Законодательство о контрольно-кассовой технике претерпело существенные изменения

Законодательство о контрольно-кассовой технике претерпело существенные изменения

Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее – Управление) сообщает о вступлении в силу с 15 июля 2016 года Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 290-ФЗ). Данный законодательный акт размещен в справочно-информационной системе «Консультант-плюс».

Обращаем внимание, что в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» внесены значительные поправки, которые коснулись почти каждой статьи (за исключением отдельных положений).

В первую очередь это коснулось название самого Федерального закона. Теперь он называется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). Значительно расширен перечень понятий, которые используются для целей Федерального закона № 54-ФЗ, определены новые субъекты законодательства о применении контрольно-кассовой техники (оператор фискальных данных, эксперт, экспертная организация), а также расширены сфера и правила применения контрольно-кассовой техники.

Существенно увеличен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники (пункты 2, 3, 5 и 6 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Вместе с тем, положения пунктов 2, 3 и 5 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (пункт 8 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В новой редакции Федерального закона № 54-ФЗ для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, согласно перечня, утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае использования ими права не применения ККТ введено обязательное условие выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета и содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами 4-12 пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также подпись лица, выдавшего этот документ (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Впервые в законодательный акт отдельно включен порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники (статья 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

По требованиям, предъявляемым к кассовому чеку и бланку строгой отчетности, предусмотрена отдельная статья 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Пользователь ККТ с функцией передачи информации (продавец) обязанность выдачи кассового чека или бланка строгой отчетности на бумажном носителе может не исполнять, поскольку данные документы продавец вправе направить покупателю (клиенту) в электронной форме на указанные им до момента расчета абонентский номер либо адрес электронной почты.

Применение ККТ теперь предусмотрено при продаже товаров (работ, услуг) в случае расчетов, осуществляемых с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет». В этом случае пользователь ККТ (продавец) или уполномоченное им лицо обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов (пункт 5 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года.

Также, плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на патентной системе налогообложения, получили отсрочку в части обязательного применения контрольно-кассовой техники до 1 июля 2018 года.

Переходные положения Федерального закона № 290-ФЗ предусматривают плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ, в частности, со дня вступления указанного Федерального закона предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок применения ККТ, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию ККТ в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу данного Федерального закона № 290-ФЗ. При этом ККТ, не осуществляющая передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и зарегистрированная до 01.02.2017, может применяется только до 01.07.2017.

Следует отметить, что после 01.02.2017 налогоплательщики, применяющие ККТ, у которой подходит срок замены ЭКЛЗ, не вправе перерегистрировать ККТ и обязаны снять с регистрационного учета ККТ старого формата, и в соответствии с новым порядком зарегистрировать в налоговом органе приобретенную (модернизированную) ККТ.

Кроме того, Управление обращает внимание, что налогоплательщики, применяющие ККТ, имеют возможность приобрести комплект доработок (модернизации) для имеющейся у них ККТ старого образца, который приведет ККТ в соответствие с требованиями нового законодательства и позволит пройти процедуру регистрации ККТ по новому порядку.

Вместе с покупкой комплекта доработок (модернизации) ККТ или новой ККТ налогоплательщику необходимо приобрести фискальный накопитель, заменяющий электронную контрольную ленту защищенную (далее – ЭКЛЗ). Узнать о возможности модернизации ККТ пользователь может у производителя ККТ или у уполномоченной организации, обслуживающей его ККТ (центра технического обслуживания).

В связи с этим, Управление рекомендует налогоплательщикам произвести замену либо модернизацию применяемой контрольно – кассовой техники в срок до окончания используемой ЭКЛЗ, что позволит минимизировать затраты.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)