Требование СФР: как ответить

Перейти к содержанию:
Страховые взносы | Выплаты и пособия | Налоговые проверки

Требование СФР: как ответить

1 января 2023 года образован Социальный фонд России, который объединил в себе функции Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Помимо прочего, он выплачивает страховые возмещения работникам. Если в отчетах страхователя есть ошибки или нужно уточнить информацию, СФР может направить требование. Как и в какие сроки на него ответить, разберем в статье.

Какие требования может направить СФР

Социальный фонд может направить страхователю в электронном виде следующие требования (п. 1.1 Порядка, утв. Приказом СФР от 30.05.2023 № 931):

  • об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 7 ст. 26.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • об уплате финансовых санкций (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ);
  • о представлении документов (п. 3 ст. 26.18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • о возмещении излишне понесенных расходов (п. 14.5 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ч. 11 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Если ошибки обнаружили при камеральной проверке, СФР может направить требование, согласно которому страхователь должен предоставить пояснения или внести исправления в ранее представленные сведения о начисленных страховых взносах (п. 3 ст. 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Если в представленных сведениях персонифицированного учета найдут ошибки или расхождения с данными фонда, СФР направит уведомление об их устранении (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Истребовать пояснения СФР может только в том случае, если во время камеральной проверки были выявлены ошибки, противоречия или несоответствия (п. 3 ст. 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

СФР может направить в электронном виде и другие документы, которые не являются требованиями, но связаны с проведенными проверками:

  • решение о взыскании (п. 14 ст. 26.6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • акт проверки (п. 4 ст. 26.19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • решение о привлечении к ответственности за правонарушение (п. 13 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за правонарушение (п. 13 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • решение о возмещении излишне понесенных расходов (п. 13 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • акт о выявлении нарушения законодательства о персонифицированном учете (ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ);
  • решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о персонифицированном учете (ч. 12 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ);
  • решение об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства о персонифицированном учете (ч. 12 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Есть еще один вид требования — извещение о предоставлении недостающих сведений и документов. Его СФР направляет, если у него не хватает данных, чтобы назначить и перечислить пособия.

В какой срок отвечать на требования СФР

Страхователь обязан ответить на требования Социального фонда России в установленные законом сроки. Рассмотрим, когда и как правильно отвечать в каждом случае, как продлить сроки и что грозит при задержке с ответом.

Требование о представлении документов

Срок ответа — десять рабочих дней со дня вручения требования (п. 6 ст. 26.18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Если страхователь не успевает предоставить документы в десятидневный срок, он должен сообщить об этом в территориальный орган СФР в течение одного рабочего дня с момента получения требования. Не позднее двух рабочих дней руководитель территориального органа СФР может вынести решение о продлении или, наоборот, отказе в продлении сроков (п. 7 ст. 26.18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Если требование направлено заказным письмом, его считают врученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки (п. 1 ст. 26.18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений

На такое требование страхователь обязан отреагировать в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Сделать это можно двумя способами:

  • если страхователь согласен с наличием ошибки в сведениях — прислать исправленный отчет;
  • если не согласен — предоставить пояснения и подтверждающие документы, например, бухгалтерские регистры.

Если не дать пояснения, территориальный орган СФР установит факт совершения правонарушения и вынесет соответствующий акт проверки (п. 5 ст. 26.15 Федерального закона  от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Уведомление об устранении расхождений

Это уведомление СФР вручает страхователю, если самостоятельно находит в персонифицированной отчетности ошибки или расхождения со своими данными. Если  подать уточненный отчет в течение пяти рабочих дней после того, как уведомление получено, финансовые санкции не применят (ст. 17 Федерального закона  от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Уведомление вручают лично под расписку, направляют по почте заказным письмом или в электронном виде через интернет. Если уведомление направили почтой, датой его вручения считают шестой день с даты отправления письма.

Требование о возмещении излишне понесенных расходов

Погасить такое требование страхователь обязан в течение десяти календарных дней со дня получения документа (п. 14.4 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

В требовании может быть указан срок более десяти дней. Отталкиваться нужно от срока, указанного в документе.

Если требование направлено заказным письмом, оно считается врученным через шесть рабочих дней после даты отправления (п. 14.5 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Если страхователь отказывается возмещать понесенные расходы, СФР имеет право обратиться в Арбитражный суд для взыскания задолженности (п. 14.8 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Сроки, в течение которых фонд может подать судебный иск, зависят от суммы долга:

  • задолженность спустя три года со дня окончания срока исполнения самого раннего требования составила менее 3 000 рублей — СФР обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока (п. 14.12 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);
  • задолженность в течение трех лет после окончания срока исполнения самого раннего требования насчитывает более 3 000 рублей — в течение шести месяцев со дня, когда долг превысил эту сумму (п. 14.11 ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Требование об уплате недоимки, пеней и штрафов

Страхователь должен исполнить это требование в течение десяти календарных дней со дня получения документа (п. 5 ст. 26.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Если в требовании указан больший срок, нужно отталкиваться от него.

Если требование направлено заказным письмом, оно считается врученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки (п. 7 ст. 26.9 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Требование об уплате финансовых санкций

Когда страхователя привлекают к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, ему направляют требование об уплате финансовых санкций. Уплатить указанные в нем суммы нужно в течение 20 календарных дней со дня получения требования. Если в требовании указан больший срок, надо отталкиваться от него.

При неуплате или неполной уплате финансовых санкций по требованию территориальный орган СФР вправе взыскать задолженность через суд (ч. 17 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

С 2023 года появилась возможность уменьшить сумму санкций вдвое при досрочной уплате. Для этого нужно перечислить деньги в течение первых десяти календарных дней со дня получения требования (ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Извещение о предоставлении недостающих сведений и документов

На такое извещение нужно ответить в течение пяти рабочих дней со дня его получения (абз. 5 п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 (далее — Правил)).

При работе с извещениями нужно знать два важных момента, связанных со сроками (абз. 34 п. 10 Правил):

  • если направлено в электронной форме — у страхователя есть три рабочих дня на то, чтобы подтвердить получение извещения, иначе СФР направит запрос почтой;
  • если направлено по почте — считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня отправления заказного письма.

Запрос в рамках проактивных выплат

В режиме проактивных выплат СФР начисляет пособия:

  • по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
  • единовременное по рождению ребенка;
  • по уходу за ребенком.

При необходимости Социальный фонд может запросить сведения о застрахованном лице. Сроки ответа следующие:

  • три рабочих дня со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности — в рамках проактивных выплат по пособиям по временной нетрудоспособности, беременности и родам (п. 22 Правил);
  • два рабочих дня со дня получения запроса — в рамках проактивных выплат по единовременным пособиям по рождению ребенка (п. 32 Правил).

Пособие по уходу за ребенком — единственное, где работник должен самостоятельно подать заявление работодателю. А уже после этого страхователь в течение трех рабочих дней с момента получения запроса направляет сведения в СФР.

Ответственность

Штраф за просрочку или отказ от предоставления сведений составляет 200 ₽ за каждый непредставленный или несвоевременно представленный документ (п. 1 ст. 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Кроме того, для должностного лица или руководителя, который допустил нарушение, предусмотрена административная ответственность по п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ — от 300 до 500 ₽ за каждый документ.

Если предоставлены неполные или недостоверные сведения, штраф еще строже — 20% от суммы излишне понесенных СФР расходов, но не менее 1 000 и не более 5 000 ₽ (п. 2 ст. 26.31 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Если нарушены сроки предоставления в СФР сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения — штраф 5 000 ₽ (п. 3 ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Ответы на актуальные вопросы о проактивных выплатах

Социальный фонд России разъяснил, как отвечать на запросы о предоставлении сведений в рамках проактивных выплат (Информация Социального фонда России от 11.05.2023 № б/н). Приводим ответы ведомства.

Как ответить на проактивный запрос сведений на уволенного сотрудника?

Больничные выплачивают сотрудникам в период их работы у страхователя и в течение 30 календарных дней со дня увольнения.

В ответе на проактивный запрос укажите код условия исчисления пособия «47».

Если же работник на дату заболевания трудоустроен у нового работодателя, то запрос Фонд направит уже по новому месту работу (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Если работник давно уволился и трудоустроен у нового работодателя, а запросы СФР до сих пор шлет по старому месту работу, нужно сверить с Фондом сведения персонифицированного учета. Скорее всего, была предоставлена некорректная информация о трудоустройстве или увольнении.

Что делать, если сотрудник на больничном работал удаленно, получал зарплату, и выплата пособия не требуется?

Пособие по нетрудоспособности назначается, только если застрахованное лицо утратило заработок. Если сотрудник продолжал получать зарплату, выплачивать больничные не нужно.

В ответе на проактивный запрос поставьте «V» в поле, где указано, что выплата пособия не требуется.

Что делать, если в проактивном запросе заработок застрахованного лица отличается от данных работодателя?

Придерживайтесь одного из сценариев:

  • Если есть справки 182н, выданные предыдущим работодателем, в ответе на запрос СФР используйте данные о заработке, которые в них указаны.
  • Если справок 182н с предыдущего места работы нет, направьте в Фонд запрос о получении суммы заработка застрахованного лица в расчетном периоде (320 сообщение СЭДО). После получения ответа от СФР — направьте ответ на проактивный запрос или «сообщение 109».
Что делать, если в проактивном запросе сведений неверно указан стаж застрахованного лица?

В ответе на запрос укажите сведения о стаже сотрудника, которые страхователь сможет документально подтвердить.

Что делать, если страхователю не поступил запрос сведений для выплаты единовременного пособия по рождению ребенка?

Страхователь должен самостоятельно запустить проактивный процесс, то есть направить в территориальный орган СФР сообщение о жизненном событии «сообщение 109».

Как подать сведения для выплаты пособия по исполнителям, работающим по договорам ГПХ?

В графе «Примечания» укажите, что застрахованное лицо ведет деятельность по договору гражданско-правового характера.

Михаил Кобрин, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Катерина Кайгородова, редактор