Изменения с 2015 года по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Изменения с 2015 года по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

Поправки в законодательство РФ вносятся регулярно. С 2015 года вступит в действие ряд изменений, внесенных в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования федеральными законами от 28.06.2014 № 188-ФЗ , от 28.12.2013 № 421-ФЗ , от 21.07.2014 216-ФЗ , от 01.12.2014 № 406-ФЗ , от 01.12.2014 № 407-ФЗ . Некоторые нововведения носят формальный характер и мало повлияют на деятельность налогоплательщиков. Но есть и такие, которые могут оказать серьезное влияние, и каждому бухгалтеру необходимо быть к этому готовым.

С 2015 года размер предельной величины взносов перестанет быть единым и будет зависеть от фонда (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316):

  • обязательное пенсионное страхование — 711 000 рублей;
  • обязательное социальное страхование — 670 000 рублей;
  • обязательное медицинское страхование — не будет предельной величины.

Нововведения закона № 188-ФЗ с 2015 г. снижают среднесписочную численность работников до 25 человек по обязанности плательщика подавать в ПФР и ФСС РФ расчеты в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам ( ч. 10 ст. 15 закона № 212-ФЗ). До указанной даты требование о подаче расчетов в электронной форме распространяется на работодателей, среднесписочная численность работников, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек. Все остальные работодатели такой обязанности не имеют.

Соответствующие изменения также внесены в п. 2 ст. 8 закона № 27-ФЗ, т. е. с 2015 г. сведения персонифицированного учета следует представлять в электронном виде, если численность работающих у плательщика застрахованных лиц составила 25 человек и более.

Также с 2015 г. в п. 10 ч. 3 ст. 29, ч. 2 ст. 37 закона № 212-ФЗ вносится уточнение, что электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лицами, которые уполномочены на их подписание. Идентификация и аутентификация указанных лиц органом контроля будет осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы.

Начиная с 2015 года будет применяться новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов ( ч. 5.1 и 5.2 ст. 8 закона № 212-ФЗ в редакции закона № 421-ФЗ) для страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физлицам. Так, на период с 2015 по 2021 гг. ее будет утверждать Правительство РФ с учетом размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента, величина которого на каждый год названного периода предусмотрена в ч. 5.1 ст. 8 закона № 212-ФЗ. Значение данного коэффициента будет постепенно повышаться (с 1,7 в 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). В дальнейшем, т. е. с 2022 г., предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на предыдущий год, будет индексироваться ( ч. 5.2 ст. 8 федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Прежним остается порядок округления: сумма от 500 руб. округляется до полной тысячи, сумма менее 500 руб. отбрасывается ( ч. 5, абз. 3 ч. 5.1, ч. 5.2 ст. 8 федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

На сегодняшний день все виды компенсационных выплат, относящиеся к увольнению работника, не облагаются страховыми взносами, если они:

  1. установлены законодательством РФ;
  2. в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (пп. 2 ч. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ), за исключением компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников, прямо поименованы как подлежащие обложению страховыми взносами ( пп. «д» п. 2 ч.1 ст. 9 закона № 112-ФЗ).

С 1 января 2015 года в список облагаемых страховыми взносами компенсаций при увольнении будут добавлены следующие выплаты ( подп. «а» п. 1 ст. 5 № 188-ФЗ):

  • выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. Остальные суммы, связанные с увольнением, взносами по-прежнему не облагаются.

Соответствующие изменения внесены в пп. 2 п. 1 ст. 20.2 закона № 125-ФЗ и пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ.

Исключено положение о том, что освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, суммы расходов по найму жилого помещения командированному работнику, если документы им не представлены ( пп. «б» п. 1 ст. 5 закона № 188-ФЗ). Таким образом, с 1 января 2015 года в том случае, если работодатель возмещает расходы по проживанию командированному работнику при утере (отсутствии) документов, даже если эти суммы находятся в пределах сумм, определенных локальными нормативными актами, то он должен начислить страховые взносы. Это связано с изменениями ч. 2 ст. 9 закона № 212-ФЗ.

Действующий закон № 212-ФЗ содержит норму о праве фондов предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, но не раскрывают весь механизм предоставления такой «льготы». Новые статьи18.1-18.5, добавленные в 212-ФЗпп. 5–9 ст. 5 закона № 188-ФЗ , подробным образом определяют общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки), обстоятельства, исключающие предоставление изменение срока уплаты страховых взносов, а также прекращение действия предоставленной отсрочки (рассрочки). Кроме того, закреплено иправо плательщика страховых взносов получать данную отсрочку или рассрочку ( п. 13 ч. 1 ст. 28 закона № 212-ФЗ).

Из общего правила ч. 11 ст. 35 закона № 212-ФЗ, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев, установлено исключение. С 2015 г. указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев при наличии следующих оснований, предусмотренных новойч. 11.1 ст. 35 ( пп. «б» п. 19 ст. 5 закона № 188-ФЗ):

  • получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, которая свидетельствует о нарушениях законодательства о страховых взносах плательщиком и требует дополнительной проверки;
  • наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
  • проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
  • непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, необходимых для проведения проверки.

Также с 2015 года вступают в силу пункты 24–27, устанавливающие понятие «повторная выездная проверка» и перечень оснований для повторного проведения проверок ( пп. «е» п. 19 ст. 5 закона № 188-ФЗ).

При нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик обязан перечислить пени, которые начисляются за каждый день просрочки ( ст. 25 закона № 212-ФЗ). Следует отметить, что сейчас в рассматриваемой статье период начисления пеней определен не вполне точно. С 1 января 2015 г.день уплаты (взыскания) просроченных сумм включается в период начисления пеней. Такое уточнение внесено в ч. 3 указанной статьи ( п. 2 ст. 5 закона № 188-ФЗ).

С 1 января 2015 г. будут внесены изменения в пп. 8 п. 1 ст. 20.2 закона № 125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ, а именно скорректирован порядок обложения страховыми взносами оплаты работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ( п. 7 ч. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ).

Во-первых, исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи работника. Когда такая компенсация предусмотрена, она выплачивается работнику в рамках трудовых отношений, т. е. является объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 7 закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ).

Во-вторых, правило о провозе багажа весом до 30 кг распространяется и на случаи проведения отпуска в России. Сейчас освобождение от обложения стоимости провоза багажа в указанном размере предусмотрено только при выезде за границу.

В-третьих, дано определение пункту пропуска через государственную границу РФ. При вылете работника за рубеж таким пунктом признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль. Сейчас впп. 8 п. 1 ст. 20.2 закона № 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ подобного уточнения нет.

Сегодня уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности без ограничений. С 1 января 2015 г. пониженные тарифы будут применяться только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в пользуфизлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью. Выплаты прочим физлицам облагаются по общеустановленным тарифам (пп. 10 п. 4 ст. 33 закона № 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ).

Также с 1 января 2015 г. предприниматели, применяющие патентную систему, могут использовать пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат в пользу работников, занятых в виде той экономической деятельности, которая указана в патенте. До изменений применять пониженные тарифы такие ИП могли к выплатам в отношении физлица независимо от вида его деятельности (пп. 14 п. 4 ст. 33 закона № 167-ФЗ).

Предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 закона № 212-ФЗ, могут не исчислять и не уплачивать взносы за отдельные периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность. Это допустимо в случаях, предусмотренных в ч. 6 ст. 14 названного закона (например, за период отпуска по уходу за ребенком), при представлении подтверждающих документов. В данной ситуации такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность. С 1 января 2015 г. в ч. 7 ст. 14 закона № 212-ФЗ уточнено, что за неполный месяц профессиональной деятельности фиксированный размер взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

С 1 января 2015 г. выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов),независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами будут облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 закона № 167-ФЗ) в связи с тем, что исключено положение о том, что взносами облагаются выплаты временно пребывающим иностранцам только по тем договорам, которые заключены бессрочно или на срок не менее 6 месяцев (п. 4 ст. 3 закона № 188-ФЗ).

На сегодняшний день пенсионными взносами облагаются выплаты временно пребывающим иностранцам, работающим по трудовым или гражданско-правовым договорам, заключенным на неопределенный срок или срок не менее 6 месяцев в течение года.

Обязательному соцстрахованию на случаи больничных и материнства с 1 января 2015 г. подлежат также и временно пребывающие в РФ иностранцы, в том числе трудовые мигранты. Они имеют право на получение больничных пособий при условии, что взносы за них уплачивались не менее полугода. Детские пособия временно пребывающим иностранцам по-прежнему не начисляются. Частью 2 ст. 12 закона 212-ФЗ, а также частью 3 ст. 58.2 «Тарифы страховых взносов в 2012–2016 годах» теперь установлены тарифы взносов, уплачиваемых за мигрантов работодателями — 1,8 %.

С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие внебюджетные фонды, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 закона № 212-ФЗ). До указанной даты взносы уплачиваются в полных рублях.

С 1 января 2015 г. изменяются сроки предоставления отчетности:

  • в ПФР на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ, п. 1 ч. 9 ст. 15 закона № 212-ФЗ);
  • в ФСС на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 1 ст. 24 закона № 125-ФЗ, ст. 4.8 закона № 255-ФЗ, п. 2 ч. 9 ст. 15 закона № 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. в силу утраты п. 2 ч. 3 ст. 28 закона № 212-ФЗ организации не должны будут сообщать в отделения ПФР и ФСС РФ по местонахождению головной компаниио создании или закрытии обособленного подразделения ( пп. «в» п. 17 ст. 5 закона № 188-ФЗ).

С 1 января 2015 г. заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в органы контроля можно будет подать не только в письменной форме, но и в форме электронного документа (ч. 6, 10, 11 ст. 26 и ч. 3, 5, 9 ст. 27 закона № 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г. утратит силу статья 44 закона № 212-ФЗ, в связи с чем при рассмотрении материалов проверки смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства выявляться не будут ( п. 4 ч. 6 ст. 39 закона № 212-ФЗ).

С 1 января 2015 г., если суммы штрафа за непредставление в срок или представление неполных (недостоверных) сведений персонифицированного учета невозможно взыскать по причинам экономического, социального или юридического характера, то такие суммы признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке ст. 23 закона № 212-ФЗ (ч. 4 ст. 17 закона № 27-ФЗ). В постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 № 820, в частности, определены случаи, когда указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются. Это в том числе ликвидация организации, признание индивидуального предпринимателя банкротом, принятие судебного акта, в соответствии с которым возможность взыскать недоимку и задолженность по пеням и штрафам утрачена в связи с истечением срока их взыскания (пп. «а», «б», «г» п. 1 данного постановления).

С 1 января 2015 г. у банков появится новая обязанность. В течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов они должны будут предоставлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 закона № 212-ФЗ). За непредставление указанных справок и выписок с банков будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. Такая же ответственность предусмотрена за нарушение срока представления этих документов и за недостоверность содержащихся в них сведений ( ст. 49.1 закона № 212-ФЗ).

Материал подготовлен экспертом «Контур.Норматив»

Насибовой Н. А.