Проверки Роспотребнадзора: подводные камни

Проверки Роспотребнадзора: подводные камни

О том, чего ждать от проверок Роспотребнадзора

Проверкам Роспотребнадзора, как показала практика, российские организации не уделяют должного внимания. И делают это совершенно зря. Да, действительно, в течение трех лет с момента создания фирмы сотрудники Роспотребнадзора не беспокоят (при условии, что отсутствуют причины для внеплановой проверки). Но по истечении 3 лет блюстители санитарных норм и прав потребителей могут застать врасплох.

Что может проверить Роспортебнадзор?

Основным документом, регулирующим порядок осуществления надзора за деятельностью организаций, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 Постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322.

В частности, инспекторы Роспотребнадзора вправе проверить:

  • правила розничной торговли. Эти правила едины на всей территории России и определены в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55;
  • порядок ценообразования;
  • санитарно-эпидемиологическое состояние организации. 

Также инспекторы надзорного ведомства могут проверить и условия труда работников: содержание помещений, оборудования, прилегающей территории. Кроме того, при проведении проверки уделяется внимание профилактическим мероприятиям (например, проведению медицинских осмотров).

Ниже более подробно рассмотрим, на что, в первую очередь, обращают внимание ревизоры и за какие нарушения могут оштрафовать.

На что обращают внимание инспекторы в ходе проверки?

1. Наличие сведений о товарах

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (п. 11 Правил, утв. Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55).

Информация в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара;
  • фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  • обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара;
  • срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • цену и условия приобретения товара.

Если в ходе проверки будет выявлено, что торговая фирма продает товары без необходимой информации, сотрудники Роспотребнадзора вправе будут оштрафовать:

  • организацию – на сумму от 5 000 до 10 000 руб.;
  • должностное лицо (например, продавца) – на сумму от 500 до 1000 рублей (ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

2. Порядок ценообразования

Перечень товаров, цены на которые регулирует государство, приведен в Постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. К таким товарам, в частности, относятся водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%, лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, продукты детского питания и др.

За нарушения порядка ценообразования статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

При завышении цен предусмотрены следующие штрафы:

  • для организаций – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
  • для должностного лица (например, продавца) – в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию от работы на срок до трех лет.

При занижении цен, предусмотрен следующий штраф:

  • для организаций – в размере ста тысяч рублей;
  • для должностного лица – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

3. Соблюдение санитарных норм и правил

В первую очередь, для проверки санитарно-эпидемиологического состояния организации проверяющие приходят на предприятия пищевой промышленности. Приоритет связан с тем фактом, что любая ошибка в технологии или нарушение санитарных правил в таких организациях может привести к серьезным последствиям. По этим же причинам должностные лица Роспотребнадзора обращают особое внимание и на крупные предприятия, продукцию которых потребляет много людей, предприятия общепита, коммунальные службы (особенно связанные с водоснабжением). Также особый приоритет отдается учреждениям, где воспитываются, учатся и отдыхают дети.

За нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлена административная ответственность по целому ряду статей главы 6 КоАП РФ.

Размер административных штрафов варьируется от 100 до 500 000 руб.

Проверка в офисе: что должно быть под контролем?

Прийти с проверкой инспектор может в любую организацию, независимо от ее организационно-правовой формы и вида деятельности. Но что же можно проверить в офисе, в котором не осуществляется производство или продажа товаров, а, например, работают клерки?

В офисе проверяется, например, компьютерная техника на соответствие требованиям по качеству (наличие сертификатов производителя), месту расположения в офисе, уровню шума и концентрации веществ, которые они выделяют в воздух во время работы. Например, помещение, в котором находятся компьютеры, и рабочие места пользователей должны соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Уровни шума и вибрации не должны превышать допустимых значений, установленных для данного вида работ (приложение № 1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340). Шумящее оборудование (например, принтеры и серверы), уровни шума которых превышают нормативы, должно находиться в отдельных помещениях. Работа с копировальным оборудованием, к которому относится обычный настольный ксерокс, осуществляется в соответствии с СанПиН 2.2.2.1332-03, а требования к микроклимату офиса (помещения) – в СанПиН 2.2.4.548-96.

Учет дезинсекционных и дератизационных работ в офисе должен вестись в специальном журнале, который нередко называют санитарным паспортом объекта. При проверке офиса проверяющие могут потребовать этот журнал, договоры на проведение дезинфекции, дератизации и дезинсекции, а также акты выполненных работ.

Стоит отметить, перечисленные санитарные правила и нормы обязательны для всех организаций. Штраф за нарушение санитарных норм и правил, как уже было написано выше, прописаны в главе 6 КоАП РФ.

Как проходит проверка?

Проверку сотрудники Роспотребнадзора начинают с изучения документов. В частности, инспекторы могут попросить учредительные документы, лицензии, сертификаты соответствия на производимые товары, санитарный журнал, договор на вывоз мусора и другие.

Нужно иметь в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Эти документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов. При этом продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца.

Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины. Их перечень установлен в части 2 статьи 10 Федерального закона

№ 294-ФЗ и в пункте 7.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 г. № 658:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (повторные проверки);
  • возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов действиями компаний и (или) предпринимателей.

Оформление результатов проверки

Завершив проверку, контролеры обязаны составить акт в двух экземплярах. Один из них должен остаться в фирме. К акту проверки должны прилагаться протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Обратите внимание: акт проверки может быть признан недействительным, если контролеры допустят одно или несколько грубых нарушений. Они перечислены в пункте 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ.  Так, например, грубым нарушением считается очередная плановая проверка, которую чиновники провели до истечения трех лет с предыдущей ревизии.

Обжаловать акт фирма может как в вышестоящем органе, так и в судебном порядке.

Если во время проверки были выявлены какие-либо нарушения, ревизоры выносят предписание об устранении этих нарушений. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на законодательный акт) и в какой срок эти нарушения необходимо устранить.

Кроме того, по результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как фирме (юридическому лицу), так и его должностным лицам.

Ответственность за выполненные требования Роспотребнадзора полностью лежит на руководителе предприятия. Чаще и пристальнее всего проверяют предприятия общественного питания и торговли продуктами. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм влет штраф в 200 или 300 минимальных заработных плат (минимальных размеров оплаты труда, сокращенно «МРОТ»). Несоблюдение профилактических санитарно-эпидемиологических норм чревато штрафом от 300 до 400 МРОТ. Неосторожные действия предпринимателя, приведшие к массовому заболеванию людей или животных, грозят как штрафами (100-200 МРОТ), так и возможным лишением свободы (от 2 до 5 лет в зависимости от результата эпидемии).

Нарушения со стороны инспекторов Роспотребнадзора

При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).

Заранее бояться Роспотребнадзора организациям не следует, но необходимо помнить о соблюдении всех предписаниях и о том, что штрафы и выявленные нарушения лучше всего погашать сразу, не откладывая.

Автор: Екатерина Пупыкина, Налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России.