СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2006 г. N 282-СФ
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последние годы в гражданской авиации Российской Федерации сложилась кризисная ситуация, вызванная систематической нехваткой конкурентоспособной авиационной техники. Имеющийся в распоряжении авиакомпаний парк воздушных судов отечественного производства имеет длительный средний срок службы, обладает низкой эффективностью использования топлива, ежегодно количественно сокращается без надлежащего восполнения. Действующие таможенные пошлины на ввоз воздушных судов иностранного производства делают их импорт экономически невыгодным, что усугубляет ситуацию старения парка воздушных судов, эксплуатируемого российскими авиаперевозчиками, и стимулирует приобретение авиационной техники, произведенной 15-25 лет назад.
Указанные выше факторы создают серьезную угрозу безопасности авиаперевозок, перспективам развития авиационно-транспортной инфраструктуры, а также способствуют потере рынков российскими авиакомпаниями и стимулируют экспансию со стороны иностранных авиакомпаний на внутреннем рынке авиаперевозок.
Признавая приоритетность государственной задачи по производству современных и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках воздушных судов отечественного производства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает необходимым осуществить скорейшую реализацию комплекса мер по выводу гражданской авиации Российской Федерации из затяжного кризиса, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности российских авиакомпаний, увеличению их капитализации для финансирования приобретения авиационной техники отечественного производства, а также активному участию гражданской авиации в решении задачи по удвоению валового внутреннего продукта, поставленной Президентом Российской Федерации.
Ряд трагических событий, произошедших в гражданской авиации в течение короткого промежутка времени, свидетельствует об острой необходимости наведения порядка в сфере налаживания действенного контроля за техническим состоянием воздушных судов, продлением ресурса эксплуатации авиационной техники, ликвидацией путей поставки контрафактных компонентов авиационной техники, а также совершенствования материально-технической базы и оснащения аэропортов и центров подготовки кадров для отрасли гражданской авиации, изменения системы расследования летных происшествий с целью обеспечения его независимости, совершенствования информирования эксплуатантов авиационной техники о причинах авиационных катастроф, аварий и серьезных инцидентов с ней.
В сфере развития гражданской авиации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает основной задачей обеспечение безопасности полетов и повышение качества обслуживания пассажиров. В то же время сокращение объемов государственного финансирования не создает предпосылок для ее решения. Особую тревогу вызывает несовершенство системы государственного управления отраслью гражданской авиации, приводящее к ведомственной разобщенности и несогласованности в принятии административных решений.
В целях обеспечения приоритетного развития гражданской авиации в Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
разработать и представить на заседание Правительства Российской Федерации комплексную программу мер по повышению конкурентоспособности гражданской авиации Российской Федерации, российских авиакомпаний, а также по стимулированию закупок авиационной техники отечественного производства и улучшению ее качества;
в целях усиления государственного контроля за производством, организацией и осуществлением закупок запасных частей для нужд гражданской авиации и снабжением ими организаций поручить Министерству транспорта Российской Федерации разработать и принять ведомственные нормативные правовые акты, направленные на выявление, изъятие из оборота и утилизацию контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции, используемой для нужд гражданской авиации;
разработать комплекс мер, направленных на создание национальной системы технологической безопасности, контроля и сертификации рынка запасных частей для нужд гражданской авиации;
проанализировать практику применения Федерального закона от 21 марта 2005 года N 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" и внести предложения об усилении мер безопасности на воздушном транспорте;
провести комплексную проверку системы продления летной годности (ресурса) воздушных судов и авиационных двигателей;
рассмотреть необходимость создания общероссийской системы послепродажного обслуживания авиационной техники, включающей межотраслевую сеть поставок запасных частей для нужд гражданской авиации на территорию Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о целесообразности делегирования Межгосударственному авиационному комитету функций и полномочий специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации по проведению обязательной сертификации и расследованию авиационных происшествий и инцидентов, произошедших на территории Российской Федерации, в которых не затронуты интересы двух и более государств;
поручить Министерству транспорта Российской Федерации подготовить ведомственную целевую программу подготовки и переподготовки кадров для работы в отрасли гражданской авиации, в первую очередь летного состава;
осуществить мониторинг эффективности системы государственного управления гражданской авиацией Российской Федерации и разработать предложения по ее совершенствованию;
разработать предложения по приведению системы государственного регулирования гражданской авиации Российской Федерации в соответствие со стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации, членом которой является Российская Федерация;
разработать и принять нормативные правовые акты, направленные на использование в деятельности гражданской авиации Российской Федерации электронного билета;
рассмотреть вопрос о введении системы государственной приемки продукции авиационно - технического назначения, включая воздушные суда и компоненты авиационной техники, и о внедрении специальной системы определения достоверности и идентичности авиационных узлов, деталей и компонентов;
рассмотреть целесообразность передачи функций по осуществлению расследования летных происшествий независимому органу;
поручить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации разработать систему мер, направленных на повышение эффективности реализации Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" и подпрограммы "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", а также на увеличение объемов их финансирования за счет средств федерального бюджета;
совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об аэропортах и аэропортовой деятельности", установив в нем особенности правового регулирования деятельности объектов аэропортовой инфраструктуры и возможности их вовлечения в коммерческий оборот при условии обеспечения безопасности полетов гражданской авиации.
2. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести комплексную проверку целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку предприятий авиационной промышленности в период с 2000 по 2005 год.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
Москва
14 июля 2006 года
N 282-СФ