах налоговой полиции, не имеющих дежурных частей, регистрация осуществляется сотрудником, назначенным начальником федерального органа налоговой полиции.

Сообщения о преступлениях независимо от места совершения преступления и подследственности регистрируются в том федеральном органе налоговой полиции, в который они поступили.

12. Сообщения о преступлениях, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, регистрируются в Книге N 1 (приложение 2).

Сообщения о преступлениях, распространенные в средствах массовой информации, подлежат регистрации в Книге N 1 в том случае, если имеется соответствующее поручение прокурора, предусмотренное частью 2 статьи 144 УПК России.

13. Книга N 1, пронумерованная и сброшюрованная, хранится в дежурной части, заполняется дежурным по федеральному органу налоговой полиции либо его помощником, которые регистрируют в соответствии с требованиями настоящей Инструкции поступающие сообщения о преступлениях и в дальнейшем производят записи об их проверке и принятии соответствующего решения.

В федеральных органах налоговой полиции, не имеющих дежурных частей, эти функции выполняет сотрудник, назначенный приказом начальника федерального органа налоговой полиции <*>.

<*> Сообщения о преступлениях, полученные сотрудником Приемной ФСНП России (приемной федерального органа налоговой полиции) в часы и дни ее работы, незамедлительно передаются в Дежурную службу Главного организационно - инспекторского управления ФСНП России (дежурные части) для их регистрации в Книге N 1.

На обороте титульных листов Книги N 1 должны быть напечатаны правила заполнения их реквизитов. Записи по каждой информации должны выполняться в соответствии с этими правилами.

14. Если разрешение поступившего сообщения о преступлении не входит в компетенцию федерального органа налоговой полиции или содержащаяся в нем информация свидетельствует о деянии, совершенном на территории обслуживания другого федерального органа налоговой полиции, оно после регистрации снимается с учета и по указанию начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя в соответствии с распределением обязанностей пересылается по подследственности, о чем делается отметка в Книге N 1.

Одновременно с этим в обязательном порядке принимаются необходимые меры для пресечения преступления и сохранения следов преступления.

15. Поступившие по подследственности из иных правоохранительных органов или из федеральных органов налоговой полиции сообщения о преступлениях в обязательном порядке регистрируются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, о чем орган, направивший сообщение о преступлении, уведомляется письменно.

16. При регистрации сообщений о преступлениях на заявлении (протоколе заявления), рапорте об обнаружении преступления в обязательном порядке проставляется штамп федерального органа налоговой полиции о регистрации (приложение 3).

IV. Разрешение сообщений о преступлениях

17. Проверка сообщений о преступлениях осуществляется в соответствии с письменным указанием начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя в соответствии с распределением обязанностей в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством.

В случаях, не терпящих отлагательства, и при отсутствии начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя в соответствии с распределением обязанностей дежурный по федеральному органу налоговой полиции сам организует проверку поступившего сообщения о преступлении имеющимися в его распоряжении силами и средствами.

18. По зарегистрированным в Книге N 1 сообщениям о преступлениях сотрудником налоговой полиции, назначенным для ее проверки и принятия процессуального решения, в соответствии с нормами УПК России могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения, однако без производства следственных действий. В случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии со статьей 176 УПК России может быть произведен осмотр места происшествия.

Проверка сообщения о преступлении осуществляется также с использованием предоставленных сотрудникам налоговой полиции Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности" <*>, Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" <**> иных полномочий.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 17.08.95, N 33, ст. 3349.

<**> Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 22.07.93, N 29, ст. 1114.

19. Зарегистрированные в Книге N 1 сообщения о преступлениях разрешаются в сроки, установленные статьей 144 УПК России <*>, с принятием одного из предусмотренных статьей 145 УПК России решений.

<*> Исчисление сроков происходит в соответствии со статьей 128 УПК России.

20. О решении прокурора по поступившему к нему в соответствии со статьей 146 УПК России постановлению о возбуждении уголовного дела следователь либо дознаватель, принявший указанное постановление, в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела копия этого постановления в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Копии указанных уведомлений приобщаются к материалам уголовного дела, либо к материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, либо к материалам, направленным по подследственности.

21. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела соответствующее постановление в течение суток с момента его вынесения подлежит регистрации в Книге учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (приложение 4).

Книга учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (далее - Книга N 2), ведется в дежурной части федерального органа налоговой полиции, а при ее отсутствии - сотрудником налоговой полиции, на которого возложена обязанность регистрации сообщений о преступлениях.

Присвоенный по Книге N 2 номер постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заносится в соответствующую графу Книги N 1.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам разрешения сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации, подлежит в соответствии со статьей 148 УПК России направлению в распространившее его средство массовой информации для последующего обязательного опубликования.

22. Если в процессе проведения дознания или предварительного следствия становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель либо следователь в соответствии со статьей 155 УПК России выносит постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении, и направляет их прокурору для принятия решения в соответствии со статьями 144 и 145 УПК России.

V. Контроль за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях. Срок хранения документов

23. Ответственность за своевременность и полноту регистрации сообщений о преступлениях, а также за соблюдение правил ведения Книги N 1 и Книги N 2 возлагается на начальника федерального органа налоговой полиции и должностных лиц, осуществляющих в соответствии с настоящей Инструкцией регистрацию сообщений о преступлениях.

24. Фактический срок разрешения сообщений о преступлениях в обязательном порядке фиксируется в Книге N 1.

Дежурный по федеральному органу налоговой полиции либо сотрудник, назначенный начальником федерального органа налоговой полиции ответственным за регистрацию сообщений о преступлениях, обязан составлять рапорт с указанием списка неразрешенных сообщений о преступлениях, срок принятия процессуального решения по которым истек. Указанный рапорт передается начальнику федерального органа налоговой полиции либо его заместителю в соответствии с распределением обязанностей для принятия соответствующих мер.

25. Начальник федерального органа налоговой полиции <*> осуществляет постоянный контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в подчиненных ему подразделениях. После доклада дежурного по федеральному органу налоговой полиции об оперативной обстановке за истекшие сутки он обязан проверить правильность ведения Книги N 1 и дать соответствующие указания по рассмотрению поступившей информации.

<*> В ФСНП России - заместитель директора ФСНП России в соответствии с распределением обязанностей.

26. Начальник федерального органа налоговой полиции <*>:

<*> В ФСНП России - заместитель директора ФСНП России в соответствии с распределением обязанностей.

- ежеквартально организует проведение сверок полноты учета сообщений о преступлениях, зарегистрированных в Книге N 1, со сведениями из других источников, для чего приказом по федеральному органу налоговой полиции создает специальную комиссию, результаты работы которой обсуждаются на оперативных совещаниях;

- при выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, допущенных подчиненными сотрудниками, принимает безотлагательные меры по их устранению, а также меры дисциплинарной ответственности в отношении виновных лиц.

27. Книга N 1 и Книга N 2 ведутся до закрытия всех регистрационных номеров и хранятся в течение установленных нормативными правовыми актами ФСНП России сроков.

28. Талон - уведомление состоит из отрывного листка и корешка, которые имеют одинаковый номер. Талоны - уведомления, отпечатанные типографским способом и сброшюрованные в книжки, учитываются по номерам и хранятся в дежурной части (либо приемной) федерального органа налоговой полиции, а в федеральных органах налоговой полиции, не имеющих дежурных частей, - в секретариате. Они выдаются под роспись сотрудникам, в чьи должностные обязанности входит прием и регистрация сообщений о преступлениях.

Использованные книжки талонов - уведомлений (корешки талонов - уведомлений) по окончании года сдаются в архив, где хранятся в течение двух лет, а затем уничтожаются.

29. Материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, после их регистрации сдаются в архив, где хранятся в установленном порядке (в ФСНП России указанные материалы хранятся в соответствующем подразделении, принявшем решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а по окончании календарного года сдаются в Отдел регистрации и архивных фондов ФСНП России).

30. В ходе инспектирования и контрольных проверок в обязательном порядке должно изучаться состояние учетно - регистрационной дисциплины и соблюдение законности при приеме, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

31. О работе по рассмотрению сообщений о преступлениях в установленном порядке заполняется форма государственной статистической отчетности N 2-Е. Отчет по этой форме составляется на основании данных Книги N 1.

Приложение 1
к Инструкции (п. 9),
утвержденной Приказом
ФСНП России
от 16 августа 2002 г. N 379

            КОРЕШОК             
ТАЛОНА - УВЕДОМЛЕНИЯ
N ______

Заявление о преступлении
принято от

________________________________
________________________________
(фамилия и инициалы заявителя,
должностного лица, наименование
организации)

Зарегистрировано в Книге учета
сообщений о преступлениях
________________________________
(номер и дата регистрации)

Подпись принявшего заявление

________________________________

Подпись получившего отрывной
листок талона - уведомления

____________

"__" час. "__" мин.

"__" _________ 200_ г.
        ОТРЫВНОЙ ЛИСТОК        
ТАЛОНА - УВЕДОМЛЕНИЯ
N ______

Заявление о преступлении от

_______________________________
_______________________________
(фамилия и инициалы заявителя,
должностного лица, наименование
организации)
Принял:
_______________________________
_______________________________
_______________________________
(должность, фамилия,
наименование федерального
органа налоговой полиции,
служебный телефон)

"__" час. "__" мин.

"__" _________ 200_ г.

подпись принявшего заявление

_______________________________



 
 
 

Приложение 2
к Инструкции (п. 12),
утвержденной Приказом
ФСНП России
от 16 августа 2002 г. N 379

Основание ___________

Срок хранения ________

КНИГА УЧЕТА СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

______________________________________________________
(наименование федерального органа налоговой полиции)

Начата "__" ___________ 200_ г.
Окончена "__" _________ 200_ г.

Инвентарный N ___

N п/п Дата и время поступления заявления, явки с повинной, рапорта сотрудника о преступлении Кто сообщил о преступлении, ФИО, адрес и телефон заявителя, регистрационный номер талона - уведомления, ФИО, специальное звание, должность сотрудника, составившего рапорт Краткое содержание заявления, явки с повинной, рапорта сотрудника о преступлении (время, место, обстоятельства, ст. УК России) Меры, принятые дежурным (кто и когда выезжал на место происшествия; кому и когда доложено) Кем, когда и кому поручено рассмотрение сообщения о преступлении Подпись лица, которому поручено рассмотрение сообщения о преступлении (дата и время) Решение, принятое в соответствии со ст. 145 УПК России: - дата возбуждения уголовного дела и его номер; - дата вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и его номер; - дата принятия решения о передаче по подследственности, исх. номер и куда направлены материалы
1 2 3 4 5 6 7 8
               

Приложение 3
к Инструкции (п. 16),
утвержденной Приказом
ФСНП России
от 16 августа 2002 г. N 379

                         ОБРАЗЕЦ ШТАМПА
        ЗАРЕГИСТРИРОВАНО       
в ________________
(Книге N 1)

"__" ________ 200_ г. N __

Подпись дежурного по
федеральному органу налоговой
полиции: ____________________
(специальное звание, фамилия)
     



40
мм




             60 мм             

 
 
 
 

Приложение 4
к Инструкции (п. 21),
утвержденной Приказом
ФСНП России
от 16 августа 2002 г. N 379

Основание ___________

Срок хранения ________

КНИГА УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ, ПО КОТОРЫМ ВЫНЕСЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

______________________________________________________
(наименование федерального органа налоговой полиции)

Начата "__" ___________ 200_ г.
Окончена "__" _________ 200_ г.

Инвентарный N ___

N п/п Регистрационный номер и дата регистрации по Книге N 1 Кто сообщил о преступлении Краткие сведения о преступлении (время, место, обстоятельства) Дата вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела Основания отказа со ссылкой на конкретный пункт статьи 24 УПК России Должность и фамилия, инициалы сотрудника, вынесшего постановление об отказе в возбуждении уголовного дела Кем, когда (дата) и кому направлена копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела Кем, когда и на каком основании отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела Дальнейшее движение материала после отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела
Возбуждено уголовное дело (дата, N, статья УК России) Иные принятые в соответствии с УПК России решения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11