Что изменится в розничной торговле после введения маркировки товаров

Что изменится в розничной торговле после введения маркировки товаров

В 2019 году в три этапа вводится обязательная маркировка некоторых видов товаров. На примере продажи табака рассказываем, что нужно сделать продавцам, чтобы торговать по новым правилам и избежать штрафов, а также о том, как происходит процесс оборота маркированной продукции.

Маркировка: сроки введения и перечень продукции

Чтобы снизить оборот контрафактной продукции в России, Минпромторг принял решение о введении обязательной маркировки для некоторых групп товаров. Маркировка — это нанесение уникального кода DataMatrix на товар, упаковку или ярлык во время производства. Контролировать и отслеживать этот процесс ведомство будет с помощью системы «Честный знак».

В Распоряжении Минпромторга России от 28 апреля 2018 года №792-р указан перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке средствами идентификации, а также сроки её введения. Так, в 2019 году маркировку для некоторых товаров введут в три этапа — 1 марта, 1 июля и 1 декабря.

Перечень продукции, которая подлежит маркировке в 2019 году*

Коды ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) Перечень товаров Исключения
1 марта 2019 года
Табачная продукция — код 2402 Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей, а также содержащие табак
1 июля 2019 года
Обувь — коды 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 Детская, женская, мужская обувь с подошвой или с верхом из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи, текстильных материалов, дерева, пробки. Сюда же относятся ботинки для лыж, сноуборда, коньков, спортивной борьбы, бокса, велоспорта Ортопедическая обувь, изделия из асбеста или без подошвы, игрушечная или бывшая в употреблении обувь
1 декабря 2019 года

Духи и туалетная вода — код 3303 00

Расфасованные для розничной продажи смешанные или несмешанные продукты (кроме водных дистиллятов и водных растворов эфирных масел), которые можно использовать в качестве товаров
Шины и покрышки пневматические резиновые новые — код ТН ВЭД 4011 Шины и покрышки для легковых, гоночных, грузопассажирских автомобилей, автобусов, воздушных судов, мотоциклов, велосипедов, моторных транспортных средств для перевозки грузов. В эту же группу входят машины для сельского и лесного хозяйства, строительства, горного дела и промышленности
Предметы одежды — код 4203 10 000 Изделия из натуральной или композиционной кожи, включая перчатки, рукавицы, митенки, в том числе спортивные или защитные. В эту группу также входят фартуки и другая защитная одежда, подтяжки, пояса, патронташи и напульсники, кроме ремешков для часов
Трикотажные блузки для женщин или девочек (код 6106) Изделия могут быть из хлопка, шерсти, льна, химических нитей и других текстильных материалов Одежда с карманами ниже талии, с эластичным поясом или другими средствами затягивания на нижней части, а также изделия с плотностью вязки в среднем менее 10 петель на 1 линейный сантиметр в каждом направлении
Пальто, куртки и аналогичные изделия для мужчин, женщин и детей (коды 6201 и 6202) К подконтрольным товарам относятся также полупальто, накидки, плащи, ветровки, штормовки, спортивные куртки. Изделия могут быть из хлопка, шерсти, волоса животных, химических нитей и других текстильных материалов Изделия из ваты или трикотажа машинного или ручного вязания, а также одежда, бывшая в употреблении
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное — код 6302 Продукция может быть произведена из хлопка, шерсти, льна, шелка, трикотажа, волокна рами, химических нитей и другого текстиля, а также из нетканых материалов
Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки — код 9006 Зеркальные, пленочные и матричные фотоаппараты, в том числе одноразовые и с моментальным получением готового снимка, а также фотокамеры для подводной и аэрофотосъемки, для медицинского или хирургического обследования, для судебных или криминалистических целей

* Примечание: Сроки введения обязательной маркировки могут измениться, так как зависит от результатов эксперимента с участием представителей разных сегментов рынка.

Процесс оборота маркированной продукции

1. Производство.

По запросу производителя Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) генерирует уникальные коды для нужного количества новой продукции. В заводских условиях производитель наносит присланные от ЦРПТ коды на все виды упаковки.

Далее производитель сообщает ЦРПТ, какие коды он использовал. Эти же коды указываются в первичных документах, которые оформляются при продаже оптовикам. В рамках эксперимента данные о маркировке передаются в форме универсальных передаточных документов (УПД), которые нужно подписывать УКЭП.

2. Перемещение между организациями или точками.

Отправители и получатели груза сообщают в систему МОТП, что приняли продукцию — подписывают электронный УПД. Чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов, при получении груза рекомендуется сканировать упаковки.

3. Получение в точке продажи .

Магазин получает маркированный товар от поставщика и товарные накладные в бумажном (на время переходного периода) или электронном виде. В системе электронного документооборота (ЭДО) товаровед видит УПД для данной поставки. УПД содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки. Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий УПД при помощи УКЭП.

4. Продажа (вывод из оборота).

Кассир считывает 2D-сканером код с пачки, продавая ее покупателю. Касса отправляет в адрес ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения о кодах — в ИС МОТП. После этого система знает, какие именно коды выведены из оборота, а значит, больше не должны встречаться в обороте.

Как торговать по новым правилам

Правила розничной торговли после введения маркировки изменятся — продавцам нужно будет дополнительно регистрироваться в специальных системах и закупать оборудование.

Рассмотрим для примера, что потребуется сделать табачной рознице, чтобы торговать по новым правилам:

1) зарегистрироваться в ИС МОТП — информационной системе мониторинга оборота табачной продукции (для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись — УКЭП);

2) подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота, чтобы контрагенты обменивались документами о поставке табака (после подписания обеими сторонами документ получает ИС МОТП и на основании него фиксирует факт передачи права собственности на коды, которые нанесены на товар);

3) приобрести 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки;

4) обновить кассовое программное обеспечение, чтобы касса отправляла через оператора фискальных данных код с пачки в систему МОТП.

Санкции за нарушения

За оборот табачных изделий без маркировки в законодательстве предусмотрена конфискация предметов правонарушения и штраф. Для физлиц штраф составит 4–5 тыс. ₽, для должностных лиц — 10–15 тыс. ₽, для юрлиц — 200–300 тыс. ₽ (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ).

Однако эксперты полагают, что в данной редакции КоАП под термином «маркировка» следует понимать упаковки с акцизными марками, а не продукцию, которая контролируется с помощью «электронных средств идентификации». Этот термин появится в Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ только с 1 марта 2019 года, когда вступят в силу поправки Федерального закона от 29.07.2018 № 272-ФЗ.

Владимир Поздняков,

эксперт по ЕГАИС,

маркировке и ФГИС «Меркурий»

сервиса Контур.Маркет