Налоговые требования: какие документы налогоплательщик вправе не предоставлять

Перейти к содержанию:
Налог на добавленную стоимость | Налоговые проверки

Налоговые требования: какие документы налогоплательщик вправе не предоставлять

Налоговая служба может запрашивать у налогоплательщика документы — как при различных проверках, так и вне проверок. Налогоплательщик, в свою очередь, не обязан выполнять требования налоговых органов, которые не соответствуют НК РФ. Какие документы налоговая требовать не вправе, а налогоплательщик может не предоставлять?

Налоговая может потребовать документы в четырех случаях:

  1. при проведении камеральной проверки декларации или расчета, представленного налогоплательщиком — получателем запроса;
  2. при проведении выездной проверки налогоплательщика — получателя требования;
  3. при «встречной» проверке (в этом случае проверка проводится не у адресата запроса, а у его контрагентов или других лиц, которые как-то с ним связаны);
  4. вне рамок каких-либо проверок.

При получении требования налогоплательщик обязан предоставить запрашиваемые документы. Однако для ФНС существуют ограничения: не все документы можно включать в требование. Соответственно, налогоплательщик может правомерно не предоставлять некоторые из них. Рассмотрим, какие именно документы и в каких случаях можно не передавать в налоговую.

При камеральной проверке

В ходе этой проверки налоговые инспекторы направляют требование со ссылкой на ст. 88 НК РФ о предоставлении того или иного документа. При этом сотрудники ИФНС не должны запрашивать, если в декларации:

Неточности Льготы Убытки НДС к возмещению Несоответствия

— счета-фактуры, «первичку», договоры, любые данные бухучета (регистры, ОСВ);

— штатное расписание;

— данные налогового учета, включая книгу учета доходов и расходов и т. д.;

— информацию, отличную от пояснений: расшифровки («дебиторки» и «кредиторки», по счетам бухучета, расходов и т. д.), сведения об основных средствах;

— пояснения по экономической деятельности налогоплательщика — о причинах роста вычетов, падения доходов, динамике производства и т. п.;

— еще одну уточненную декларацию (если уже была отправлена «уточненка»)

— документы, подтверждающие право на пониженную ставку

— «первичку»;

— регистры бухгалтерского и налогового учета;

— карточки счетов;

— ОСВ;

— уточненную декларацию

— ОСВ и прочие регистры бухучета;

— договоры с покупателями продукции, входной НДС по которой заявлен к вычету;

— документы на доставку товара до места хранения или реализации;

— ветеринарные свидетельства на товар;

— доверенности;

— акты сверки и акты взаимозачетов;

— трудовые книжки и штатное расписание;

— приказы по кадрам;

— сведения о назначении руководителя

— пояснения или «уточненку»;

— сводные и аналитические документы;

— анализ конкретного счета;

— документы (в том числе карточки счетов, ОСВ), не относящиеся к конкретным «проблемным» операциям

В рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам ИФНС не вправе требовать пояснения и уточненный расчет.

Как подготовить «безопасный» ответ на требование ФНС при камеральной проверке и избежать новых претензий со стороны налоговых органов, читайте в статье.

При выездной проверке

В рамках этой проверки не могут быть запрошены со ссылкой на ст. 93 НК РФ следующие документы:

  • требование о предоставлении информации, в том числе в виде различных расшифровок, расчетов, списков и т. п.;
  • документы, которые не относятся к проверяемому периоду либо срок хранения которых уже истек;
  • копии документов, оригиналы которых уже находятся в руках проверяющих (в том числе когда ИФНС решила вернуть оригиналы, но налогоплательщик их еще не забрал).

При встречной проверке

В этом случае основанием для требования документов служит п. 1 ст. 93 НК РФ. Под это требование не подпадают:

  • документы по всей деятельности получателя запроса;
  • трудовые договоры, где работодателем является сам получатель запроса;
  • документы, касающиеся иных компаний, никак не связанных с проверяемым.

В других случаях

Ссылаясь на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, налоговики могут получить от налогоплательщика документы или информацию по конкретной сделке. В этой ситуации не обязательно предоставлять:

  • документы и информацию по взаимоотношениям с контрагентом за период в целом, без привязки к конкретным сделкам;
  • данные за определенный период по всем контрагентам;
  • информацию, которая не имеет отношения к сделкам (штатное расписание, расшифровки строк декларации, показатели баланса или затрат и др.).

Читайте подробную аналитику в статье «Требования о предоставлении документов: законные и не очень»: сроки, в которые налоговая может прислать требование, какие документы имеет право запрашивать, а какие — нет и от чего это зависит.

Алексей Крайнев, юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Вероника Брагина, налоговый журналист справочно-правового сервиса Контур.Норматив