Как оформить путевой лист по действующим в 2021 году правилам

Как оформить путевой лист по действующим в 2021 году правилам

Путевой лист — документ, с помощью которого компании и ИП контролируют работу водителей, ведут учет и подтверждают расходы на ГСМ. В 2021 году правила заполнения этого документа изменились. На что нужно обратить внимание, чтобы у контролеров не возникло вопросов? Есть ли различия в оформлении путевых листов для грузового, легкового, спецтранспорта и автобусов? На эти и другие вопросы отвечает эксперт программы «Путевые листы и ГСМ» компании Контур Игорь Голдырев.

Какие реквизиты обязательны к заполнению

Как известно, официальных форм путевых листов не существует. В связи с этим организации и предприниматели вправе самостоятельно разработать бланк данного документа в зависимости от своих предпочтений. Но есть перечень реквизитов, которые нужно обязательно прописать в путевом листе. Они перечислены в приказе Минтранса от 11.09.20 № 368 (см. «С 2021 года путевые листы придется заполнять по‑новому»). А уточнения по заполнению этого документа содержатся в письме от 03.03.21 № Д3-468-ПГ («Путевые листы: Минтранс разъяснил, как заполнить новое поле «Сведения о перевозке»»).

Итак, путевой лист должен содержать:

  • наименование и номер документа;
  • срок действия путевого листа;
  • реквизиты собственника;
  • сведения о водителе;
  • данные о транспортном средстве;
  • сведения о перевозке.

Эти реквизиты обязательны в отношении легкового, грузового, специального транспорта и автобусов. Далее мы подробнее разберем правила заполнения этих пунктов путевого листа.

Справка

В 2008 году после отмены обязательных видов путевых листов, компании продолжили заполнять старые формы документов, добавляя в них новые обязательные реквизиты. У спецтранспорта никогда не было единой формы путевых листов.

Наименование и номер путевого листа

Наименование нужно прописать в «шапке» путевого листа и указать тип транспортного средства. Например: «Путевой лист грузового автомобиля», «Путевой лист легкового автомобиля», «Путевой лист автобуса», «Путевой лист строительной техники» и др.

Номер путевого листа может состоять только из цифр, или дополнительно из буквенных префиксов и символов-разделителей. Нумерацию следует вести в хронологическом порядке с начала года или обнулять ежемесячно. В каждом следующем документе можно изменять значащую часть числа на одну единицу. Например, «Д-I 63» заменить на «Д-I 64».

Срок действия путевого листа

Этот реквизит также нужно внести в «шапку» документа, чуть ниже строки с наименованием и номером. Если путевой лист оформляется на несколько дней, то обязательно указать дату начала и окончания срока действия. Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …».

Реквизиты собственника

Юридические лица и предприниматели оформляют этот раздел путевого листа по-разному.

Если собственником ТС является компания, то нужно указать:

  • организационно-правовую форму в соответствии с «Общероссийским классификатором организационно-правовых форм» ОК 028-2012 (утв. приказом Росстандарта от 16.10.12 № 505-ст, в редакции от 24.10.18);
  • полное наименование организации, которое значится в учредительных документах;
  • фактический адрес;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации юрлица.

Если собственником является физическое лицо, то нужно указать:

  • ФИО;
  • почтовый адрес;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации ИП.

Сведения о водителе

Они включают в себя:

  • ФИО водителя;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Этот пункт должен заверить медработник подписью с расшифровкой.

Данные о транспортном средстве

В этом разделе путевого листа необходимо указать:

  • тип транспортного средства;
  • модель, марку, государственный номер ТС, а если транспорт используется с прицепом, — то также модель, марку и госномер прицепа;
  • пробег транспорта на время выезда с парковки и на время возвращения (по показаниям одометра);
  • дату и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и возвращения обратно. Также см. «Минтранс напомнил, как составить путевой лист правильно».
Внимание!

Последние три пункта нужно заверить подписями ответственных лиц с расшифровкой. Индивидуальный предприниматель может удостоверить эти данные сам.

Сведения о перевозке

Этот реквизит введен в список обязательных с 1 января 2021 года. Необходимо заполнить два пункта: вид сообщения и вид перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ).

Определить и указать вид сообщения достаточно просто. Вариантов всего четыре: городской, пригородный, международный или междугородный.

Фиксируя вид перевозок, нужно учитывать кого или что доставляет транспорт. Например, в путевом листе одного и того же автобуса в зависимости от цели поездки будут прописаны разные виды перевозок. Обычный рейс по маршруту — «регулярная перевозка пассажиров и багажа», по договору со спортивным клубом — «перевозка пассажиров и багажа по заказу», а если команда юниорская — «организованная перевозка группы детей». А вот если автобус везет сотрудников на корпоратив, то это будет «перевозка для собственных нужд».

Важно!

Такой вид перевозок, как «перевозка для собственных нужд», подходит для большинства случаев использования легкового транспорта, так как очень часто за поездку платит не пассажир или владелец груза, а само предприятие.

Необязательные сведения для всех видов транспорта

Перечень дополнительных реквизитов зависит от цели перевозки и вида транспорта, который используется. Эти сведения помогут контролировать учет топлива и работу водителей, фиксировать выручку или рассчитывать стоимость работ для сторонних заказчиков.

Для всех видов транспорта обычно указывают следующие дополнительные сведения:

  • нормативный расход топлива, его экономию или перерасход;
  • маршрут движения.

В последнем реквизите важно указать не только адреса контрольных точек маршрута, время следования в пути и пройденное расстояние, но и информацию, подтверждающую факт использования ТС в производственных целях. Например, наименование груза, заказчика и т.п. Также см. «Обязательно ли указывать маршрут в путевом листе: разъяснения Минтранса и судебная практика».

Кроме этого, важно прописать время и длительность стоянок. Это поможет доказать, что водитель соблюдал предписанные законодательством нормативы труда и отдыха. Они указаны в приказе Минтранса от 16.10.20 № 424 (см. «Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей»). Также эти нормы предусмотриваются в коллективном договоре или соглашении.

Внимание!

Путевой лист не подтверждает реальное рабочее время водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2018.

Необязательные сведения для автобусов

В путевых листах автобусов обычно указывают еще два дополнительных реквизита:

  • остаток топлива при пересменке. Этот показатель нужен, чтобы оценить эффективность работы водителя. Перерасход или экономию топлива записывают на конкретное ответственное лицо.
  • показатели выручки. Поскольку автобус как правило является коммерческим транспортом, нужно указать плановый и фактический объем выручки, ФИО кондуктора, а в характеристики маршрута движения внести количество пассажиров. Отметим, что если вы используете специальную форму № 6 «Путевой лист автобуса» (утв. постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78), то указать эти пункты будет негде.

Необязательные сведения для грузового и спецтранспорта

Здесь можно дополнительно фиксировать почасовую работу, объем и виды грузов, имена заказчиков, стоимость работ, номера договоров и т.п.

Путевой лист и затраты на ГСМ

Налоговики не всегда принимают путевые листы как подтверждающий документ (см. письмо Минфина от 16.06.11 № 03-03-06/1/354). Оправдать затраты на ГСМ можно другими документами, например, актами списания и выполненных работ.

Если организация не является автотранспортным предприятие, желательно внести в приказ по учетной политике положение об использовании путевых листов в качестве оправдательных документов при списании производственных затрат на ГСМ. В противном случае налоговики могут не принять путевые листы в качестве подтверждающего документа.

Также см. «Практические советы по учету и списанию ГСМ».

Что еще нужно знать о путевых листах

Назовем некоторые важные особенности оформления путевых листов.

Обязательно оформите его перед тем, как водитель выйдет на маршрут. Иначе инспекторы ГИБДД выпишут штраф.

Когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу, нужно сделать отметку о предсменном техническом контроле, а не о предрейсовом.

Если на одном транспортном средстве работает несколько водителей, укажите всех в одном путевом листе, либо выпишите документ на каждого сменщика.

Оформляя несколько путевых листов, в первом из них укажите время выезда транспорта и показания одометра, в последнем — время возвращения и новое значение пробега.

Где регистрировать путевой лист

В специальном журнале регистрации. Организации и ИП вправе разработать собственную форму этого документа. Однако многие продолжают пользоваться унифицированным бланком № 8 «Журнал учета движения путевых листов» (код по ОКУД 0345008), который был утвержден постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78.

Внимание!

Заполнять путевые листы по действующим правилам и вести журнал учета путевых листов можно в сервисе «Путевые листы и ГСМ». Сервисе позволяет создавать путевые листы для разных видов транспорта, спецтехники и автобусов в виде бланков или заполненных документов. Кроме того, в сервисе можно задавать маршруты следования транспорта и использовать их при заполнении путевых листов.

Игорь Голдырев, эксперт программы «Путевые листы и ГСМ» компании СКБ Контур

Материал предоставлен порталом «Бухонлайн»