Основные изменения в имущественных налогах с 2015 года

Основные изменения в имущественных налогах с 2015 года

Изменения в имущественных налогах физических лиц

Почти каждый из нас является владельцем квартиры, дома, дачи, автомобиля, гаража или земельного участка. Все знают, что владельцы такого имущества подлежат налогообложению и обязаны уплачивать имущественные налоги, к которым относятся: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

С 1 января 2015 года федеральным законом от 02.12.2013 № 334-ФЗ изменяется срок уплаты имущественных налогов для физических лиц. Теперь обязанность уплачивать имущественные налоги у граждан установлена по новому единому сроку — до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть имущественные налоги за 2014 год уже должны быть уплачены по новому сроку.

В текущем, 2014 году, имущественные налоги физическими лицами, являющимися налогоплательщиками, должны уплачиваться до 1 ноября. Это установлено положениями п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ и нормами закона № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

С 1 января 2015 г. у физических лиц – налогоплательщиков имущественных налогов появится еще одна обязанность, которая добавлена в ст. 23 НК РФ пунктом 1 ст. 1 закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ.

Вносимые дополнения относятся к тем налогоплательщикам — физическим лицам, которые в установленный срок (до конца сентября) не получили налоговое уведомление и не произвели уплату налогов в отношении объектов недвижимости и транспортных средств в период владениями ими. Такие граждане должны будут сообщить о наличии у них признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в налоговый орган по месту жительства либо по местонахождению указанного имущества. Однако если гражданин пользуется налоговой льготой, то такое сообщение направлять не надо.

К сообщению необходимо приложить:

  • в отношении каждого объекта недвижимости — копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов;
  • в отношении каждого транспортного средства — копии документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств.

Данные сообщения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сообщение предоставляется однократно.

Следует отметить, что какой-либо ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление указанного выше сообщения законом пока не предусмотрено. Однако п. 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Таким образом, если физическое лицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, то налоговый орган вполне может такие действия рассмотреть в качестве образующих состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.

Самые глобальные изменения произошли в порядке определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. Федеральным законом № 284-ФЗ, дополняющим раздел X НК РФ главой 32 «Налог на имущество физических лиц», реализована идея чиновников перейти на уплату налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Пока этот переход не будет повсеместным, но до 1 января 2020 г. все регионы должны будут перейти на взимание налога с кадастровой стоимости. На данный момент ситуация такова: если местные власти не успеют до начала определенного года принять соответствующий нормативный акт о порядке определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости, то налог на имущество за этот год будет уплачиваться исходя из инвентаризационной стоимости объектов (п. 2 ст. 402 НК РФ в ред. закона № 284-ФЗ).

Следует отметить, что указанный выше акт возможно принять только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Следовательно, когда будут приняты все необходимые местные нормативные акты, то налоговая база в отношении имущества, принадлежащего физическим лицам, будет определяться в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По вновь построенным (образованным) объектам недвижимости посреди года база в данном налоговом периоде будет определяться как его кадастровая стоимость на дату постановки объекта на кадастровый учет.

По общему правилу кадастровая стоимость объекта недвижимости ближе к рыночной и этим значительно отличается от инвентаризационной стоимости. Очевидно, что и налоговое бремя на налогоплательщиков от такого перехода только увеличится. В связи с этим законодатели предусмотрели ряд мер, которые должны снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков.

Во-первых, это так называемые налоговые вычеты, а проще говоря, не облагаемые налогом метры. Так, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв. м ее общей площади. Если объектом налогообложения является комната, то в данном случае налоговая база соответственно уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 кв. м. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого дома. А в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), база определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей. При этом местные власти вправе увеличивать размеры названных вычетов.

Во-вторых, налоговые ставки. Налоговые ставки, которые устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), местные чиновники могут обнулить или увеличить, но не более чем в три раза по отношению к ставкам, указанным в НК РФ. А они таковы:

  • 0,1 % в отношении жилых домов и помещений, «незавершенки», единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозстроений площадью менее 50 кв. м, расположенных на садовых и т. п. участках, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2 % в отношении объектов стоимостью свыше 300 млн руб.;
  • 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида и местонахождения.

И конечно же, закон № 284-ФЗ сохранил все ныне действующие налоговые льготы. Но и здесь не обошлось без дополнений и изменений. Например, выделены категории объектов, к которым налоговые льготы не применяются. К таковым отнесены:

  • объекты, используемые в предпринимательской деятельности;
  • объекты, стоимость которых превышает 300 млн руб.

Кроме того, установлено, что льготой можно воспользоваться только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, то есть в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража и т. п.

Чтобы воспользоваться льготой, необходимо до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, в налоговый орган по своему выбору представить соответствующее заявление. Если до указанной даты уведомление о выбранном объекте налогообложения не будет представлено, то налоговый орган самостоятельно предоставит льготу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Таким образом, если субъект РФ утвердит результаты кадастровой оценки объектов и до 20 ноября 2014 г. установит в качестве единой даты начала применения новых правил определения налоговой базы 1 января 2015 г., то уже за 2015 год налог на имущество следует уплачивать по кадастровой стоимости.

Порядок расчета налога на имущество физических лиц предусмотрен п. 5 ст. 408 нового раздела НК РФ. Так, в случае возникновения (прекращения) права собственности на объект в течение календарного года при исчислении суммы налога применяется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности физического лица, к 12 (количество месяцев налогового периода). При этом имеет значение, когда возникло (прекратилось) право собственности на объект: до 15-го числа месяца включительно или после.

Также определен порядок расчета налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта в случае, если она изменяется (п. 2 ст. 403 НК РФ). По общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате. Исключение составляют два случая:

· Исправлена техническая ошибка, допущенная Росреестром. В таком случае налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения, может быть пересчитан начиная с периода, в котором такая ошибка была допущена.

· Кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. В таком случае налог может быть пересчитан начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Помимо изменений в сроке уплаты земельного налога, федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 389 НК РФ, согласно которым не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Это означает, что с 1 января 2015 года собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не будут уплачивать земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.

Изменения в имущественных налогах организаций

С 1 января 2015 года изменен перечень объектов, не подлежащих обложению налогом на имущество. Подпункт 8 п. 4 ст. 374 НК РФ изложен в новой редакции, которая звучит так: не признаются объектами обложения «объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации» (изменения внесены федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ). В действующей редакции этого подпункта указано, что не подлежит налогообложению движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Установлены некоторые особенности определения остаточной стоимости имущества. Так, согласно п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества учитывается его остаточная стоимость, сформированная в бухгалтерском учете. С 1 января 2015 г. данное правило уточнено. Если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат, связанных с данным имуществом, его остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета таких затрат (федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Федеральным законом № 52-ФЗ предусмотрены изменения в п. 5 ст. 382 НК РФ, распространяющие порядок расчета налога на имущество на все объекты недвижимости, налоговая база которых равна кадастровой стоимости. В действующей редакции указанного выше пункта правило о том, что налог в отношении объектов, право собственности на которые возникло или прекратилось в течение налогового периода, исчисляется с учетом специального коэффициента, распространялось только на объекты недвижимого имущества иностранных организаций. В отношении объектов всех иных налогоплательщиков упомянутый коэффициент применить было нельзя, поскольку это прямо не было предусмотрено. В связи с этим возникала неопределенность. Организация, продав или приобретя в течение налогового периода объект недвижимого имущества, должна была заплатить налог за весь год. Теперь благодаря поправкам эта неоднозначность устранена: специальный коэффициент можно применять всем организациям.

Далее, федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ дополнен установленный в п. 1 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Так, с 1 января 2015 г. в перечне указаны жилые дома и жилые помещения, которые не учитываются в бухучете в качестве объектов основных средств. Данные изменения касаются, в частности, жилья, отражаемого на балансе организации как товары на продажу.

Дополнениями в п. 10 ст. 378.2 НК РФ установлены особенности налогообложения объектов, образованных в результате раздела объекта или иных действий с ним, облагаемым исходя из кадастровой стоимости (федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

На данный момент в ст. 378.2 НК РФ указано, что выявленные в течение налогового периода объекты, не включенные в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, включаются в перечень на следующий налоговый период.

С 1 января 2015 г. в указанном правиле появилось исключение, касающееся объектов, которые образованы в течение текущего налогового периода в результате раздела или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектом, входящим в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода. Согласно абзацу 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ вновь образованный объект недвижимого имущества подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень.

По аналогии с расчетом налога на имущество физических лиц пунктом 15 ст. 378.2 НК РФ введен порядок расчета налога на имущество организаций на основании кадастровой стоимости объекта, в случае если она изменена (федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ). Теперь при изменении кадастровой стоимости в течение календарного года суммы налога на имущество подлежат пересчету только в двух случаях:

· При исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром. Налог пересчитывается за все периоды начиная с того, в котором была допущена такая ошибка.

· При изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Налог пересчитывается с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об оспоренной кадастровой стоимости.

Статья 380 НК РФ дополнена пунктом 3.1, которым устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для объектов, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области, впервые введенных в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года и принадлежащих в течение всего налогового периода на праве собственности организациям, указанным в подп. 1 п. 5 ст. 342.4 НК РФ (федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ).

При этом следует учитывать, что перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, должен быть утвержден Правительством РФ.

Также в статью 380 НК РФ добавлен пункт 5, который запрещает повышение налоговых ставок, установленных законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка (федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ).

Расширена ст. 381 НК РФ «Налоговые льготы». Эта статься дополнена пунктами 25 и 26, которыми предусмотрено освобождение от налогообложения для организаций в отношении следующего имущества:

  • движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи (включая приобретение) имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми (федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ);
  • имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ).

Налогоплательщикам, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц, следует обратить внимание на дополнения в ст. 383 НК РФ. Таким организациям необходимо уплачивать налог с принадлежащего им недвижимого имущества по своему местонахождению, не дожидаясь получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества (федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ).

По изменениям в гл. 31 «Земельный налог» следует отметить, что с 1 января 2015 года федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ закреплена прямая норма, устанавливающая порядок определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (статья 391 НК РФ). Налоговая база по земельному налогу пересчитывается в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в следующих случаях:

  • Изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости. Налоговая база подлежит пересчету начиная с того налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
  • Изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) или решению суда. Налоговая база пересчитывается начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

К исключению из общего правила не отнесена ситуация, когда кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода изменяется в результате перевода земель из одной категории в другую или в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Следовательно, измененная кадастровая стоимость такого земельного участка не учитывается при определении налоговой базы в налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах.

Статья 395 НК РФ дополнена льготой для организаций — участников свободной экономической зоны в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ).

Материал подготовлен экспертом «Контур.Норматив»

Пятовол С. В.