Приказ Госстроя РФ от 30.03.99 N 76

"Об утверждении Положения о государственном архитектурно - строительном надзоре на территории Российской Федерации"
Редакция от 30.03.1999 — Документ утратил силу, см. «Приказ Госстроя РФ от 29.10.99 N 98»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПРИКАЗ
от 30 марта 1999 г. N 76

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с функциями, возложенными на Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, в целях повышения эффективности работы системы Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации, образованной во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об образовании органов Государственного архитектурно - строительного надзора РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), а также усиления контроля за качеством и организационно - правовым порядком строительства объектов на территории Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном архитектурно - строительном надзоре на территории Российской Федерации.

2. Возложить на Главную инспекцию Государственного архитектурно - строительного надзора и лицензирования Госстроя России функции по организационно - методическому руководству деятельности органов Государственного архитектурно - строительного надзора на территории Российской Федерации.

3. Считать приоритетным направлением деятельности органов Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации всех уровней контроль за соблюдением участниками строительства требований действующих нормативных документов, связанных с обеспечением прочности, устойчивости строящихся зданий и сооружений, а также теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций, установкой приборов контроля, учета и регулирования тепла, воды, газа.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

создать необходимые условия для выполнения работниками органов Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации возложенных на них функций, обеспечив их необходимыми материально - техническими и финансовыми ресурсами, штатными единицами;

предусматривать в реестрах государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации и реестрах муниципальных должностей муниципальных служащих государственные (муниципальные) должности - начальник Инспекции (заместитель начальника Инспекции), начальник отдела Инспекции (заместитель начальника отдела Инспекции);

устанавливать соответствующие надбавки к должностным окладам работников архитектурно - строительного надзора, прошедших профессиональную аттестацию в системе Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя Госстроя России Борисова В.И.

Председатель
Е.В.БАСИН

Приложение
к Приказу Госстроя России
от 30 марта 1999 г. N 76

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4473), Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 2, ст. 58), распоряжением Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об образовании органов Государственного архитектурно - строительного надзора РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 95 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст. 682).

2. Положение устанавливает порядок осуществления на территории Российской Федерации государственного архитектурно - строительного надзора, проводимого с целью государственной защиты инвесторов, граждан, окружающей природной среды, товарного строительного рынка от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения безопасности зданий, строений и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, а также определяет органы, осуществляющие этот надзор, их функции, права и ответственность.

3. Государственный архитектурно - строительный надзор - это деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства <*> обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах качества и организационно - правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий.

<*> Организации, выполняющие строительно - монтажные и проектно - изыскательские работы, организации - заказчики (застройщики), предприятия, производящие и реализующие строительные материалы, конструкции и изделия.

4. Органами, осуществляющими на территории Российской Федерации государственный архитектурно - строительный надзор, являются:

Главная инспекция Государственного архитектурно - строительного надзора и лицензирования - самостоятельное структурное подразделение Госстроя России на правах управления (Главгосархстройнадзор России);

Инспекция Государственного архитектурно - строительного надзора Минобороны России;

органы Государственного архитектурно - строительного надзора субъектов Российской Федерации;

органы архитектурно - строительного надзора органов местного самоуправления <*>.

<*> Органы архитектурно - строительного надзора, осуществляющие деятельность в городах и районах, по согласованию с органами местного самоуправления могут входить в состав соответствующих органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации.

Указанные органы (в дальнейшем именуются - органы Госархстройнадзора России) составляют единую функциональную систему Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации.

5. Главгосархстройнадзор России является вышестоящим органом в системе Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации и осуществляет организационно - методическое руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью органов Госархстройнадзора России.

Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации являются вышестоящими органами по отношению к органам муниципального архитектурно - строительного надзора и в соответствии с предоставленной компетенцией осуществляют методическое руководство и контроль за их деятельностью.

6. В своей деятельности органы Госархстройнадзора России руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными документами Госстроя России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

7. Органы Госархстройнадзора России выполняют следующие основные функции:

выдают разрешения на выполнение строительно - монтажных работ по конкретным объектам;

проводят выборочные проверки строящихся объектов и предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий с целью контроля за:

а) соблюдением участниками строительства технологии и качества выполнения строительно - монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий, за их соответствием обязательным требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, утвержденным проектам, другой нормативно - технической документации;

б) своевременным и качественным проведением участниками строительства предусмотренных нормативно - технической и проектной документацией инженерных изысканий, испытаний, съемок, замеров и оформлением по их результатам необходимой производственно - технической и исполнительной документации;

в) соблюдением организационно - правового порядка строительства объектов и производства строительных материалов, конструкций и изделий;

г) качеством осуществления производственного контроля подрядными организациями, технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями;

контролируют наличие технических свидетельств, а также сертификатов и иных документов о качестве на применяемые новые, в том числе импортные, строительные материалы, конструкции и изделия;

в установленном порядке принимают участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а также осуществляют надзор за правильностью их приемки;

осуществляют госземконтроль по вопросам, отнесенным к их компетенции;

обобщают и анализируют материалы, полученные в результате проводимых проверок, готовят необходимые материалы с оценкой уровня качества строительства объектов на соответствующей территории;

разрабатывают соответствующие предложения по внесению изменений в действующие и разработке новых нормативных и методических документов, регламентирующих качество выполнения строительно - монтажных работ, производство строительных материалов, конструкций и изделий, организационно - правовой порядок строительства;

принимают участие в расследовании причин аварий строящихся и законченных строительством зданий и сооружений на территории Российской Федерации, а также осуществляют надзор за правильностью расследования аварий;

взаимодействуют с другими органами государственного надзора, органами экспертизы, лицензирования, научно - исследовательскими учреждениями, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительства.

8. Органы Госархстройнадзора России проводят на соответствующих территориях выборочные проверки строящихся зданий и сооружений, предприятий, производящих строительные материалы, конструкции и изделия, вне зависимости от источников финансирования строящихся объектов и организационно - правовой формы участников строительства, выбирая в пределах предоставленных полномочий формы и методы контроля для реализации возложенных на них функций.

Проверки проводятся при строительстве новых зданий и сооружений, при расширении, реконструкции (далее именуется - строительство) объектов производственного <*> и жилищно - гражданского назначения <**> независимо от источников финансирования этого строительства, за исключением объектов, контроль за организационно - правовым порядком и качеством строительства которых осуществляется другими государственными надзорными органами или федеральными органами исполнительной власти.

<*> Объекты, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, предприятиях связи, в торговле, в системах общественного питания, сбыта и материально - технического снабжения.

<**> Жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения, административные здания, объекты научного, учебного, лечебного, санаторно - курортного, культурно - просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые учреждения.

Полномочия органов Госархстройнадзора России распространяются также на совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие проектирование и строительство объектов, производство или реализацию строительных материалов, конструкций и изделий на территории Российской Федерации, в том числе за счет иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено межправительственными договорами (соглашениями).

9. Органы Госархстройнадзора России имеют право:

получать от участников строительства всю необходимую производственную, исполнительную, проектную и технологическую документацию;

выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных отступлений от утвержденных проектов, нарушений строительных норм и правил, стандартов, технических условий, требований другой нормативно - технической и проектной документации, а также нарушений организационно - правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий;

требовать в случае необходимости от участников строительства проведения за их счет выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, дополнительных лабораторных и других испытаний, съемок, замеров;

направлять руководителям организаций, выполняющих строительно - монтажные работы, организаций - заказчиков, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий обязательные для исполнения предписания о приостановлении строительства объекта, производства и реализации строительных материалов, конструкций и изделий, в случае обнаружения в ходе проверки критических дефектов или выявления массового брака, а также в случае отсутствия необходимых лицензий и разрешений;

приостанавливать действие лицензии на осуществление деятельности в области строительства сроком до 3 месяцев в случае повторного в течение года однородного правонарушения в области строительства, а также действие разрешения на строительство объекта в случае нарушения условий его выдачи;

направлять в органы государственной статистики сообщения об объектах, введенных в эксплуатацию с нарушением установленного порядка для исключения их из государственной статистической отчетности;

вносить в проектно - изыскательские организации предложения по совершенствованию проектно - изыскательской документации, а также направлять руководителям этих организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативных документов, допущенных при выполнении проектных работ и проведении инженерных изысканий;

привлекать независимых экспертов, организации и предприятия для подготовки заключений по вопросам, входящим в компетенцию органов Госархстройнадзора России;

составлять протоколы о правонарушениях в области строительства;

рассматривать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и принимать решения о наложении штрафов;

применять в установленном порядке меры административной ответственности за нарушения земельного законодательства;

использовать в установленном порядке часть штрафов за правонарушения в области строительства, поступающих на развитие их материально - технической и социальной базы.

10. Должностные лица органов Госархстройнадзора России имеют право беспрепятственного доступа на подконтрольные строящиеся объекты и предприятия по производству строительных материалов, конструкций и изделий по предъявлении служебного удостоверения или удостоверения государственного строительного инспектора.

11. Предписания органов Госархстройнадзора России, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, суд или арбитражный суд. Подача жалоб и исковых заявлений на предписания, выданные органами Госархстройнадзора России, не приостанавливает их исполнения, если вышестоящим органом, судом или арбитражным судом не вынесены определения о приостановлении исполнения предписаний.

12. Для обобщения и анализа уровня качества строительства на территории Российской Федерации органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации не реже двух раз в год представляют в Главгосархстройнадзор России информацию о результатах своей деятельности по форме и в порядке, утверждаемым Главгосархстройнадзором России.

Указанная информация предоставляется органами архитектурно - строительного надзора городов и районов в органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации в устанавливаемые ими сроки.

13. Штатная численность органов Госархстройнадзора России определяется:

для Главгосархстройнадзора России - Председателем Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике;

для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России - Министром обороны Российской Федерации;

для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов - руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исходя из количества подконтрольных объектов, их технической сложности, а также других местных условий с учетом рекомендаций, выдаваемых Главгосархстройнадзором России.

14. Главгосархстройнадзор России вправе давать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей соответствующих органов Госархстройнадзора России, в том числе по результатам проведенной профессиональной аттестации.

Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации вправе давать органам местного самоуправления предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов архитектурно - строительного надзора городов и районов.

15. Должностные лица органов Госархстройнадзора России проходят в порядке, установленном Госстроем России, профессиональную аттестацию, по результатам которой им присваивается звание "Государственный строительный инспектор Российской Федерации", выдаются нагрудные знаки, удостоверения и квалификационные аттестаты по установленной форме.

16. Финансирование деятельности органов Госархстройнадзора России осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на развитие материально - технической и социальной базы органов Госархстройнадзора России используются также средства, поступающие в форме штрафов за правонарушения в области строительства.

По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования деятельности органов Госархстройнадзора России могут также предусматриваться средства из дополнительных источников.

17. Органы Госархстройнадзора России имеют счета в банковских учреждениях, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации или герба муниципального образования со своим наименованием, а также соответствующие бланки и штампы.

18. Вопросы обеспечения органов Госархстройнадзора России необходимыми производственными помещениями, средствами связи, контрольно - измерительными приборами, лабораторным оборудованием, автомобильным транспортом и другими материально - техническими средствами решаются:

для Главгосархстройнадзора России - Госстроем России;

для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России - Министерством обороны Российской Федерации;

для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и на основании настоящего Положения могут утверждать по согласованию с Госстроем России положения о государственном архитектурно - строительном надзоре на подведомственных территориях.

Министерство обороны Российской Федерации на основании настоящего Положения по согласованию с Госстроем России может утверждать положение об органах Госархстройнадзора Минобороны России, а также о порядке осуществления госархстройнадзора на объектах, подконтрольных Министерству обороны Российской Федерации.