Основные изменения в законодательстве, актуальные для государственных (муниципальных) учреждений с 2015 года

Основные изменения в законодательстве, актуальные для государственных (муниципальных) учреждений с 2015 года

С приходом нового, 2015 года вступают в силу многочисленные изменения в законодательстве, которые напрямую коснуться организаций бюджетной сферы. Например, изменен Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, введены правила обеспечения наличными денежными средствами, изменены требования к указанию информации в распоряжениях на уплату налогов, сборов, таможенных и иных обязательных платежей, изменена форма Декларации по НДС, внесены изменения в страховое законодательство. Об этих и других изменениях пойдет речь в данной статье.

1. Изменен Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н, зарегистрированный Минюстом России 20.10.2014).

Добавлены новые забалансовые счета и объекты учета, откорректированы правила учета расчетов по доходам и ущербу имуществу и правила учета НДС, введены новые понятия. При закрытии счетов последним днем 2014 года новые нормы надо принять во внимание.

2. Составлена сопоставительная таблица изменений видов расходов классификации расходов бюджетов 2014 и 2015 годов (информация Минфина России от 23.06.2014).

В частности, вместо вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» в 2015 году нужно будет использовать виды расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и 853 «Уплата иных платежей».

В дополненную сопоставительную таблицу изменений единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов 2014 и 2015 годов включены два новых вида расходов, которые будут применяться при составлении и исполнении бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Они относятся к закупкам товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в области геодезии и картографии (письмо Минфина России от 27.06.2014 N 02-05-11/31346).

3. Введены правила обеспечения наличными денежными средствами.

Правилами установлен порядок обеспечения территориальными органами Федерального казначейства денежными средствами, предназначенными для их получения с использованием денежных чеков и расчетных (дебетовых) банковских карт и осуществления расчетов, а также особенности обеспечения денежными средствами удаленных получателей средств бюджетов, неучастников бюджетного процесса, уполномоченных подразделений (Приказ Казначейства России от 30.06.2014 N 10н).

4. Введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Проведение налогового мониторинга осуществляется в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по представлению документов (информации) или доступа к информационным системам организации.

С заявлением о проведении налогового мониторинга может обратиться организация, отвечающая одновременно нескольким критериям:

- совокупная сумма подлежащих уплате налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, НДПИ) за предшествующий год составляет не менее 300 млн рублей;

- суммарный объем полученных доходов за предшествующий год — не менее 3 млрд рублей;

- совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 3 млрд рублей.

Периодом проведения налогового мониторинга является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга.

За периоды проведения налогового мониторинга налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки (за исключением установленных случаев).

В ходе мониторинга налоговый орган формирует мотивированное мнение, содержащее позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

В случае несогласия налогоплательщика с мотивированным мнением инициируется проведение взаимосогласительной процедуры (федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ).

5. С 1 января 2015 года налогоплательщики должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, переданных им в электронной форме.

Налогоплательщики, представляющие налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Налогоплательщики обязаны отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

Кроме того, предусматривается право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в следующих случаях:

- Непредставление налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи. Данное решение может быть вынесено в течение трех лет со дня истечения вышеуказанного срока.

- Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи.

Налоговый орган обязан разблокировать счет налогоплательщика не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;

- день явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Данные положения также применяются в отношении организаций, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу (Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

6. Изменены требования к указанию информации в распоряжениях на уплату налогов, сборов, таможенных и иных обязательных платежей .

Из платежек исключен реквизит «110», в котором указывался показатель типа платежа «ПЕ» — уплата пени, «ПЦ» — уплата процентов (приказ Минфина России от 30.10.2014 N 126н).

7. Налоговый орган имеет право во внесудебном порядке взыскивать суммы налога, не превышающие 5 миллионов рублей, с лицевых счетов организаций (федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ).

До конца 2014 года взыскание налогов с казенных, бюджетных, автономных учреждений производится в судебном порядке (письмо Казначейства России от 04.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-735).

8. Декларацию по НДС с отчетности за I квартал 2015 года необходимо будет сдавать по новой форме (приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Кроме того, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, согласно которым декларация по НДС в бумажном виде не будет считаться поданной, если ее нужно было представить в электронной форме (федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Изменения действуют с 1 января 2015 года и коснутся в том числе уточненных деклараций.

9 . Увеличены размеры большинства государственных пошлин, установленных главой 25.3 НК РФ, а также вводятся новые.

Так, с 1 января 2015 года за рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в рамках гражданского судопроизводства организации будут платить 4 500 рублей.

Сбор за обжалование организациями ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц в порядке арбитражного судопроизводства увеличится до 3 000 рублей (федеральные законы от 21.07.2014 N 221-ФЗ, от 22.10.2014 N 312-ФЗ ).

10. Внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного социального страхования.

В частности, предусматривается, что:

- плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек, должны подавать в ПФ РФ и ФСС РФ расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также сведения персонифицированного учета в электронной форме;

- сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, определяется в рублях и копейках;

- ограничивается освобождение от обложения страховыми взносами выплат, связанных с увольнением работников;

- на суммы возмещения работодателем расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, нужно начислять страховые взносы;

- закрепляются условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;

- день погашения задолженности по страховым взносам включается в период начисления пеней;

- корректируется порядок обложения страховыми взносами оплаты работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в течение 3-х дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов банки должны представлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (за неисполнение указанной обязанности взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб.);

- организации не должны сообщать в отделения ПФ РФ и ФСС РФ по местонахождению головной компании о создании или закрытии обособленного подразделения;

- при рассмотрении материалов проверки смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства не выявляются (федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ).

11. Уточнен порядок и сроки предоставления отчетности по вопросам обязательного социального страхования.

Страхователь теперь обязан предоставлять ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС сведения о страховых взносах и страховом стаже:

- на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

- в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, предусматривается, что страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке ФСС РФ по месту их регистрации отчетность:

- на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

- в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (федеральный закон от 01.12.2014 N 406-ФЗ).

12. С 1 января 2015 года предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы в ФСС РФ, составляет 670 000 рублей. Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы в ПФ РФ, устанавливается в размере 711 000 рублей.

База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в РФ. С 1 января 2015 года коэффициент индексации для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, устанавливается в размере 1,073, а коэффициент индексации для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, — 1,7 (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316).

13. С 1 января 2015 года вступили в силу новые статьи закона № 212-ФЗ — 18.1, 18.2, 18.3, 18.4, 18.5. В соответствии с ними плательщики страховых взносов получают право на предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ).

Одно из оснований — непредоставление организации бюджетных ассигнований (лимитов), недоведение предельных объемов финансирования расходов, неперечисление из бюджета денежных средств, в т. ч. в счет оплаты оказанных услуг (работ, товаров) для государственных, муниципальных нужд. В этих двух случаях проценты на сумму задолженности не начисляются.

Отсрочка (рассрочка) не предоставляется, если в отношении плательщика страховых взносов:

1) ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

2) в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, с плательщика уже снимали отсрочку в связи с нарушением условий ее предоставления.

Перечень документов для получения отсрочки (рассрочки):

- ­заявление в ФСС или ПФР;

- справка налогового органа об открытых счетах в банках;

- акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;

- выписка из лицевого счета;

- обязательство плательщика, предусматривающее выполнение условий предоставления отсрочки (рассрочки);

- дополнительные документы в зависимости от основания предоставления отсрочки (рассрочки).

14. Подготовлены проекты изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета казенных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, а также Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (проекты приказов Минфина, которыми будут внесены изменения, опубликованы на официальном сайте).

15. Планируются изменения в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (приказ Минфина РФ от 19.12.2014 N 157н находится на регистрации в Минюсте).

Кроме того, на сайте Минфина размещен проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н».

Материал подготовлен экспертом «Контур.Норматив»
Силантьева Н.И.