Письмо Минфина РФ от 13.11.98 N 04-03-17

"О налогообложении"
Редакция от 13.11.1998 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 ноября 1998 г. N 04-03-17

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

В связи с вашей просьбой направить сравнительный анализ налогообложения в странах СНГ Минфин России сообщает.

Решением о необходимости согласования взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за реализуемые на территории государств-участников СНГ товары, работы и услуги, подписанным 13 ноября 1992 года, правительства государств-участников СНГ сочли целесообразным унифицировать ставку налога на добавленную стоимость и внести предложения в парламенты своих государств об установлении ставки налога на уровне 20 процентов, которая будет применяться при расчетах за товары (работы, услуги) между хозяйствующими субъектами государств-участников Содружества, начиная с 1993 года.

Учитывая указанное решение, а также в связи с отсутствием межправительственных соглашений Российской Федерации с государствами-участниками СНГ о принципах и порядке взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за реализуемые на территории этих государств товары (работы, услуги), российские предприятиям при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) применяют цены и тарифы, увеличенные на сумму налога на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.

До 1 января 1998 года поставка товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ (за исключением Украины) в Российскую Федерацию производилась также с учетом налога на добавленную стоимость.

По имеющейся информации с 1 января 1998 года поставка товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектами Армении, Грузии и Узбекистана за пределы этих государств производится без учета налога на добавленную стоимость.

Согласно законодательству по налогу на добавленную стоимость, действующему на территории Российской Федерации, оборот, облагаемый этим налогом, определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость. При этом по всем ввозимым товарам, выполненным работам и оказываемым услугам производственного назначения (за исключением товаров (работ, услуг), ввозимых организациями розничной торговли, общественного питания, и аукционной продажи товаров), поставляемым хозяйствующими субъектами стран СНГ, налог на добавленную стоимость на издержки производства и обращения не относится и учитывается в порядке, установленном для отечественных товаров (работ, услуг), то есть принимается к зачету (возмещению).

Согласно Закону Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения этим налогом является стоимость, которую предприятие (как в сфере производства, так и обращения) добавляет к стоимости сырья, материалов или товаров при производстве и реализации продукции, товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Указанный принцип исчисления налога на добавленную стоимость отличен от принципов исчисления этого налога, действующим на территории других стран-членов СНГ, и общепринятой международной практике применения налога на добавленную стоимость.

Кроме того, согласно порядку применения налога на добавленную стоимость, действующему на территории Республики Беларусь, выделение в расчетных и первичных документах этого налога отдельной строкой не предусмотрено. В связи с этим российские покупатели не всегда могут принять к зачету (возместить) налог не добавленную стоимость, уплаченный белорусским поставщикам.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 31.12.96 N 60-1 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" с 1 января 1997 года в Казахстане действует порядок, согласно которому налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщиком, находящимся на территории государств-участников СНГ, в том числе Российской Федерации, к возмещению не принимается, а относится на издержки производства и обращения.

В соответствии с постановлением бывшего Верховного Совета Российской Федерации от 30.04.93 N 4912-1 "О внесении дополнений в постановление Верховного Совета Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с территории государств-участников СНГ, налог на добавленную стоимость не взимается.

Однако, согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1216 "Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на территорию Российской Федерации" с сентября 1996 года до 31 января 1998 года украинские товары, реализуемые хозяйствующими субъектами Украины без учета налога на добавленную стоимость, облагались налогом при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с достигнутой в ходе переговоров правительственных делегаций Российской Федерации и Украины договоренностью с 1 февраля 1998 года налог на добавленную стоимость с товаров, происходящих с таможенной территории Украины, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и с товаров, происходящих с таможенной территории Российской Федерации, при ввозе на территорию Украины не взимается. Данные нормы введены в действие Указом Президента Российской Федерации от 31.12.97 N 1392 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1216 "Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Украины" и Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.01.98 N 13 "О реализации Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о свободной торговле".

Что касается акцизов, то в соответствии с Федеральным законом от 07.03.96 N 23-ФЗ "Об акцизах" подакцизные товары, реализуемые в государства-участники СНГ, подлежат обложению этим налогом. Подакцизные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (в том числе из стран СНГ), также облагаются акцизами. При этом сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения. По подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, с которой таможенный контроль отменен, акцизы не взимаются.

Интеграционным комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации разработан Базовый перечень подакцизных товаров, производимых и ввозимых на таможенные территории государств-участников Таможенного союза. В данный перечень включены спирт этиловый, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный и дизельное топливо. При этом в соответствии с национальным законодательством каждая из сторон вправе устанавливать более широкий перечень подакцизных товаров.

Руководитель Департамента
налоговой политики - член
Коллегии
А.И.ИВАНЕЕВ