Установлены правовые основания для уплаты НДС со стоимости электронных услуг, изменены требования к банковской гарантии и договору поручительства

Установлены правовые основания для уплаты НДС со стоимости электронных услуг, изменены требования к банковской гарантии и договору поручительства

Специалисты УФНС России по Иркутской области пояснили изменения законодательства по вопросам уплаты НДС, вступившие в силу с 1 января 2017 г.

Пояснения к электронной декларации по НДС нельзя представлять на бумажном носителе. Если при камеральной проверке у лица, обязанного сдавать декларацию по НДС в электронной форме, налоговый орган запросит пояснения, то направлять такие пояснения нужно будет только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, утвержденному ФНС России. Пояснения на бумажном носителе не будут считаться представленными. Такие положения закреплены Федеральным законом от 01.05.2016 №130-ФЗ (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ). До 1 января 2017 г. требования к форме пояснений не были установлены, их было допустимо представить в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Установлены  правовые основания для уплаты НДС со стоимости услуг, предоставляемых в электронной форме (Федеральный закон от 03.07.2016 №244-ФЗ), например, доступ к базам данных, рекламные услуги, доменные имена, хостинг, администрирование информационных систем, сайтов и другие услуги, перечисленные в статье 174.2 НК РФ, оказанных иностранными организациями (за исключением иностранных организаций, оказывающих услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации) российским потребителям.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации российским потребителям иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, услуг в электронной форме признается территория Российской Федерации. При этом если указанные услуги реализуются напрямую российским организациям и индивидуальным предпринимателям, то обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на данные организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых в данном случае в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 161, п. 9 ст. 174.2 НК РФ налоговыми агентами.

В случае, когда иностранная организация оказывает электронные услуги напрямую физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, то обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на иностранную организацию в порядке, установленном ст. 174.2 НК РФ. При этом у иностранной организации возникает обязанность по постановке на учет в налоговых органах не позднее 30 календарных дней с начала оказания данных услуг (п. 4.6. ст. 83 НК РФ). Вместо иностранной компании на учет может быть поставлен посредник (тоже иностранная компания), от ее имени оказывающий электронные услуги.

Такой посредник в соответствии с п. 2 ст. 174.2 НК РФ признается налоговым агентом и ставится на учет в том же порядке, что и иностранная компания, непосредственно оказывающая электронные услуги физическим лицам. Когда иностранная компания оказывает электронные услуги через посредника – российскую организацию, индивидуального предпринимателя или обособленное подразделение иностранных организаций, расположенное на территории Российской Федерации, то в данном случае налоговыми агентами являются обозначенные организации и индивидуальный предприниматель в соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ, п. 10 НК РФ, и, соответственно, на них возлагается обязанность по исчислению  и уплате в бюджет НДС.

Дополнен перечень необлагаемых НДС операций: в соответствии с пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождены от НДС операции по выдаче поручительств или гарантий (для небанковских организаций) – Федеральный закон от 30.11.2016 №401-ФЗ.

Скорректированы правила, когда нужно восстанавливать НДС при получении субсидий на возмещение затрат. В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 №401-ФЗ) восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, необходимо независимо от того, из какого бюджета налогоплательщиком получены субсидии на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. До 1 июля 2017 г. восстанавливать НДС необходимо только в случае, когда субсидия получена налогоплательщиками из федерального бюджета.

Дополнен перечень организаций, которые имеют право возмещать НДС в заявительном порядке. С 1 июля 2017 г. согласно пп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ возмещать НДС в заявительном порядке смогут организации, у которых обязанность по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со ст. 74 НК РФ. При этом поручитель должен отвечать требованиям, установленным п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 №401-ФЗ).

Изменены требования к банковской гарантии для заявительного порядка возмещения НДС. В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 176.1 НК РФ срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявили налог к возмещению. До этого срок был восемь месяцев.

Изменены требования к договору поручительства для заявительного порядка возмещения НДС

С 1 июля 2017 г. согласно п. 4.1. ст. 176.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 №401-ФЗ) срок действия договора поручительства должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению, и не может быть более одного года со дня заключения договора поручительства. До этого изменения срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее, чем через восемь месяцев.

Продлено право на нулевую ставку по воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Крым (Севастополь). До 1 января 2019 г. воздушные перевозки пассажиров (багажа) в Крым (Севастополь) и обратно будут облагаться НДС по нулевой ставке. Ранее данная ставка была установлена со сроком действия до 1 января 2017 г. (ст. 5 Федерального закона от 30.11.2016 №401-ФЗ).

Изменены критерии, которым должны соответствовать периодические печатные издания для применения 10-процентной ставки по НДС. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 №408-ФЗ) периодические печатные издания, в которых объем рекламы не превышает 45% площади номера, в целях Налогового кодекса Российской Федерации не будут рекламными, и НДС при их реализации исчисляется по ставке 10 процентов. Ранее ограничение по объему рекламы было до 40 процентов.

Внесены изменения в перечни кодов продукции, облагаемой НДС по ставке 10% в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ. Так, изменен перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых при реализации НДС по ставке 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 №1377). В частности, увеличено количество позиций для скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов, муки, крупы и сахара, при этом уменьшено - для яиц, масла растительного, хлеба и хлебобулочных изделий.

Также приведены в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности следующие перечни: кодов видов товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%; видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации НДС по ставке 10%; медицинских товаров, реализация и ввоз которых не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1459, от 28.12.2016 №1527, от 31.12.2016 №1581).

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)