Акт расследования авиационного происшествия

Редакция от 30.06.2010 — Действует

Приложение N 11
к Правилам расследования
авиационных происшествий и
инцидентов с экспериментальными
воздушными судами в Российской Федерации
(Утв. Постановлением Правительства РФ
от 04.04.2000 N 303)
(ред. от 30.06.2010)

     Экз. N________
 
                            "УТВЕРЖДАЮ"
              ______________________________________
                  (должность, инициалы и фамилия
               должностного лица, утверждающего акт
             расследования авиационного происшествия)
 
     "____" _________ 20___ г.
 
 
                         АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ
                     авиационного происшествия
 
___________________________________________________________________
                  (вид авиационного происшествия)
с самолетом (вертолетом) _________________________________________,
  (тип, государственный учетный и заводской номера, принадлежность)
происшедшего_______________________________________________________
                    (дата и место авиационного происшествия)
     Дается краткое     изложение     обстоятельств    авиационного
происшествия.  Указываются  состав   комиссии   по   расследованию,
представители, участвовавшие в расследовании.
 
                         I. Общие свдения
 
     1. Излагаются следующие данные:
     а) дата  происшествия,  тип воздушного судна,  опознавательный
номер, принадлежность воздушного судна и экипажа;
     б) характер  задания,  количество  членов  экипажа и служебных
пассажиров на борту, количество груза и его характеристика;
     в) аэродром  взлета,  время  вылета  (местное  и  московское),
намеченный пункт посадки;
     г) этап  полета,  на  котором  произошло  происшествие,  время
(местное и московское),  время  суток  (день,  ночь),  метеоусловия
(простые, сложные);
     д) место   происшествия   относительно   легко   определяемого
географического  пункта (широта,  долгота),  его высота над уровнем
моря, краткая характеристика местности.
     2. Сведения о телесных повреждениях:
 
Степень тяжести
телесных
повреждений
Члены экипажа
(Ф. И. О.)
Служебные пассажиры
(Ф. И. О.)
Прочие лица
(Ф. И. О.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     3. Сведения о повреждении воздушного судна.
     Дается краткое  описание  повреждения,  полученного  воздушным
судном  во время авиационного происшествия (разрушено,  существенно
повреждено, незначительно повреждено, не повреждено).
     4. Сведения о прочих повреждениях.
     Дается краткое  описание   повреждений,   причиненных   другим
объектам, помимо воздушного судна.
     5. Сведения о членах экипажа:
     а) должность;
     б) фамилия, имя, отчество;
     в) дата рождения;
     г) класс;
     д) образование  (наименование  учебных  заведений  и  годы  их
окончания);
     е) метеоминимум (для командиров воздушного судна);
     ж) общий налет,  налет на испытания авиационной техники, налет
на данном типе воздушного судна;
     з) наличие авиационных происшествий  и  инцидентов  в  прошлом
(если имели место, указать, когда и по какой причине);
     и) наличие обязательных проверок  профессиональных  навыков  и
даты их выполнения;
     к) дата  последнего  медицинского  освидетельствования  и  его
заключение;
     л) время прохождения медицинского контроля перед полетом и его
результат;
     м) информация   о   времени   работы   в   день   авиационного
происшествия (в полете и общее рабочее время).
     Дается краткая оценка профессиональной подготовки экипажа.
     6. Сведения  о  персонале  служб  УВД  и  обеспечения  полетов
(приводятся в случае,  когда  авиационное  происшествие  связано  с
неправильными действиями этих служб):
     а) должность;
     б) фамилия, имя, отчество;
     в) дата рождения;
     г) образование  (наименование  учебных  заведений  и  годы  их
окончания);
     д) время  работы  в данной должности,  специальная подготовка,
квалификация;
     е) наличие нарушений, неправильных действий в прошлом;
     ж) прохождение  медицинского  контроля  и  инструктажа   перед
заступлением на дежурство;
     з) последняя  проверка  теоретических  знаний  и  практических
навыков.
     Дается краткая  оценка  уровня   профессиональной   подготовки
персонала наземных служб.
     7. Сведения о воздушном судне:
     а) тип,   государственный   учетный  номер,  заводской  номер,
завод-изготовитель и дата выпуска;
     б) документ, разрешающий полеты данного типа воздушного судна;
     в) ресурс и срок службы;
     г) налет с начала эксплуатации, количество посадок;
     д) количество ремонтов,  ремонтный  завод  и  дата  последнего
ремонта, налет и количество посадок после последнего ремонта;
     е) виды последнего технического обслуживания;
     ж) количество и тип ГСМ, их кондиционность;
     з) наличие (или отсутствие) замечаний  экипажа  по  подготовке
авиатехники к последнему полету и ее работе,  отказы и повреждения,
известные до полета и во время полета,  если они имеют отношение  к
авиационному происшествию;
     и) сведения о массе и центровке воздушного  судна,  допустимые
пределы их изменения;
     к) сведения о технической эксплуатации воздушного судна.
     Если происшествие  связано с нарушением работы двигателей либо
других агрегатов, то и по этим двигателям (агрегатам) указываются:
     а) тип, заводской номер, завод-изготовитель, дата выпуска;
     б) ресурс и срок службы;
     в) наработка с начала эксплуатации и после последнего ремонта,
количество ремонтов, ремонтный завод, дата последнего ремонта.
     8. Сведения о перевозимом грузе:
 
N 
п/п
Наименование груза 
Масса груза 
Основание для перевозки 
груза
 
 
 
 
 
 
 
 

     9. Метеорологическая информация.
     Указывается прогнозируемая   и  фактическая  погода  на  месте
авиационного происшествия:
     а) условия естественного освещения во время происшествия;
     б) видимость горизонтальная и вертикальная;
     в) облачность;
     г) наличие осадков;
     д) направление и скорость ветра;
     е) температура воздуха и атмосферное давление;
     ж) наличие опасных метеоусловий (явлений).
     Дается краткая оценка метеорологического  обеспечения  полета,
наличие метеоинформации у экипажа.
     10. Сведения о средствах связи, навигации, посадки и УВД.
     Указываются данные   об  их  наличии,  исправности  и  порядке
использования.
     Дается краткая    оценка   их   технической   эксплуатации   и
соответствия требованиям нормативных документов.
     11. Сведения   об  аэродроме  (если  авиационное  происшествие
произошло в его пределах).
     Приводятся данные  о  классе  аэродрома,  характеристиках ВПП,
наличии и расположении препятствий  в  районе  аэродрома,  а  также
краткая оценка технического состояния аэродрома.
     12. Сведения о средствах объективного контроля.
     Указываются типы  бортовых  СОК,  установленных  на  воздушном
судне,  их состояние после обнаружения и полученные  с  их  помощью
данные.
     13. Сведения о состоянии воздушного судна и  расположения  его
фрагментов на месте авиационного происшествия.
     Даются общие  сведения  о  месте  происшествия   и   характере
разброса  элементов  конструкции.  Прилагается  схема (кроки) места
происшествия и ее описание.
     14. Медицинские  сведения  и  результаты патологоанатомических
исследований.
     Дается краткое описание результатов проведенных исследований.
     15. Сведения о состоянии  членов  экипажа  и  других  лиц  при
авиационном происшествии.
     Дается краткое  описание  местонахождения  членов  экипажа   и
других лиц и полученных ими телесных повреждений.
     Приводится информация о:
     а) силах и перегрузках,  действовавших на людей,  находившихся
на   борту   воздушного   судна   и   при   вынужденном   покидании
(катапультировании);
     б) связи  полученных  телесных  повреждений  с   особенностями
конструкции   кресел,   элементов   конструкции  воздушного  судна,
особенностями их разрушения, со вдыханием дыма и продуктов горения,
разгерметизацией        кабины,        вынужденным       покиданием
(катапультированием).
     16. Сведения  о  действиях  поисковых  аварийно-спасательных и
пожарных команд:
     Указывается:
     а) время обнаружения места авиационного происшествия;
     б) время   прибытия  аварийно-спасательной  команды  на  место
авиационного происшествия и ее состав;
     в) время  эвакуации членов экипажа и других лиц,  пострадавших
при авиационном происшествии;
     г) причины возникновения пожара и его характер;
     д) время, затраченное на его ликвидацию.
     Дается оценка      эффективности      действий      поисковой,
аварийно-спасательной служб и пожарных команд.
     17. Краткое   описание  результатов  испытаний  и  специальных
исследований.
     18. Информация  об  административной деятельности организаций,
имеющих отношение к происшествию.
     19. Информация об организации,  использующей экспериментальное
воздушное судно:
     а) организационно-правовой статус;
     б) структура и функции;
     в) наличие нормативных документов в организации.
     20. Дополнительная информация.
     Приводится любая   информация,   необходимая  для  обоснования
заключения о причинах происшествия и  не  отраженная  в  предыдущих
разделах  акта.  При необходимости делаются точные ссылки на другие
материалы расследования.
     21. В  случае  использования  в  ходе расследования каких-либо
новых методов исследования излагается  их  существо  и  указываются
результаты, а также краткое обоснование причин их использования.
 
            II. Анализ причин авиационного происшествия
 
     1. В   настоящем   разделе,   являющемся   основным   в   акте
расследования,  излагаются все обоснования  заключения  о  причинах
авиационного происшествия.
     Раздел должен содержать:
     а) хронологическое описание событий,  имевших место в процессе
возникновения   и   развития   особой   ситуации,    с    указанием
причинно-следственных связей между ними;
     б) анализ всех выявленных в процессе расследования  отклонений
в действиях должностных лиц, работе авиационной техники, отклонений
от норм ее проектирования, изготовления и эксплуатации, недостатков
в подготовке и обеспечении полета,  в нормативных документах и т.п.
с определением степени влияния этих отклонений на  возникновение  и
развитие особой ситуации, исход полета и обоснованием необходимости
разработки мероприятий по их устранению.
     2. Приводятся факторы,  оказавшие благоприятное воздействие на
исход полета или последствия авиационного происшествия.
     3. Вся    информация,   необходимая   для   понимания   причин
авиационного  происшествия  и  обоснования  заключения   по   нему,
включается в текст анализа.  При необходимости даются точные ссылки
на другие материалы расследования.
 
                          III. Заключение
 
     Излагаются причины  авиационного  происшествия   с   указанием
факторов,  способствовавших его возникновению.  Формулировка причин
должна исключать двусмысленное их понимание.
 
        IV. Другие недостатки, выявленные при расследовании
 
     Указываются все  недостатки  и  нарушения   в   подготовке   и
действиях   экипажа,   персонала  служб  обеспечения  и  управления
полетом,  в проектировании, изготовлении и технической эксплуатации
авиационной   техники,   недостатки   в   нормативных   документах,
выявленные  в  процессе  расследования  авиационного  происшествия,
которые  не  оказали непосредственного влияния на исход полета,  но
отрицательно влияют на безопасность полетов в целом.
 
         V. Рекомендации по повышению безопасности полетов
 
     В разделе приводятся рекомендации (без указания исполнителей и
сроков  выполнения),  направленные  на  устранение  выявленных  при
расследовании авиационного происшествия недостатков.
 
     Председатель комиссии ________________________________________
                                     (подпись, ф. и. о.)
 
     Заместитель председателя комиссии ____________________________
                                           (подпись, ф. и. о.)
 
     Члены комиссии: ______________________________________________
                                  (подпись, ф. и. о.)