Что изменится в розничной торговле после введения маркировки товаров
В 2019 году в три этапа вводится обязательная маркировка некоторых видов товаров. На примере продажи табака рассказываем, что нужно сделать продавцам, чтобы торговать по новым правилам и избежать штрафов, а также о том, как происходит процесс оборота маркированной продукции.
Маркировка: сроки введения и перечень продукции
Чтобы снизить оборот контрафактной продукции в России, Минпромторг принял решение о введении обязательной маркировки для некоторых групп товаров. Маркировка — это нанесение уникального кода DataMatrix на товар, упаковку или ярлык во время производства. Контролировать и отслеживать этот процесс ведомство будет с помощью системы «Честный знак».
В Распоряжении Минпромторга России от 28 апреля 2018 года №792-р указан перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке средствами идентификации, а также сроки её введения. Так, в 2019 году маркировку для некоторых товаров введут в три этапа — 1 марта, 1 июля и 1 декабря.
Перечень продукции, которая подлежит маркировке в 2019 году*
Коды ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) | Перечень товаров | Исключения | ||
1 марта 2019 года | ||||
Табачная продукция — код 2402 | Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, а также содержащие табак | — | ||
1 июля 2019 года | ||||
Обувь — коды 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 | Детская, женская, мужская обувь с подошвой или с верхом из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи, текстильных материалов, дерева, пробки. Сюда же относятся ботинки для лыж, сноуборда, коньков, спортивной борьбы, бокса, велоспорта | Ортопедическая обувь, изделия из асбеста или без подошвы, игрушечная или бывшая в употреблении обувь | ||
1 декабря 2019 года | ||||
Духи и туалетная вода — код 3303 00 | Расфасованные для розничной продажи смешанные или несмешанные продукты (кроме водных дистиллятов и водных растворов эфирных масел), которые можно использовать в качестве товаров | — | ||
Шины и покрышки пневматические резиновые новые — код ТН ВЭД 4011 | Шины и покрышки для легковых, гоночных, грузопассажирских автомобилей, автобусов, воздушных судов, мотоциклов, велосипедов, моторных транспортных средств для перевозки грузов. В эту же группу входят машины для сельского и лесного хозяйства, строительства, горного дела и промышленности | — | ||
Предметы одежды — код 4203 10 000 | Изделия из натуральной или композиционной кожи, включая перчатки, рукавицы, митенки, в том числе спортивные или защитные. В эту группу также входят фартуки и другая защитная одежда, подтяжки, пояса, патронташи и напульсники, кроме ремешков для часов | — | ||
Трикотажные блузки для женщин или девочек (код 6106) | Изделия могут быть из хлопка, шерсти, льна, химических нитей и других текстильных материалов | Одежда с карманами ниже талии, с эластичным поясом или другими средствами затягивания на нижней части, а также изделия с плотностью вязки в среднем менее 10 петель на 1 линейный сантиметр в каждом направлении | ||
Пальто, куртки и аналогичные изделия для мужчин, женщин и детей (коды 6201 и 6202) | К подконтрольным товарам относятся также полупальто, накидки, плащи, ветровки, штормовки, спортивные куртки. Изделия могут быть из хлопка, шерсти, волоса животных, химических нитей и других текстильных материалов | Изделия из ваты или трикотажа машинного или ручного вязания, а также одежда, бывшая в употреблении | ||
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное — код 6302 | Продукция может быть произведена из хлопка, шерсти, льна, шелка, трикотажа, волокна рами, химических нитей и другого текстиля, а также из нетканых материалов | — | ||
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки — код 9006 | Зеркальные, пленочные и матричные фотоаппараты, в том числе одноразовые и с моментальным получением готового снимка, а также фотокамеры для подводной и аэрофотосъемки, для медицинского или хирургического обследования, для судебных или криминалистических целей | — |
* Примечание: Сроки введения обязательной маркировки могут измениться, так как зависит от результатов эксперимента с участием представителей разных сегментов рынка.
Процесс оборота маркированной продукции
1. Производство.
По запросу производителя Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) генерирует уникальные коды для нужного количества новой продукции. В заводских условиях производитель наносит присланные от ЦРПТ коды на все виды упаковки.
Далее производитель сообщает ЦРПТ, какие коды он использовал. Эти же коды указываются в первичных документах, которые оформляются при продаже оптовикам. В рамках эксперимента данные о маркировке передаются в форме универсальных передаточных документов (УПД), которые нужно подписывать УКЭП.
2. Перемещение между организациями или точками.
Отправители и получатели груза сообщают в систему МОТП, что приняли продукцию — подписывают электронный УПД. Чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов, при получении груза рекомендуется сканировать упаковки.
3. Получение в точке продажи .
Магазин получает маркированный товар от поставщика и товарные накладные в бумажном (на время переходного периода) или электронном виде. В системе электронного документооборота (ЭДО) товаровед видит УПД для данной поставки. УПД содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки. Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий УПД при помощи УКЭП.
4. Продажа (вывод из оборота).
Кассир считывает 2D-сканером код с пачки, продавая ее покупателю. Касса отправляет в адрес ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения о кодах — в ИС МОТП. После этого система знает, какие именно коды выведены из оборота, а значит, больше не должны встречаться в обороте.
Как торговать по новым правилам
Правила розничной торговли после введения маркировки изменятся — продавцам нужно будет дополнительно регистрироваться в специальных системах и закупать оборудование.
Рассмотрим для примера, что потребуется сделать табачной рознице, чтобы торговать по новым правилам:
1) зарегистрироваться в ИС МОТП — информационной системе мониторинга оборота табачной продукции (для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись — УКЭП);
2) подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота, чтобы контрагенты обменивались документами о поставке табака (после подписания обеими сторонами документ получает ИС МОТП и на основании него фиксирует факт передачи права собственности на коды, которые нанесены на товар);
3) приобрести 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки;
4) обновить кассовое программное обеспечение, чтобы касса отправляла через оператора фискальных данных код с пачки в систему МОТП.
Санкции за нарушения
За оборот табачных изделий без маркировки в законодательстве предусмотрена конфискация предметов правонарушения и штраф. Для физлиц штраф составит 4–5 тыс. ₽, для должностных лиц — 10–15 тыс. ₽, для юрлиц — 200–300 тыс. ₽ (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).
Однако эксперты полагают, что в данной редакции КоАП под термином «маркировка» следует понимать упаковки с акцизными марками, а не продукцию, которая контролируется с помощью «электронных средств идентификации». Этот термин появится в Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ только с 1 марта 2019 года, когда вступят в силу поправки Федерального закона от 29.07.2018 № 272-ФЗ.
Владимир Поздняков,
эксперт по ЕГАИС,
маркировке и ФГИС «Меркурий»
сервиса Контур.Маркет