Документы, подтверждающие реальность сделки, помогут при налоговой проверке

Документы, подтверждающие реальность сделки, помогут при налоговой проверке

Налоговая служба рекомендует организациям аккумулировать и сохранять документы, которые могут подтвердить реальность совершения сделки с контрагентом.

В ходе проверок налоговыми органами зачастую устанавливаются сделки, которые совершались не в реальности, а на бумаге, что является признаком деятельности «фирм – однодневок». Если по итогам анализа контрагент обладает признаками «проблемного» и определён в качестве «однодневки», в отношении организации и её контрагентов проводится ряд контрольных мероприятий, направленных на доказательство того, что хозяйственная операция не имела места в действительности, а только значится таковой по документам.

Так, если по результатам проверки сделка признана нереальной, доказано, что товар не существовал, либо установлено, что организация для выполнения работ привлекала другую организацию, нежели указана в договоре и фактически выполняла работы собственными силами, ей откажут в вычетах по НДС и уменьшат расходы при расчете налога на прибыль. Вышеуказанное вытекает из норм статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Чтобы избежать неприятной ситуации, всегда необходимо иметь на руках документы, подтверждающие чистоту и добросовестность совершения сделки в тот момент, когда это происходило.

Такой пакет документов поможет организации доказать свою правоту в ходе налоговых проверок и в суде:

- Письмо вашего заказчика, подтверждающее, что на его территории присутствовали субподрядчики, которые могли проходить без представителей подрядчика.

- Журнал пропусков с указанием ФИО сотрудников, которые проходили на территорию для выполнения работ.

- Журналы проведения инструктажей по технике безопасности.

- Сравнительная таблица полученных услуг, которые соотносятся с выполненными работами (применение позаказного метода учета - распределение товаров, работ, услуг для каждого конкретного заказа).

- Калькуляция стоимости работ и услуг, графики выполнения работ. (по каждому договору).

- Табели учета рабочего времени и штатное расписание.

- Должностные инструкции (например, в случаях, когда из их содержания вытекает, что в обязанности сотрудников не входит выполнение спорных работ).

- Табеля учета рабочего времени сотрудников подрядчика.

- Любые документы, которые подписали госорганы (акт ввода в эксплуатацию жилого дома, судебное решение по результатам спора с контрагентом и т.д.).

- Сертификаты соответствия товара, акты осмотра, страховые полисы, дефектные ведомости.

- Документы, обосновывающие необходимость привлечения субподрядных организаций, при наличии сотрудников в штате организации, при наличии необходимой технической и материальной базы, оборудования.

- Иные документы, подтверждающие реальность совершаемых сделок.

Кроме того, руководству организации следует разработать и утвердить внутренний нормативный документ, регламентирующий способ отбора контрагентов, и в дальнейшем не нарушать эту процедуру при отборе новых потенциальных партнеров.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)