Проверки Росприроднадзора: как избежать штрафов

Проверки Росприроднадзора: как избежать штрафов

Об основаниях для проведения плановых и внеплановых проверок

Правовые основания для проведения проверки Росприроднадзором прописаны в следующих основных нормативных документах:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Водный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 №53.

О том, как проводятся плановые и внеплановые проверки

Экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми:

  • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 №285)
  • Уполномоченными территориальными органами (на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в перечне по Постановлению Правительства от 31.03.2009 №285).

В свою очередь, внеплановые проверки проводятся в случаях:

  • проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
  • получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Для малых предприятий общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).

Об о ответственности за нарушение природоохранного законодательства

В настоящее время штрафы за нарушения в области экологии весьма велики. Вот только основные статьи Кодекса об административных правонарушениях, по которым может быть оштрафована практически любая организация:

  • Статья 8.2. Несоблюдение норм при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – штрафы: (на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
  • Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации – штраф: (на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей).
  • Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, при сбросе сточных вод – штраф: (на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
  • Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (выброс вредных веществ без специального разрешения) – штраф: на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – штраф: (на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

О том, как успешно пройти проверку по экологии 

Рассмотрим, какие документы должно иметь малое предприятие, чтобы успешно пройти проверку по экологии:

Документы по стационарным источникам загрязнения:

Стационарный источник выброса – это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (или загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством, т.е это источник, который невозможно переместить в другое место.

1. Сведения об инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды  согласно Приказу Минприроды России от 31.12.2010 N 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».

К источникам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию относятся:

  • вредные вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, приведенном в приложении 2 к Приказу №579;
  • не включенные в Перечень по приложению 2 вредные вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в п.9 Приказа №579 (показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложение 1 Порядка, больше или равен 0,1% - приземные концентрации выбросов превышают 5% от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.
  • радиоактивные вещества, выбрасываемые из источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, приведенные в Перечне загрязняющих веществ, суммарный вклад которых в годовую эффективную дозу облучения лиц из критической группы населения, создаваемую выбросом этого источника, составляет не менее 99%.

2. Сведения о предельно допустимых выбросах вредных веществ в атмосферный воздух, установленные территориальными органами для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ (проект ПДВ).

В письме Росприроднадзора от 21 октября 2011 г. N ВК-08-02-36/13737 указан перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке проекта ПДВ. Проект ПДВ выдается на срок 5 лет при условии неизменности технологических процессов, отсутствии новых источников выбросов и введения новых технологий.

3. Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Подробности его установлены Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды РФ от 25.07.2011 №650.

4. Статистическая форма 2-тп (воздух). Срок представления – 22 января после отчетного периода, представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет (Приказ Росстата от 09.08.2012 №441).

В данном отчете отражаются данные по стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ, а также ряд других показателей. В нем не отражаются данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.

Документы по отходам (для организаций малого и среднего бизнеса):

1. Сведения о представлении в федеральный орган отчетности об образовании и размещении отходов за предыдущий год. Порядок их представления разъяснен в приказе Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30.

Данные необходимо представить до 15 января после отчетного периода (календарного года). В первую очередь, их нужно сдать в электронном виде через веб-портал приема отчетности по адресу ://pnv-rpn.ru/Account/Account/LogOn. Далее отчет в бумажном виде отправляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (п.6 Порядка) с электронным номером отчета, выданном веб-порталом.

2. Паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности предприятия (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ). Подробный порядок приведен в Приказе Ростехнадзора от 15.08.2007 №570.

3. Документы по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных отходов производства и потребления предприятия. Это могут быть договора на вывоз отходов, акты выполненных работ, справки по количеству отходов.

4. Журнал образования и движения отходов (ст.19 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ, письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 №04-09/673). Его форма законодательно не утверждена, за основу можно взять форму статистической отчетности 2-ТП (отходы).

5. Статистическая форма 2-ТП (отходы). Срок ее представления – 1 февраля после отчетного периода. Предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

Отчет составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I – IV класса опасности (приказ Росстата от 28.01.2011 №17). Отчетность также сдается в электронном виде по адресу.

Иные документы, необходимые для проведения проверки:

1. Приказ о назначении на предприятии лиц, допущенных к работе с отходами производства и потребления I-IV класса опасности и документы об их профессиональной подготовке, свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами (п.6. Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 №721).

2. Приказ о назначении ответственного лица по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности, документы, подтверждающие наличие профильного образования у ответственного лица.

3. Договоры на утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп (при их наличии), копия лицензии на осуществление деятельности по отходам, инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп (Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 №681).

4. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Форма расчета утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204.

Данные представляются не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом плательщиками, осуществляющими следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

4. Платежные документы, подтверждающие оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

5. Договоры на водопотребление и водоотведение. За их отсутствие может быть наложен штраф по ст.8.14 КоАП РФ.

6. Программа экологического производственного контроля (ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

7. План природоохранных мероприятий.

8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Заблаговременно его необходимо согласовывать с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ).

Автор: Татьяна Иванова – эксперт справочно-правового сервиса «Норматив».