Приказ Министра обороны РФ от 06.10.2005 N 400

"О состоянии работы по защите прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в судах и мерах по ее совершенствованию в Вооруженных Силах Российской Федерации"
Редакция от 06.10.2005 — Действует

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 6 октября 2005 г. N 400

О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, СОЕДИНЕНИЙ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СУДАХ И МЕРАХ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данные учета количества требований, предъявленных к Министерству обороны Российской Федерации в 2000-2004 годах, свидетельствуют об устойчивой тенденции увеличения количества судебных споров с участием Министерства обороны и вынесении судами решений, по которым взыскание денежных средств должно производиться за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны.

По сравнению с 2003 годом в 2004 году количество исковых требований к Министерству обороны, рассмотренных судами общей юрисдикции, увеличилось с 947 до 1683 (более чем в 1,7 раза).

Основная часть исков (заявлений), рассмотренных судами общей юрисдикции в 2004 году, связана с оспариванием неправомерных действий (бездействия) должностных лиц по отношению к военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Анализ этих требований позволяет сделать вывод о том, что в основном эти граждане обращаются в суд в связи с их ненадлежащим материальным и финансовым обеспечением, неправильным, по их мнению, назначением военными комиссариатами пенсий, компенсацией морального вреда.

Увеличение по сравнению с 2003 годом на 222 иска к Министерству обороны, заявленных различными юридическими лицами и удовлетворенных арбитражными судами в 2004 году, свидетельствует о возрастании количества исковых требований юридических лиц, связанных с неисполнением договорных обязательств по причине ненадлежащего финансирования.

В первом полугодии 2005 года юридическими лицами и гражданами уже направлено в суды 1992 исковых заявления (заявления), по которым Министерство обороны привлечено к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица.

Практика показывает, что наиболее эффективно задача по защите прав и законных интересов Министерства обороны в судах решается в тех случаях, когда командиры (начальники) воинских частей принимают меры к исключению действий (бездействия) подчиненных должностных лиц, не соответствующих действующему законодательству, знают и правильно применяют законодательство Российской Федерации и правовые акты Министерства обороны, назначают для представления интересов Министерства обороны квалифицированных и подготовленных представителей, организуют контроль за ходом рассмотрения каждого спора и своевременным прибытием назначенных представителей в судебные заседания, своевременно исполняют вступившие в законную силу судебные акты.

Вместе с тем продолжаются случаи, когда должностные лица воинских частей, направляемые в качестве представителей в суд, не вникая в предмет спора и суть заявленных требований, не исследуя их законности и обоснованности, ограничиваются утверждением, что конкретная воинская часть, непосредственный участник спорных гражданских правоотношений, не является юридическим лицом и не может быть надлежащим ответчиком по делу. При этом ими заявляется ходатайство о привлечении в качестве надлежащего ответчика Министерства обороны. В дальнейшем должностные лица, назначенные представлять интересы Министерства обороны в суде, доверенность не оформляют, возражения (отзывы) по существу заявленных требований не представляют, в судебные заседания не являются либо занимают пассивную позицию. Вопросы надлежащего финансирования со стороны Министерства обороны как главного распорядителя бюджетных средств, иные обстоятельства, влияющие на решение суда, в судебном заседании не исследуются, назначенные представители инициативы по этому вопросу не проявляют. Меры по обжалованию таких решений не предпринимаются, что приводит к негативным для Министерства обороны гражданско-правовым последствиям.

Наиболее часто данные факты имеют место в тех случаях, когда представителями Министерства обороны назначаются должностные лица квартирно-эксплуатационных органов военных округов и Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.

В ряде случаев представители, назначенные для защиты интересов Министерства обороны, вводят суд в заблуждение и умышленно скрывают от суда наличие статуса юридического лица участвующих в деле лиц и входящих в состав Вооруженных Сил. В 2004 и 2005 годах такие случаи имели место, например, при представлении интересов Министерства обороны должностными лицами, назначенными от Приволжско-Уральского военного округа и Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны (КЭУ г. Москвы).

В воинских частях отсутствует контроль за работой по судебной защите, назначением и явкой назначенных представителей в судебные заседания для представления позиции Министерства обороны.

Неявка в суды представителей Министерства обороны, назначенных от ВМФ, МВО, ПУрВО, РВСН, ГлавКЭУ, носит систематический характер. В подавляющем большинстве случаев судами в связи с этим принимались решения не в пользу Министерства обороны.

Имеются факты непредставления органами военного управления истребуемых судом доказательств по делу, а также проявления иных случаев неуважения к суду. В большей степени данный вопрос требует урегулирования в ВМФ и МВО.

Со стороны воинских частей и их должностных лиц не в полной мере используются предоставленные им служебные полномочия по исполнению вступивших в законную силу судебных актов, которыми они наделены в соответствии с положением об органе военного управления и занимаемой должностью.

Анализ поступивших в Министерство обороны судебных актов и докладов органов военного управления по осуществлению судебной защиты Министерства обороны позволяет сделать выводы о том, что основными причинами решений, выносимых судами не в пользу Министерства обороны, являются:

действия (бездействие) командования и иных должностных лиц органов военного управления, не соответствующие законодательству и вынуждающие юридических и физических лиц обращаться в суды за защитой своих нрав и охраняемых законом интересов;

слабое знание и неправильное применение командирами (начальниками) законодательства Российской Федерации и руководящих документов Министерства обороны;

недооценка командирами (начальниками) возросшей роли правового обеспечения деятельности органов военного управления;

недостаточная квалификация и слабая подготовка назначенных для участия в судебных заседаниях представителей;

отсутствие на местах контроля за ходом рассмотрения каждого иска и своевременным прибытием назначенных представителей в судебные заседания;

необоснованная задержка в сроках обращения за оформлением доверенности (как правило, накануне судебного заседания) на представление интересов Министерства обороны в суде;

длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов.

В целях определения единого порядка организации и ведения работы по защите прав и законных интересов Министерства обороны в судах, повышения ее эффективности, обеспечения исполнительской дисциплины, а также исключения случаев необоснованного списания денежных средств со счетов Министерства обороны приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Инструкция).

Назначенным представителям Министерства обороны запретить признавать в судебных разбирательствах суммы основного долга в отношении Министерства обороны.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил:

сосредоточить основные усилия в работе по защите прав и законных интересов Министерства обороны на исполнении обязанностей по реализации прав, гарантий и компенсаций, предоставленных личному составу законодательством, своевременному исполнению договорных обязательств;

принимать в объеме предоставленных прав исчерпывающие меры для досудебного урегулирования спорных вопросов в целях уменьшения обращений в суды;

своевременно докладывать в установленном порядке предложения, по которым требуется принятие решений Министром обороны Российской Федерации;

рассматривать причины и условия причинения Министерству обороны реального ущерба на военных советах, служебных совещаниях, сборах, проводимых с командованием подчиненных воинских частей, не реже 1 раза в полгода. По результатам проводимых мероприятий до 1 июля и до 31 декабря текущего года издавать приказы (директивы);

исключить случаи неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований суда и вступивших в законную силу судебных актов, установить действенный контроль за их исполнением;

применять в установленном порядке меры дисциплинарного воздействия к назначенным представителям, не прибывшим в судебные заседания либо поддерживающим (признающим) противоречащие законодательству требования истцов (заявителей), а также к лицам, не представляющим без уважительных причин в суд истребуемые доказательства либо иным образом проявляющим неуважение к суду. Принимать в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", меры по привлечению к материальной ответственности должностных лиц, чьи незаконные действия (бездействие) привели к обращению юридических и физических лиц в суд за зашитой своих прав и охраняемых законом интересов или обусловили возникновение реального ущерба;

осуществлять расходы, связанные с оплатой судебных расходов и издержек по делам об административных правонарушениях, за счет средств, предусмотренных в сметах расходов заинтересованных воинских частей на общехозяйственные расходы.

3. Руководителям федеральных государственных учреждений, созданных в установленном порядке и подведомственных Министерству обороны, отвечать по своим обязательствам, а также выступать (быть) истцами и ответчиками в суде от имени этих федеральных государственных учреждений.

4. Главнокомандующим Сухопутными войсками и Военно-Морским Флотом в срок до 15 ноября 2005 г. подготовить и направить в установленном порядке в Управление делами предложения о создании в составе юридических служб военных округов, флотов групп по ведению судебной работы численностью 3 человека (2 - военнослужащие, 1 - лицо гражданского персонала) за счет численности соответствующих управлений с возложением на них задач по организации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, подчиненных органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

5. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 2002 года N 200.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление делами.

Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 6 октября 2005 г. N 400

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ В СУДАХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (далее именуется - работа по судебной защите), а также работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.

2. Под организацией работы по судебной защите понимается необходимый и достаточный комплекс мероприятий, проводимых командирами (начальниками) и иными должностными лицами воинских частей, направленный на исключение случаев причинения реального ущерба федеральному бюджету, Министерству обороны, воинской части, на недопустимость отмены соответствующих законодательству актов, принятых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министром обороны Российской Федерации, командиром (начальником), исключение случаев противоправного возложения на них обязанности либо привлечения к ответственности.

Командиры (начальники) несут персональную ответственность за организацию этой работы в воинской части и действия в суде назначенного представителя.

3. Работа по судебной защите осуществляется на основании приказа командира (начальника) об организации работы по судебной защите в органе военного управления (воинской части, организации).

В данном приказе определяются:

должностные лица, ответственные за организацию работы по судебной защите в воинской части, их права и обязанности. В случае необходимости такие должностные лица могут быть назначены в каждом структурном подразделении;

требования, предъявляемые к назначаемым представителям, их права и обязанности;

порядок взаимодействия назначенных представителей со структурными подразделениями воинской части, иными органами военного управления, органами прокуратуры и судами;

порядок привлечения командиром (начальником) на основании доклада должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите, требуемого личного состава для подготовки необходимых документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых в воинской части в целях организации работы по судебной защите. Такой доклад должен согласовываться с должностными лицами юридической службы;

права и обязанности должностных лиц юридической службы, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 4 настоящей Инструкции;

должностные лица, на которых возложен контроль за выполнением данного приказа;

иные мероприятия, направленные на организацию судебной работы в воинской части.

4. При организации работы по судебной защите должностные лица юридической службы выполняют следующие основные мероприятия:

осуществляют правовую экспертизу проектов актов воинской части и других документов правового характера, а также проектов договоров (контрактов), заключаемых Министерством обороны, воинской частью, и претензий, направляемых воинской частью (поступающих в воинскую часть);

осуществляют методическое руководство подготовкой назначенных представителей для участия в судебных заседаниях;

совместно с должностными лицами, ответственными за организацию работы по судебной защите, проводят подготовку назначенных представителей;

представляют в судах по письменному указанию командира (начальника) в установленном порядке интересы Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (по их поручениям), Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации, воинской части:

принимают участие совместно с другими структурными подразделениями в установлении причин, условий и виновных лиц в причинении реального ущерба для привлечения к материальной ответственности, предъявления исков в суд;

подают должностным лицам, ответственным за организацию судебной работы, предложения о привлечении необходимых специалистов от структурных подразделений воинской части (в т. ч. вышестоящей) к рассмотрению поступивших материалов и участию в судебном разбирательстве;

не реже двух раз в год (к 1 января и к 1 июля) с привлечением других структурных подразделений анализируют и обобщают имеющуюся в воинской части судебную практику, практику заключения и исполнения гражданско-правовых и иных договоров; представляют командованию воинской части предложения об устранении выявленных недостатков.

Результаты анализа должны отражать имеющийся опыт заключения и исполнения договоров, положительные и отрицательные стороны ведения договорной работы, наиболее характерные споры с участием представителей, назначенных от органа военного управления, воинской части, организации либо органа военного управления, к функциям и задачам которого относится обеспечение определенного вида деятельности, и содержать рекомендации представителям по ведению дела в суде.

Результаты обобщения судебной практики, подведенные в юридических службах видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений, направляются в подчиненные подразделения и Управление делами ежегодно к 1 февраля и 1 августа.

5. В целях организации учета и анализа исков (заявлений), а также контроля за своевременным назначением представителей в воинской части должна вестись следующая документация:

журнал учета исков (заявлений), поступивших в воинскую часть в текущем году (форма N 1 приложения N 1 <*> к настоящей Инструкции);

<*> Приложения не приводятся.

журнал учета заявок и получения доверенностей на ведение дела в суде (форма N 2 приложения N 1 к настоящей Инструкции);

оригиналы и надлежащим образом удостоверенные копии документов о регистрации воинской части в качестве юридического лица (при наличии такой регистрации).

Допускается ведение журналов в электронном виде с последующим переносом информации на бумажные носители.

6. Основанием для внесения записей в журнал (форма N 1) являются данные о регистрации поступивших в воинскую часть материалов в журнале учета служебных документов.

7. Основанием для внесения записей в журнал (форма N 2) являются сведения о назначенном представителе, поступившие в воинскую часть.

8. Записи вносятся в журналы на основании информации, поступившей в воинскую часть в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

9. Обязанность по ведению журналов возлагается на должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите в воинской части.

10. Срок хранения журналов определяется в соответствии с Перечнем документов со сроками их хранения.

11. Все материалы, связанные с рассмотрением конкретного дела в суде, формируются в отдельное дело (далее именуется - дело).

12. В комплект документов дела в обязательном порядке входят копии:

искового заявления (заявления);

доверенности представителя;

отзывов (возражений);

доказательств по делу (за исключением доказательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

апелляционных, кассационных и надзорных жалоб (заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора) в случае обжалования судебного акта;

судебных актов, принятых судом по делу;

материалов по исполнительному производству;

документов, свидетельствующих об исполнении решения суда;

иных документов и материалов, относящихся к предмету иска (за­явления).

13. Обязанность по формированию и ведению дела возлагается на структурное подразделение, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.

14. Срок хранения дел определяется в соответствии с Перечнем документов со сроками их хранения.

15. Хранение и учет журналов и дел возлагаются на структурное подразделение воинской части, предназначенное для ведения несекретного делопроизводства.

16. Сроки хранения заверенных судом копий судебных актов и документов, свидетельствующих об исполнении решения суда, определяются в соответствии с Перечнем документов со сроками их хранения.

17. Оригиналы доверенностей, выданных для ведения дела в суде, хранятся в воинской части в течение срока, определенного в соответствии с Перечнем документов со сроками их хранения.

II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ

18. Все поступившие в воинскую часть (разрабатываемые в воинской части) материалы подлежат рассмотрению должностными лицами, ответственными за организацию работы по судебной защите.

19. Должностные лица воинских частей, ответственные за организацию работы по судебной защите, получив материалы (в том числе с поручением Управления делами), предлагают командиру (начальнику) согласованные с должностным лицом юридической службы кандидатуры представителей для ведения дела в суде, организуют получение ими доверенностей, подготовку и контроль за их участием во всех стадиях рассмотрения спора.

20. При определении командованием воинской части состава ответственных структурных подразделений, привлекаемых к подготовке материалов, подлежащих направлению в суд, либо к рассмотрению поступивших материалов по судебному спору (в том числе с поручением Управления делами), должны быть учтены те специалисты, которые владеют специальными знаниями по предмету заявленных требований и к ведению которых относится разрешение требований, заявленных в иске (заявлении).

При этом представителями в обязательном порядке назначаются:

по спорам, связанным с прохождением военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами, - должностные лица организационно-мобилизационных органов или (при отсутствии организационно-мобилизационных органов) лица, выполняющие соответствующие обязанности;

по спорам, связанным с прохождением военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами), а также трудовым спорам - должностные лица кадровых органов;

по спорам, связанным с привлечением к дисциплинарной ответственности, - должностные лица органов воспитательной работы;

по жилищным, а также по имущественным спорам, в том числе земельным спорам, - должностные лица квартирно-эксплуатационных органов (органов, на балансе которых числится имущество);

по спорам, связанным: с обеспечением военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил денежным довольствием (заработной платой); пенсионным обеспечением; возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью; предоставлением социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, гражданам, уволенным с. военной службы, и членам их семей; по спорам с налоговыми органами - должностные лица финансово-экономических органов;

по спорам, связанным с медицинским, продовольственным и вещевым обеспечением, включая предоставление социальных гарантий и компенсаций по этим видам обеспечения, - должностные лица соответствующих служб;

по спорам, связанным с возмещением причинения вреда, возникшего при эксплуатации вооружения и военной техники, - должностные лица, отвечающие за правильную эксплуатацию и ремонт (сохранность, содержание в порядке и исправности) соответствующих вооружения и военной техники, техническую подготовку личного состава (в том числе в непосредственно подчиненных им подразделениях);

по спорам, вытекающим из договорных правоотношений, - должностные лица структурных подразделений, принимавших участие в разработке и заключении договора.

21. По решению Министра обороны Российской Федерации или его заместителей (начальников служб Министерства обороны) представителями Министерства обороны могут быть назначены также иные лица в соответствии со статьей 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

22. Назначенный представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства Российской Федерации по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, собирает доказательства, обосновывающие позицию по делу, готовит письменное обоснование позиции по делу.

23. Должностные лица воинских частей оказывают содействие назначенным представителям в подготовке необходимых доказательств по делу.

В случае отсутствия необходимых доказательств в воинской части, от которой назначен представитель, командир (начальник) либо назначенный представитель обращается в воинскую часть, которая располагает данными доказательствами, с письменным запросом об их предоставлении. Запрос составляется в произвольной форме.

В запросе в обязательном порядке указывается:

входящий номер и дата поручения Управления делами (в случае, если Управлением делами направлялось поручение);

суть заявленных требований;

какие обстоятельства, обосновывающие позицию представляемого лица, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством;

причины, по которым данное доказательство отсутствует в воинской части, направившей запрос;

способ направления запрашиваемых материалов.

К запросу прилагается заверенная воинской частью копия доверенности представителя. К запросу может быть приложена копия судебного акта с соответствующим требованием суда о предоставлении доказательств.

Командование воинской части, получившее данный запрос, в 7-дневный срок с момента поступления запроса обеспечивает предоставление запрашиваемых доказательств по делу. Необоснованный отказ в предоставлении таких доказательств не допускается.

24. Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном порядке подлежат все судебные акты, вынесенные с нарушением (существенным нарушением) норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации не в пользу лиц, участвующих в деле, чьи интересы в суде поручено представлять назначенному представителю.

Решение командира (начальника) воинской части, от которой назначен представитель, является основанием для совершения финансовым органом действий по уплате государственной пошлины и оплате судебных издержек (издержек), связанных с рассмотрением дела в суде.

25. Командиры (начальники) воинских частей по фактам неприбытия без уважительных причин в судебное заседание назначенных представителей, непринятия мер к обжалованию судебных актов при наличии оснований для их Обжалования (пункт 23 Инструкции), а также по всем фактам, послужившим основанием для принятия судами решений о взыскании убытков, повлекших за собой необоснованное списание денежных средств со счетов Министерства обороны, воинской части по исполнительным документам, в обязательном порядке проводят разбирательство в целях определения недостатков и ошибок в работе, уровня квалификации должностных лиц, правоприменительного опыта в принятии управленческих решений и в целях привлечения должностных лиц, допустивших нарушения законодательства, к дисциплинарной и материальной ответственности.

III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ОФОРМЛЕНИЯ ИХ ПОЛНОМОЧИИ

26. Защита прав и законных интересов лиц, привлеченных к участию в деле, осуществляется назначенными представителями на основании полномочий (доверенностей), оформленных в установленном порядке.

В доверенности указывается необходимый объем процессуальных полномочий представителя (примерная форма доверенности приведена в приложении N 2 к настоящей Инструкции).

27. Доверенность может быть выдана на ведение определенного дела, нескольких дел или всех дел либо на совершение определенных процессуальных действий.

28. Доверенность выдается командиром (начальником) воинской части, привлеченной лицом, участвующим в деле.

Доверенность может быть выдана иными должностными лицами в порядке передоверия на основании доверенности соответствующего командира (начальника).

Доверенность выдается, как правило, на 1 год. Контроль за истечением срока действия доверенности и своевременностью ее переоформления возлагается на должностных лиц, ответственных за организацию работы по судебной защите (представителей).

29. Должностные лица, ответственные за организацию работы по судебной защите, в порядке, установленном пунктом 18 настоящей Инструкции, докладывают командиру предложения по кандидатуре представи­теля (представителей) из числа лиц, указанных в пункте 19 настоящей Инструкции, с проектом доверенности (доверенностей), в которой указывается необходимый объем процессуальных полномочий.

При определении кандидатур представителей подлежит учету занятость личного состава, сроки убытия в отпуска, командировки.

Для участия в рассмотрении сложных судебных споров, а также в иных случаях может быть назначено несколько представителей.

30. Решение об утверждении кандидатуры представителя принимает командир (начальник) путем подписания представленного проекта доверенности.

IV. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЧАСТНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИИ

31. Поступившие в воинскую часть частные определения, в которых обращено внимание командира (начальника) на выявленные судом случаи нарушения законности, подлежат оперативному рассмотрению в органе военного управления (структурном подразделении), к компетенции которого отнесены рассмотрение и разрешение поставленных в частном определении вопросов.

32. При необходимости в целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении, а также его законности и обоснованности командиром (начальником) назначается разбирательство.

33. Время для разбирательства устанавливается с учетом определенных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации сроков для исполнения либо обжалования частного определения.

34. При наличии оснований частное определение подлежит обжалованию в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

35. В случае отсутствия оснований для обжалования частного определения либо отказа судом апелляционной (кассационной, надзорной) инстанции в удовлетворении частной жалобы устанавливаются причины и условия, способствовавшие возникновению нарушений законности, и предпринимаются организационные меры по исключению таких случаев.

36. Если в ходе разбирательства установлены должностные лица, чьи виновные незаконные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в установленном порядке.

37. О принятых по частному определению мерах командиры (начальники), указанные в пункте 30 настоящей Инструкции, сообщают суду в установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации сроки.

38. Информация о результатах рассмотрения частных определений, поступивших из Управления делами с соответствующим поручением, направляется в суд командиром (начальником) органа военного управления, ответственного за исполнение поручения.

Копия сообщения в суд одновременно направляется в Управление делами.

V. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ СУДЕБНЫХ АКТОВ

39. Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на командиров (начальников)органов военного управления, воинских частей, организаций, к компетенции которых относится разрешение требований, подлежащих исполнению.

40. При поступлении в орган военного управления, воинскую часть, организацию материалов но исполнительному производству они подлежат рассмотрению в органе военного управления, воинской части, организации (структурном подразделении), к компетенции которых отнесены вопросы, подлежащие исполнению.

41. Исполнительные документы и иные материалы по исполнительному производству, поступившие в воинскую часть, после их доклада командиру (начальнику) рассматриваются соответствующим должностным лицом, ответственным за организацию работы по судебной защите в воинской части.

42. На этом этапе устанавливается:

соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;

возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным для его предъявления законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи соответствующего заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;

возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;

необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

необходимость и целесообразность совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.

43. По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства должностное лицо, ответственное за организацию работы по судебной защите в воинской части, докладывает командиру (начальнику) предложения, согласованные с заинтересованными структурными подразделениями, а также должностными лицами финансово-экономической и юридической службы.

Доклад представляется в установленном порядке соответствующему командиру (начальнику) в срок, обеспечивающий возможность совершения в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве соответствующих действий.

44. При отсутствии оснований, препятствующих исполнению судебных актов, соответствующим командиром (начальником)должны быть приняты исчерпывающие меры по исполнению содержащихся в исполни­тельном документе требований в срок, установленный законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и меры, исключающие возложение на должника ответственности за неисполнение исполнительного документа.

45. По фактам наложения на Министерство обороны, воинскую часть либо должностных лиц штрафов соответствующим командиром (начальником) назначается разбирательство в целях привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении (несвоевременном исполнении) содержащихся в исполнительном документе требований, принятия иных организационных мер, чтобы исключить подобные случаи.

VI. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

46. Все поступившие в Управление делами материалы по искам (за­явлениям), в которых лицом, участвующим в деле, привлечены Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (по их поручениям), Министерство обороны, Министр обороны Российской Федерации, регистрируются, вносятся в базу данных, после чего направляются начальником Управления делами Министерства обороны Российской Федерации либо по его указанию иными должностными лицами Управления делами в органы военного управления, к компетенции которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде, с поручением о назначении представителей.

47. В случае ликвидации либо реорганизации органов военного управления, в которые направлено поручение Управления делами в соответствии с пунктом 45 настоящей Инструкции, к участию в представлении позиции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (по их поручениям), Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации привлекаются органы военного управления, к компетенции которых относятся вопросы, подлежащие рассмотрению в суде.

При этом дополнительное поручение направляется Управлением делами в случае необходимости.

48. Командиры (начальники) воинских частей, от которых назначен представитель, обеспечивают направление в Управление делами в 5-дневный срок копий судебных актов, принятых по делу, относительно которого Управлением делами направлялось поручение о назначении представителей, и полученных назначенным представителем в суде.

49. Доверенности на представление интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах по делам, в которых указанные организации и должностные лица выступают в качестве ответчика или третьего (заинтересованного) лица, оформляются и выдаются Управлением делами.

50. На основании поручения Управления делами для представления позиции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны и Министра обороны Российской Федерации в судах командирами (начальниками) назначаются наиболее компетентные и квалифицированные должностные лица воинской части из числа указанных в пункте 19 настоящей Инструкции.

При этом командиром (начальником) должны учитываться опыт военной службы (работы) представителя в соответствующей воинской части и опыт по занимаемой воинской должности (должности), знание им процессуального законодательства, норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иных документов по вопросам, которые подлежат исследованию в суде при рассмотрении конкретного дела.

51. Должностные лица воинских частей, ответственные за организацию работы по судебной защите, либо назначенные представители для оформления полномочий (доверенности) на основании материалов, поступивших из Управления делами с поручением о назначении представителей, сообщают в Управление делами следующие сведения:

номер и дату поручения Управления делами;

воинское звание представителя (для военнослужащего);

фамилию, имя и отчество представителя;

занимаемую представителем воинскую должность (должность) в соответствии со штатом;

наименование суда, в котором рассматривается иск (заявление), дату слушания дела;

фамилию и инициалы или наименование истца (заявителя);

фамилию, имя, отчество и номер служебного телефона лица, заказывающего доверенность;

почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости).

52. Доверенности на представление интересов Министерства обороны в качестве потерпевшего и гражданского истца в уголовном судопроизводстве, а также во всех судах с правами, предоставленными истцу, оформляются и выдаются руководящими должностными лицами Министерства обороны (примерная форма доверенности приведена в приложении N 3 к настоящей Инструкции).

В случае возникновения необходимости в оформлении и выдаче доверенности на представление интересов Министерства обороны от имени уполномоченного лица руководитель органа военного управления, в том числе и за подчиненные воинские части, в установленном порядке докладывает об этом соответствующему уполномоченному лицу с ходатайством о выдаче доверенности.

53. В докладе должно указываться:

суть требований, которые планируется заявить от имени Министерства обороны в суде, либо сведения об уголовном деле, по которому Министерство обороны привлечено в качестве потерпевшего (гражданского истца);

обоснование необходимости выдачи доверенности конкретному лицу, которое будет представлять интересы Министерства обороны;

воинское звание представителя (для военнослужащего);

фамилия, имя и отчество представителя;

занимаемая представителем должность в соответствии со штатом;

наименование суда, в который планируется направить иск (заявление);

фамилия и инициалы или наименование ответчика либо сведения об обвиняемом (подсудимом);

почтовый адрес для направления доверенности почтой (при необходимости).

К докладу прилагается проект доверенности в двух экземплярах.

Второй экземпляр проекта доверенности визируется командиром (начальником), представившим доклад уполномоченному лицу, руководителями подразделений юридической и финансово-экономической служб командира (начальника), представляющего доклад.

54. Данные о назначенных представителях сообщаются в Управление делами или уполномоченному лицу в письменной форме.

В случаях, не терпящих отлагательства, такие данные могут быть сообщены по телефонам (средствам факсимильной связи), номера которых указаны в поручении Управления делами, или через юридическую службу уполномоченного лица.

Сообщение данных о назначенных представителях по телефону (средствам факсимильной связи) не освобождает обязанных должностных лиц от последующего направления необходимых документов.

55. Материалы по исполнительному производству, возбужденному в отношении Министерства обороны либо Министра обороны Российской Федерации как должника, направляются Управлением делами в органы военного управления, определенные в соответствии с пунктом 38 настоящей Инструкции.

При этом дополнительное поручение направляется Управлением делами в случае необходимости.

56. Предложения по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований, по которым требуется принятие решения Министром обороны Российской Федерации, докладываются в установленном порядке с проектами необходимых документов.

Данные предложения должны быть согласованы с заинтересованными органами военного управления.

57. Командиры (начальники) органов военного управления, указанных в пункте 38 настоящей Инструкции, в 5-дневный срок обеспечивают направление в Управление делами сведений об окончании исполнительного производства, по которому должником является Министерство обо­роны либо Министр обороны Российской Федерации

Начальник Управления делами
Министерства обороны
Российской Федерации
генерал-майор
Д.ЧУРКИН