Экологический учет без санкций от Росприроднадзора: пошаговая инструкция

Перейти к содержанию:
Экосбор: кто платит, как рассчитать, отчитаться и что будет за неуплату

Экологический учет без санкций от Росприроднадзора: пошаговая инструкция

Если вы до сих пор полагали, что ваша фирма может не вести учет отходов, — вы пренебрегали важной обязанностью, и за это может грозить административная ответственность. Учет необходим даже в тех случаях, когда помещение находится у компании в аренде, а свои отходы она передает подрядчику для транспортирования и утилизации.

Все компании — будь то большая корпорация или субъект СМП — образуют в ходе своей хоздеятельности отходы. Законодательство использует для их обозначения понятие «негативное воздействие на окружающую среду» (НВОС) и требует вести экологический учет.

Разберем, как нужно действовать, чтобы не нарушить закон и не получить штраф от Росприроднадзора.

Шаг 1. Проводим инвентаризацию образующихся отходов

Небольшая фирма по продаже товаров не имеет собственного офиса и размещается в арендованном помещении. Казалось бы, какое влияние такая компания оказывает на окружающую среду? А если негативное воздействие все же есть — какую отчетность нужно представлять в Росприроднадзор?

Чтобы понять это, для начала нужно составить перечень отходов.

Отходы разделяются на пять классов по уровню опасности. На отходы I–IV классов необходимо оформить паспорт. Для последнего, V класса опасности — практически не опасные отходы — паспорт не требуется.

В паспорте указывается класс опасности, химический или компонентный состав и агрегатное состояние отходов. Класс опасности можно определить по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. В нем содержатся 11-значные кодовые идентификаторы — найти их можно по наименованию отходов. Последняя цифра в номере — обозначение класса опасности.

Так, например, наша фирма использует для освещения ртутные лампы. По квалификационному каталогу они относятся к I классу опасности. Отработанная компьютерная техника вся попадает в IV класс опасности — неважно, системный блок это или компьютерная мышь.

Примеры отходов по классам опасности и их идентификаторы

Класс опасности Расшифровка класса опасности Пример идентификатора Пример наименования отходов

I

Чрезвычайно опасные отходы

4 71 101 01 52 1

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

II

Высокоопасные отходы

4 82 201 51 53 2

Одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные

III

Умеренно опасные отходы

4 06 110 01 31 3

Отходы минеральных масел моторных

IV

Малоопасные отходы

7 33 100 01 72 4

Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

V

Практически не опасные отходы

4 05 122 02 60 5

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

Паспорт отходов обязаны оформлять все юридические лица и ИП.

Разрешительная документация для объектов НВОС

Кроме того, некоторые предприятия должны в обязательном порядке оформлять разрешительную документацию. Чтобы понять, относится ли это к нашей фирме, воспользуемся критериями для объектов НВОС из Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, которое действует с 1 января 2021 года. Эти критерии утверждены на семь лет. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в соответствии с которым ставили на учет объекты с 2016 по 2020 год включительно, теперь не действует. Оформлять разрешительную документацию должны предприятия с объектами I и II категорий — оказывающие значительное и умеренное воздействие на окружающую среду. Предприятия с объектами III и IV категорий НВОС — оказывающие незначительное и минимальное негативное воздействие на окружающую среду — от этой обязанности освобождены. Вместо этого компании с объектами III категории проводят расчеты нормативов допустимых выбросов/сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), при наличии таковых.

Шаг 2. Разрабатываем паспорта на отходы IIV классов опасности

После того как предприятие определилось с перечнем образующихся у него отходов, оно должно на каждое наименование отходов I–IV классов опасности составить паспорт. Сделать это можно как самим, так и заключив договор со сторонней организацией.

Чтобы составить паспорт, нужно пройти следующие этапы:

  1. Отбор проб и доставка их в аккредитованную лабораторию для исследования компонентного и химического состава отходов. Проведение анализов.
  2. Получение протоколов анализов.
  3. Разработка паспорта отходов.
  4. Утверждение паспорта руководителем предприятия.

Паспортизация отходов регламентирована Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1026. Отсутствие на предприятии паспортов на отходы I–IV классов опасности может привести к административной ответственности (п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ) в виде штрафа:

  • для лиц, ведущих деятельность без образования юрлица, — 40 000–60 000 руб.;
  • для юридических лиц — 200 000–350 000 руб.;
  • для должностных лиц— 20 000–40 000 руб.

Для тех отходов, которые отсутствуют в ФККО, необходимо произвести процедуру отнесения отхода к конкретному классу опасности. Порядок регламентирован в Приказе Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1027.

Паспорта отходов, которые включены в ФККО, действуют бессрочно.

Шаг 3. Заключаем договор на обращение с отходами

Если профильной деятельностью предприятия не является транспортирование, утилизация, обезвреживание или захоронение отходов, для этих целей необходимо заключить договор со сторонней организацией. Стоит помнить, что деятельность по обращению с отходами I–IV класса опасности — лицензируемая (пп. 5 пункта 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Подрядчик при заключении договора должен представить лицензию, в которой прописано, какие именно операции и с какими отходами он может производить:

1) транспортирование (те, у кого в лицензии указано «сбор и транспортирование отходов»);

2) обработка (подготовка отходов к дальнейшей утилизации; не является конечной стадией их «жизненного цикла»);

3) утилизация, обезвреживание и захоронение отходов на полигонах (конечная стадия «жизненного цикла» отходов).

Если ваш подрядчик — транспортирующая компания, Роcприроднадзор рекомендует заключать трехсторонний договор, по которому транспортировщик обязуется передавать отходы третьему лицу, имеющему лицензию на их размещение (письмо Росприродназдора от 28.11.2012 № ВК-03-03-36/16141). Однако на практике данный совет не всегда выполним. В этом случае нужно запросить у транспортирующей компании копию договора с предприятием, куда отходы будут переданы на обработку, утилизацию, обезвреживание или захоронение.

Следует помнить, что организация может хранить отходы в течение 11 месяцев — за исключением тех, к которым применяются санитарно-эпидемиологические требования (например, пищевые отходы). Хранение отходов I–IV классов опасности дольше указанного срока без наличия лицензии повлечет за собой административное наказание.

Ответственность за нарушение требований по хранению отходов IIV классов опасности

Ответственные

Административное наказание (ст. 8.2 КоАП РФ)

за разовое нарушение

за повторное нарушение

Должностные лица

10 000–30 000 руб.

30 000–40 000 руб.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юрлица

30 000–50 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

50 000–70 000 руб.

 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юридические лица

100 000–250 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

250 000–400 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

За нарушение правил хранения отходов, к которым применяются санитарно-эпидемиологические требования, организации также грозит административное наказание (п. 3 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — штраф от 70 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Шаг 4. Ведем учет движения отходов

Раньше формировать данные по движению отходов (журнал учета отходов) нужно было до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом и годом). По таким правилам учет формировался в январе 2021 года последний раз.

Теперь годовой учет отходов нужно составлять до 25 января. То есть подготовить журнал за 2022 год надо будет до 25 января 2023 года. А данные за квартал теперь необязательно формировать к определенному числу. Согласно п. 12 Приказа Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028, сведения за год должны включать в себя сводные данные учета по итогам очередного квартала. Однако прямого требования формировать квартальные журналы учета в новом приказе нет.

Журнал учета отходов по-прежнему не сдают в контролирующие органы, а предъявляют по требованию при проверках. В пп. «в» п. 3 Приказа Минприроды РФ от 10.12.2020 № 1043 указано, что к декларации прилагаются журналы учета движения отходов за отчетный период. Тем не менее Порядок учета отходов не самостоятельная форма отчетности, а приложение к отчету.

Журнал учета можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Сейчас такая возможность появилась и в Контур.Экстерне. Хранить данные учета необходимо в течение 5 лет.

Вести журнал нужно даже в том случае, если договор на передачу отходов еще не заключен с подрядчиком. Если учет движения отходов на предприятии не ведется, это грозит штрафом (п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 40 000 до 60 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

Шаг 5. Составляем отчетность по экологии

Каждая фирма обязана представлять экологическую отчетность на основании того, что любая организация, как мы уже сказали в начале статьи, является образователем отходов. Даже если предприятие располагается в арендованных помещениях, а отходы по договору передаются сторонним организациям.

Определяемся с категорией НВОС

С 1 января 2019 года вся отчетность по экологии зависит от того, какая категория НВОС присвоена объектам предприятия. Мы уже говорили, что при категоризации объектов следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в котором указаны критерии присвоения объекту той или иной категории НВОС (см. также шаг 1, с 1 января 2021 года вступил в силу новый перечень критериев, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398).

Если объекты предприятия подходят под какой-либо из критериев, указанных в постановлении, их необходимо поставить на учет в течение 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

У компании из нашего примера нет объектов НВОС. Однако если бы у этой фирмы была на балансе котельная, то она относилась бы к III категории НВОС. Котельная работает на топливе, а при сжигании любого топлива выделяется бенз(а)пирен — вещество I класса опасности. В этом случае фирме необходимо было бы поставить котельную на учет.

Как поставить объект НВОС на государственный учет.

1.

Заполняем заявку о постановке объекта НВОС на учет. Форма заявки определена Приказом Приказа Минприроды РФ от 12.08.2022 N 532.

2. Определяем уровень поднадзорности объектов: федеральный или региональный. Объекты, относящиеся к федеральному надзору, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.
3.

Направляем заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет:

  • если федеральный надзор — в территориальный орган Росприроднадзора;
  • если региональный надзор — в орган исполнительной власти субъекта по вопросам экологии.
4. Получаем свидетельство о постановке объекта НВОС на учет с указанием присвоенной категории и номера объекта.

Если же объекты предприятия не подпадают ни под один из указанных в постановлении критериев, то категория НВОС им не присваивается и на учет их ставить не нужно. Однако от обязанности представлять отчетность это компанию не освобождает.

Сдаем отчетность

Наименование отчета

Категории объектов НВОС

Исключения: кто освобожден от сдачи отчетности

I

II

III

IV

Без категории

Декларация о плате за НВОС

+

+

+

Подается лишь в том случае, если у предприятия помимо объектов IV категории есть объекты других категории

+

Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ)

Отчет о результатах производственного экологического контроля (ПЭК)

+

+

+

Компании с объектами IV категории и безкатегорийными объектами

«Сведения об охране атмосферного воздуха. Форма № 2-ТП (воздух)»

+

+

+

Компании, у которых объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют: 1) менее 5 тонн в год либо 2) менее 10 тонн при отсутствии составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ I и (или) II классов опасности

«Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления. Форма № 2-ТП (отходы)»

+

+

+

+

+

Предприятия МСП при одновременном соблюдении трех условий:

  • образуются только ТКО в количестве менее 0, 1 тонны в год;
  • заключен договор с регоператором;
  • не ведется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, форму необходимо представлять

«Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы. Форма № 2-ТП (рекультивация)»1

+

+

+

Компании, у которых отсутствует деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), не осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также не занимающиеся размещением отходов

«Сведения об использовании воды. Форма № 2-ТП (водхоз)»1

+

+

+

Компании:

  • не осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
  • не осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 куб. м воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
  • не получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 куб. м и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
  • не получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 куб. м и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
  • не имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5 000 куб. м и более в сутки независимо от объема забираемой воды

«Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах. Форма № 2-ОС»1

+

+

+

Компании, не осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах, в том числе:

  • имеющие лицензию на водопользование, решение на предоставление водного объекта в пользование и/или договор на пользование водным объектом;
  • осуществляющие виды водопользования, не требующие, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ, разрешительной документации;
  • пользователи водных объектов, право пользования которыми на момент заполнения формы не оформлено

«Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Форма № 18-КС»

+

+

+

Подается при необходимости2

Подается при необходимости2

Компании, у которых отсутствуют инвестиции в основной капитал, направленные на ООС

«Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды. Форма № 4-ОС»

+

+

+

Подается при необходимости2  Подается при необходимости2

Компании, не имеющие основных фондов природоохранного назначения, не осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), не имеющие объектов НВОС, при текущих затратах на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения менее 100 тыс. руб. в год

Отчет об образовании и обращении с отходами (региональный кадастр)

+

+

+

+

+

А если не сдали отчетность или передали неверные данные?

Если предприятие не представило экологическую отчетность или исказило сведения, ему грозит штраф.

Административная ответственность за нарушение порядка экологической отчетности

Административное правонарушение

Кто несет ответственность

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация)

Сокрытие или искажение информации (ст. 8.5 КоАП РФ)

500–1 000 руб.

3 000–6 000 руб.

20 000–80 000 руб.

Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ)

100–300 руб.

300–500 руб.

3 000–5 000 руб.

Непредставление первичных статистических данных (ст. 13.19 КоАП РФ)

10 000–20 000 руб.

 

Повторное: 30 000–50 000 руб.

20 000–70 000 руб.

 

Повторное:

100 000–150 000 руб.

НВОС

Невнесение в установленные сроки платы за НВОС (ст. 8.41 КоАП РФ)

 

 

3 000–6 000 руб.

50 000–100 000 руб.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о ПНВОС (ст. 8.5 КоАП РФ)

 

 

 

 

 

3 000–6 000 руб.

20 000–80 000 руб.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС (ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ)

Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 %за каждый день просрочки

Отчет о результатах ПЭК

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации (ст. 8.5 КоАП РФ)

500–1 000 руб.

3 000–6 000 руб.

20 000–80 000 руб.

Ответственность за нарушение порядка отчетности для ведения кадастра устанавливается региональным законодательством — как правило, законом об административных правонарушениях. Для сравнения мы взяли несколько нормативно-правовых актов разных регионов.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в отчетности по кадастру

Регион

Кто несет ответственность

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Москва (ст. 4.36 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45)

10 000 руб.

100 000 руб.

Ленинградская область (ст. 5.10 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-ОЗ)

10 000–30 000 руб.

100 000–250 000 руб.

Свердловская область (ст. 16-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ)

2 000–10 000 руб.

30 000–100 000 руб.

ХМАО (ст. 9.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.06.2010 № 102-ОЗ)

3 000–5 000 руб.

10 000–30 000 руб.

Если в законодательстве вашего региона такая ответственность не предусмотрена, административное наказание применяется в соответствии со ст. 8.2 и 8.5 КоАП.

Ольга Захарова, эксперт по отчетности в Росприроднадзор

При необходимости.

Подается при необходимости, если есть инвестиции в деятельность, направленную на охрану или защиту окружающей среды.