Изменения с 2015 года в части первой Налогового кодекса РФ. Новое в обеспечении исполнения обязанностей по уплате налогов, налоговых проверках, налоговом контроле

Изменения с 2015 года в части первой Налогового кодекса РФ. Новое в обеспечении исполнения обязанностей по уплате налогов, налоговых проверках, налоговом контроле

Поправки в положения Налогового кодекса РФ вносятся регулярно. С 2015 года вступит в действие ряд поправок, внесенных в первую часть Налогового кодекса федеральными законами от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.04.2014 № 52-ФЗ, от 04.11.2014 № 348-ФЗ. Некоторые нововведения носят формальный характер и мало скажутся на деятельности налогоплательщиков. Но есть и такие, которые могут оказать серьезное влияние, и каждому бухгалтеру необходимо быть к этому готовым.

С 1 января 2015 г. статья 23 НК РФ дополняется пунктом 5.1, в соответствии с которым на налогоплательщиков, обязанных представлять налоговую декларацию (расчет) в электронном виде, возлагается обязанность отправлять налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи квитанции о приеме документов, направленных налогоплательщикам в электронной форме. Такими документами, в частности, могут быть:

  • требования о представлении документов (направляются в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о предоставлении пояснений (направляются согласно п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (направляются на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Обращаем внимание, что направить квитанции необходимо в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

В случае если такая квитанция (о приеме вышеназванных документов) не будет направлена налоговой инспекции или будет направлена несвоевременно, инспекция сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, а также переводы его электронных денежных средств на основании нового пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Напомним, что до внесения дополнений в п. 3 ст. 76 НК РФ право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств установлено только в случае непредставления налоговой декларации.

На сегодняшний день из положений Налогового кодекса РФ не ясно, в какой срок налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. В связи с чем на практике возникают споры между контролирующими органами и налогоплательщиками. С 1 января 2015 г. спорный вопрос будет снят, так как согласно новой редакции пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ такое решение может быть вынесено налоговым органом в течение трех лет с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.

Следует отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Кроме того, в статье 76 НК РФ появится новый пункт — 3.1, регламентирующий сроки отмены решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;
  • день явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

С 1 января 2015 г. будет расширен перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверкиистребовать у налогоплательщика документы. Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по налогу на добавленную стоимость, в следующих случаях:

  • если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;
  • если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;
  • если выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые содержатся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена такая обязанность.

Истребовать указанные документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Следует отметить, что, по мнению Президиума ВАС РФ, изложенному в постановлении от 15.03.2012 № 14951/11, в рамках действующих правил Налогового кодекса РФ налоговый орган также вправе истребовать первичные документы у налогоплательщика, если в ходе камеральной проверки выявлены несоответствия сведений, содержащихся в представленной отчетности (неважно, по какому налогу), данным, которые имеются у инспекции.

С 1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, которым установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов в рамках не только выездной, но и камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость в следующих случаях:

  • если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • если выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Проводить осмотр можно будет только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем. Для доступа должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика названные лица обязаны предъявить служебные удостоверения и указанное мотивированное постановление (новая редакция п. 1 ст. 91 НК РФ).

С 1 января 2015 г. вступит в силу новый раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» (федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ). Налоговый мониторинг будет проводиться налоговым органом по своему местонахождению на основании соответствующего решения. При этом период, за который проводится налоговый мониторинг, не будет подвергаться камеральным и выездным налоговым проверкам (за исключением случаев, указанных в п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Предметом такого мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов крупными организациями (в т. ч. исполняющими обязанности налоговых агентов). Каждую операцию, которую провела организация, инспекторы будут контролировать в режиме реального времени, пользуясь полным доступом к данным бухгалтерского и налогового учета.

Принятый закон не освобождает организации от сдачи налоговых деклараций, однако он снимает ответственность за любые ошибки при уплате налогов, если компания следовала обоснованным рекомендациям инспекции, осуществлявшей мониторинг.

В частности, организация вправе будет обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за предшествующий календарный год, составляет не менее 300 миллионов рублей (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза);
  • суммарный объем полученных доходов за предшествующий календарный год составляет не менее 3 миллиардов рублей (по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации);
  • совокупная стоимость активов составляет не менее 3 миллиардов рублей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года).

Подать такое заявление нужно не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Таким периодом является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. При этом срок проведения мероприятий налогового контроля в рамках такого мониторинга превышает длительность периода, за который он проводится (данные мероприятия прекращаются 1 октября следующего года). При проведении налогового мониторинга проверяющие вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), а также пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Часть нововведений затрагивают налогоплательщиков — физических лиц и ухудшают их положение.

Начиная с 1 января 2015 г. статья 23 НК РФ дополнена пунктом 2.1. В соответствии с этим пунктом налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по местонахождению объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Таким образом, налогоплательщики — физические лица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков — также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Тогда начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 года независимо от того, как долго физическое лицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ). В дальнейшем представлять сообщения и упомянутые документы необходимо будет тем лицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 и последующих годах (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если описанная ситуация возникнет до 1 января 2017 г., налог также будет начислен начиная с периода направления сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

С 1 января 2015 г. на основании новой редакции п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, и органы опеки и попечительства должны будут сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по своему местонахождению в течение 10 дней после дня регистрации указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц. Напомним, что на сегодняшний день, в соответствии с действующим п. 3 ст. 85 НК РФ, органы ЗАГС сообщают в налоговые органы только о фактах рождения и смерти физических лиц.

Материал подготовлен экспертом «Контур.Норматив»

Насибовой Н. А.