Учет материалов

Учет материалов

В данной статье дадим ответы на вопросы бухгалтеров по учету материалов. Эксперты расскажут, как учесть покупку МПЗ у физических лиц, как списать малоценное имущество, как принять к вычету НДС по материалам, купленным за наличку.

Закуп материалов у физического лица

Вопрос. Каким образом организация может оформить сделку по приобретению материалов у физлица за наличный расчет? Кто обязан заплатить НДФЛ с дохода физического лица?

Ответ. Оформить закупки у физических лиц можно путем составления договора купли-продажи или закупочного акта (письмо Минфина РФ от от 04.08.2014 № 03-04-06/38361).

Закупочный акт на приобретение сельскохозяйственной продукции оформляется по унифицированной форме № ОП-5 или утверждается самим предприятием с сохранением всех обязательных реквизитов. Для закупки иных материалов компания может разработать и утвердить свою форму первичного документа. Закупочный акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами.

Если организация покупает имущество, принадлежащее физическому лицу (не ИП) на праве собственности, она не является налоговым агентом в отношении выплаченных доходов, даже если физическое лицо — сотрудник этой компании. Следовательно, компания не исчисляет и не удерживает НДФЛ с физического лица  продавца.

Обязанность по удержанию и перечислению средств у организации возникает только в том случае, если она является налоговым агентом, то есть состоит с физическим лицом в отношениях, регулируемых трудовым или гражданско-правовым договором. В данном случае отношения физического лица и организации регулируются договором купли-продажи. В п. 1 ст. 228 НК РФ установлено, что граждане самостоятельно обязаны рассчитывать и уплачивать НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на правах собственности (письма Минфина РФ от 27.02.2013 № 03-04-06/5607, от 11.04.2012 № 03-04-05/3-484).

Продажа материалов физическому лицу

Вопрос. Организация планирует реализовать материалы физическому лицу. Компания работает без кассового аппарата и не принимает наличные деньги. Каким образом физическое лицо может произвести оплату?

Ответ. Физическое лицо может обратиться в отделение банка, принимающего платежи в адрес юридических лиц. Произвести оплату по реквизитам организации можно на основании счета, договора купли-продажи или полученной накладной.

Кроме того, покупатель может обратиться к другому юридическому лицу или ИП и заключить с ним договор поручения об оплате данного счета (ст. 971 ГК РФ). Физическое лицо внесет поверенному денежные средства в кассу, а он в свою очередь перечислит денежные средства на расчетный счет продавца.

Вычет НДС по материалам, купленным за наличку

Вопрос. На основании каких документов организация вправе принять НДС к вычету по материалам, приобретенным за наличный расчет?

Ответ. Для применения налогового вычета по НДС по приобретенным материальным ценностям за наличный расчет у организации в обязательном порядке должен быть счет – фактура поставщика, составленный в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ (ст. 171 НК РФ, ст. 172 НК РФ). Кроме того, данный товар должен быть оприходован на счетах учета и использован в операциях, облагаемых НДС.

В строке 5 счета-фактуры должны быть отражены реквизиты (номер и дата) кассового чека (письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-04-09/07).

Указание в кассовом чеке суммы НДС не является обязательным условием для применения вычета по НДС. Важно, чтобы был правильно оформленный счет-фактура.

Помимо счета–фактуры, должен быть договор поставки на приобретение товара и товарная накладная, а также товарно-сопроводительные документы на транспортировку товара от поставщика до места его хранения.

При приобретении товаров за наличные средства следует помнить о лимите расчетов между организациями (предпринимателями). Предельная сумма не может превышать 100 000 рублей в рамках одного договора (п.п. 6 Указания ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У).

За нарушение установленного лимита расчетов наличными налоговый орган вправе предъявить два административных штрафа: на организацию в размере от 40 000 до 50 000 рублей и на должностное лицо организации  от 4 000 до 5 000 рублей. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Штраф может быть предъявлен в течение двух месяцев со дня проведения сверхлимитных расчетов (ст. 4.5 КоАП РФ).

Момент списания материалов

Вопрос. В какой момент правомерно списывать материалы на счета затрат?

Ответ. Каждый экономический субъект (организация) отражает все совершенные хозяйственные операции, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (далее МПЗ) организации установлены ПБУ 5/01. Порядок организации бухгалтерского учета МПЗ на основе ПБУ 5/01 определен Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119Н.

Согласно нормативным документам списание материалов осуществляется в момент их передачи в эксплуатацию (например, со склада в подразделение) на основании требований-накладных формы 0504204 или ведомостей выдачи материальных ценностей на нужды учреждения формы 0504210. Но предприятие вправе разработать свою форму первичного документа на отпуск материалов.

Если списание материалов на счета затрат производится на основании требования-накладной, в ней следует указать назначение использования. Если цель использования не указана, материалы можно списать на затраты на основании акта, в котором следует обязательно указать причины списания.

Как списать компьютер стоимостью до 40 000 рублей

Вопрос. Можно ли сразу списать малоценный компьютер, предварительно оприходовав его на счет 10?

Ответ. В соответствии с п.5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 указанного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Важно, чтобы возможность учета активов стоимостью до 40 000 рублей в составе материальных запасов была предусмотрена учетной политикой предприятия.

Как учесть и списать мобильный телефон

Вопрос. Какими документами оформить списание сломанного мобильного устройства?

Ответ. В целях бухгалтерского учета мобильный телефон стоимостью до 40 000 рублей можно учитывать в составе материально-производственных запасов. Передав телефон в пользование сотрудника, стоимость телефона можно отнести на затраты, а далее учитывать мобильный телефон на забалансовом счете.

Если телефон вышел из строя и не подлежит дальнейшему использованию, его можно списать с забалансового учета на основании акта с указанием причины выбытия ТМЦ.

Эксперт сервиса Норматив
Рогачева Е.А.