Приказ Минобразования РФ от 30.01.95 N 47

"Об утверждении Положения о порядке разработки и постановки на производство средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования"
Редакция от 30.01.1995 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 09.10.2013 N 1129»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 января 1995 г. N 47

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ НА ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях улучшения работы по разработке, внедрению в производство новых видов средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 1995 г. прилагаемое Положение о порядке разработки и постановки на производство средств обучения (технических средств обучения, учебно - лабораторного оборудования и учебно - наглядных пособий) для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

2. Департаменту профессионального образования (А.В. Елистратов) в месячный срок утвердить согласованный с Управлением материально - технического обеспечения (А.Н. Строгалин), Главным планово - экономическим управлением (З.И. Филимонова), Управлением координации и развития научных исследований (Е.А. Подосенова), Институтом развития профессионального образования (И.П. Смирнов), Российским учебно - производственным объединением профессионального образования "Ровесник" (В.Н. Малов) план мероприятий по выполнению настоящего Приказа.

3. Органам управления образованием (профессиональным образованием) субъектов Российской Федерации ежегодно представлять в адрес структурных подразделений и организаций Минобразования России:

3.1. Информацию с анализом оснащенности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования средствами обучения и соответствия их учебным планам и программам.

3.2. Предложения по разработке перспективного перечня новых средств обучения в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Ю.М. Роговского.

Министр
Е.В.ТКАЧЕНКО

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ НА ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ (ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБНО - ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УЧЕБНО - НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ) ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок организации работ по созданию средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в системе Министерства образования Российской Федерации.

1.2. Разработка средств обучения для учреждений начального и среднего профессионального образования имеет целью комплексное методическое обеспечение реализации государственного стандарта профессионального образования.

1.3. Разработка средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке перечнями оборудования, приспособлений, инструментов и других изделий для учебных кабинетов, мастерских, лабораторий и полигонов по договору с заказчиком или по инициативе разработчика.

1.4. Основными заказчиками средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования являются органы управления образованием (профессиональным образованием) субъектов Российской Федерации, а также непосредственно учреждения начального и среднего профессионального образования.

1.5. Основными разработчиками средств обучения для учреждений начального и среднего профессионального образования являются:

- конструкторские подразделения предприятий учебно - технической промышленности Министерства образования Российской Федерации;

- учебные заведения системы Министерства образования Российской Федерации, их объединения и ассоциации.

1.6. Изготовителями средств обучения для учреждений начального и среднего профессионального образования являются:

- предприятия учебно - технической промышленности Министерства образования Российской Федерации;

- учебно - производственные мастерские учебных заведений системы Министерства образования Российской Федерации, их объединения и ассоциации;

- другие предприятия Российской Федерации.

2. Основные функции подразделений и организаций по разработке и постановке на производство средств обучения

2.1. Департамент профессионального образования:

- совместно с другими подразделениями и организациями Министерства образования Российской Федерации определяет номенклатуру и содержание новых средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом их потребности;

- утверждает перечни новых средств обучения для их конструкторской разработки, а также перечни устаревших средств обучения, подлежащих модернизации или снятию с производства;

- утверждает научно - педагогические требования к средствам обучения и технические задания на разработку новых средств обучения.

2.2. Институт развития профессионального образования:

- разрабатывает планы научно - исследовательских работ по созданию новых средств обучения;

- разрабатывает перечни новых средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, отвечающих требованиям государственного стандарта;

- разрабатывает исходные научно - педагогические требования к средствам обучения;

- рассматривает технические задания на новые средства обучения, подлежащие конструкторской разработке;

- разрабатывает методические рекомендации по применению новых средств обучения в учебном процессе;

- организует экспертизу опытных образцов новых средств обучения;

- осуществляет анализ оснащенности учебно - воспитательного процесса средствами обучения;

- разрабатывает нормативы оснащенности учебных кабинетов, мастерских и лабораторий средствами обучения.

2.3. Управление материально - технического обеспечения:

- организует и координирует деятельность предприятий учебно - технической промышленности по опытно - конструкторским работам, технологической подготовке производства и изготовлению новых средств обучения;

- организует размещение заказов на серийное производство новых средств обучения;

- обобщает и представляет в Главное планово - экономическое управление предложения о выделении средств предприятиям учебно - технической промышленности на опытно - конструкторские работы, подготовку производства и изготовление новых средств обучения.

2.4. Главное планово - экономическое управление и Управление развития и координации научных исследований:

- в соответствии с предложениями Управления материально - технического обеспечения и Института развития профессионального образования выделяют необходимые ассигнования для научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ и освоения производства новых средств обучения.

2.5. Экспертный совет по профессиональному образованию:

- осуществляет экспертную оценку макетных (опытных) образцов новых видов средств обучения и выдает заключение на их производство.

2.6. Российское учебно - производственное объединение профессионального образования "Ровесник":

- организует систематическое изучение спроса и потребности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в средствах обучения, анализирует изменение и расширение номенклатуры;

- оказывает содействие подразделениям Министерства образования Российской Федерации в проведении научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ по созданию новых средств обучения, подборе опорных учебных заведений для их апробации и доработки;

- принимает участие в отборе средств обучения, изготовленных непосредственно в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, для проведения их экспертизы и внедрения в серийное производство на предприятиях учебно - технической промышленности.

2.7. Предприятия учебно - технической промышленности:

- разрабатывают и представляют на утверждение Департаменту профессионального образования задания на опытно - конструкторские разработки новых средств обучения;

- проводят опытно - конструкторскую разработку и изготовление опытных образцов новых средств обучения, представляют их на экспертизу в Экспертный совет по профессиональному образованию:

- по согласованию с Минобразованием России обеспечивают освоение серийного производства новых средств обучения.

3. Последовательность и сроки выполнения работ

На основании утвержденных в установленном порядке перечней оборудования, приспособлений, инструментов и других изделий для учебных кабинетов, мастерских, лабораторий и полигонов ежегодно:

3.1. Институт развития профессионального образования до 1 декабря представляет Департаменту профессионального образования предложения по конструкторской разработке новых видов учебного оборудования и перечень морально устаревшей продукции, подлежащей снятию с производства, а до 1 июня - Управлению материально - технического обеспечения - утвержденные научно - педагогические требования к новым видам средств обучения.

3.2. Департамент профессионального образования до 31 декабря утверждает перечень учебного оборудования, подлежащего конструкторской разработке и производству и включает в план работы Института развития профессионального образования разработку научно - педагогических требований.

3.3. Управление материально - технического обеспечения:

- до 1 сентября формирует план опытно - конструкторских и технологических работ, в котором регламентирует их сроки выполнения и объемы необходимого бюджетного финансирования, определяет исполнителей, сроки изготовления опытных образцов и начало серийного производства;

- до 1 ноября после согласования объема бюджетного финансирования представляет уточненный план на утверждение руководству Министерства образования Российской Федерации;

- заключает договора с изготовителями, при положительных результатах приемочных испытаний опытных образцов новых видов средств обучения и с учетом предварительной потребности в них, на производство указанной продукции.